| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | кабардино-балкария |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Кабардино-БалкарияОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Кабардино-Балкария

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Кабардино-Балкария

В VII—XII вв. всю горную полосу Кабардино-Балкарии заселяли аланы. До сих пор некоторые вершины, перевалы, речки в горах носят аланские названия. Не исключено, что аланское население гор было не вытеснено новыми поселенцами — тюркоязычными народами, а ассимилировано последними. В. Ф. Миллер и В. И. Абаев привели убедительные доказательства об ираноязычном аланском населении Карачая и Балкарии в домонгольское время. Доказательства эти были построены на существовании там осетинской топонимики, на анализе Зеленчукской надписи XI в. в Карачае, написанной по-алански, и на свидетельствах византийских и грузинских письменных источников. Л. И. Лавров, разделяя эту версию, добавляет, что территорию Кабарды, Пятигорья и, частично, Карачая в домонгольское время занимали и половцы. К такому выводу его привели находки там каменных баб, приписываемых половцам, находки в Карачае древнетюркских рунических письменных памятников, присутствие в Пятигорье и Кабарде тюркской топонимики и отсутствие на этой территории (за исключением района, пограничного с Осетией) иранской топонимики.

К тюркской топонимике относятся, в частности, такие наименования как Бичесын, Боргустан, Бештау, Бырмамыт, Малка, Гунделен, Баксан, Кызбурун, Нальчик, Кашкатау, Черек, Акбаш, Татартуп, Эльхотово и др. Встречаются и топографические названия, представляющие собой имена святых, например: Тотур-таш (камень Тотура, Св. Феодора), Аш-Тотур (Св. Феодор), Аш-Элиа (Св. Илия), Башил (Св. Василий), Жеорги (Св. Георгий), Байрам (осет. Майрамъ — Богородица) и др. Христианские имена звучат в названиях месяцев у горских татар, к примеру: Хучау ман (по осет. Хуцау бон — Божий день) — месяц Пасхи, Николай - месяц Май (Св. Николая), Тотур. (месяц Св. Феодора).

Таким образом, поскольку Балкарией и значительной частью Карачая до XIII в. прочно владели аланы, то появление здесь карачаевцев и балкарцев невозможно было до XIII в. Непосредственно после монгольского нашествия предгорьями Центрального Кавказа овладели кабардинцы, и это должно было сильно затруднить переселение тюрок в горы, так как последним требовалось бы пройти через земли, занятые кабардинцами. Поэтому Л. И. Лавров наиболее вероятным считает предположение, что тюркоязычные предки карачаевцев и балкарцев появились в горах не до и не после монгольского нашествия, а во время его. Намеки на это сохранились в письменных источниках того времени.

В результате совместного проживания половцев и алар произошло постепенное слияние их в одни народ. В пределах Карачая и Балкарии до сих пор обнаруживается влияние риторской речи в современном языке. Значительным является вклад алан в материальную и духовную культуру этих тюркоязычных народов. На территории Балкарии сохранилось большое число городищ, селищ и могильников аланского времени. В долинах рек Баксана и Нальчика обнаружены целые системы оборонительных сооружений, состоящие из городищ и фортов, находящихся на расстоянии зрительной связи друг с другом. Большое число городищ, трудоемкость прорытия широких и глубоких (до 12 и более метров) рвов, а также значительная площадь ряда городищ доказывают многочисленность аланского населения.

Христианство распространялось у алан быстро, но оно не смогло вытеснить древние местные верования. В X в. некоторая часть алан, подобно хазарам, исповедовала не христианство, а иудейскую религию. На территории Карачая в XI в. были уже и мусульмане. Аланский епископ Феодор в первой половине XIII в. писал, что его паства по-прежнему поклоняется языческим демонам на высоких местах и вообще аланы христиане только по имени. В. И. Абаев пришел к выводу, что « дохристианская религия алан представляла синтез двух элементов: дозороастрийского иранского (с рядом специфических черт, характерных для скифо-массагетской группы) и субстратного кавказского, который стал проникать в религию алан с момента их появления на Кавказе, т. е. с первых веков н. э. Зороастризм не оставил в религии алан сколько-нибудь заметных следов». Христианство легло на мощный слой дохристианских представлений домонгольского населения Балкарии и Карачая.

Начало проникновения христианства на территорию Балкарии, на основании данных археологических находок и памятников материальной культуры, можно отнести к VI—VIII вв. В Балкарии осталось много следов древнего христианства. Например, камни Байрым, святые места, посвященные Богородице, которым женщины еще в XIX в. приносили жертвы. При впадении р. Зилги в Терек М. М. Ковалевский отмечает курган с осетинским названием Хусан-уат (т. е. спальня). Сделанная в нем дверь ведет в небольшое, сложенное из камня помещение внутри кургана. По словам местных жителей, здесь было очень много каменных статуй, причем одна — в виде женщины с младенцем на руках. Мимо этого кургана не носят покойников и не пропускают свадебные поезда. Все проходящие должны оставить там какое-нибудь приношение.

Во многих селениях в 1883 г. В. Ф. Миллер обнаружил небольшие каменные сооружения или просто большие камни, называемые Байрым (Мады-Майрамъ). К ним, несмотря на столетнее господство мусульманства, обращались женщины с молитвой о даровании детей. В 1770 г. академик Гюльденштедт во время своего путешествия на Кавказ сообщал про горских жителей - баксанцев, что они, «хотя и обращены в мусульманство, чтут древния церкви, соблюдают посты и воскресные дни, едят свинину и не имеют ни мечетей, ни мулл».

Интересным обстоятельством является то, что В. Ф. Миллер пишет о башнях со сквозными крестами, и у некоторых из них кресты были разбиты ревнителями ислама. Это свидетельствует о вторичной трансформации креста как религиозного символа в символ сакральный. В селении Хулам В. Ф. Миллер отмечает камень, стоящий посреди аула и посвященный Божьей Матери (Байрэмъ). Близ селения Чегем, на горе Донгат, исследователь обнаружил могильные плиты с изображениями крестов. Эти плиты были снесены с ближнего кладбища и послужили материалом для ограды небольшого загона для скота. Кресты высечены четырехконечные самых простых форм.

Основные христианские объекты на территории Кабардино-Балкарии - храмы, кресты, могильники и плиты с крестами — расположены в горной местности, по Скалистому хребту. Несмотря на локализацию в разных ущельях, все эти объекты до настоящего времени имеют между собой интенсивную коммуникационную связь по горным тропам. Тропа непосредственно ведет на территорию Северной Осетии, в район Дигории. Выше уже акцентировалось внимание на культурных взаимосвязях между названными территориями. Это обстоятельство может пролить свет на источник проникновения христианства в рассматриваемый регион, и некоторыми исследователями высказывались предположения о проникновении христианства из Дигории.

Однако при рассмотрении данного вопроса необходимо принять во внимание два существенных факта. Первый - то, что в районе Чегемского ущелья имеется раннехристианское поселение Лыгыт, храм которого относится к VI—VIII вв. Христианство в Дигории имеет гораздо более позднее происхождение. Второй факт - заметное сходство в строительных приемах домостроительного и башенного зодчества Балкарии со строительными приемами Сванетии. Например, башня Балкаруковых в селении Верхний Чегем имеет формы типичной сванской башни. Кроме того, существует сходство со Сванетией и в самом принципе строительства церквей. Как в Сванетии, так, судя по всему, и в Чегемском ущелье имел место принцип строительства фамильных церквей. Поэтому так много храмов в самом селении Верхний Чегем.

В Сванетию христианство проникло довольно рано - на ее территории имеются церкви VI—VIII вв., по структуре и внешнему виду сходные с более поздними на территории Балкарии. Это небольшие, прямоугольного плана безапсидные здания со сводчатым потолком и двускатной кровлей. По моему мнению, своеобразным христианским центром в период средневековья на данной территории являлся район селения Верхний Чегем, наиболее значительный по застройке, крепостным сооружениям и количеству церквей.

Храм № 2


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!