| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | христианские памятники X-XIV вв. на территории дагестана | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» Христианские памятники X-XIV вв. на территории Дагестана | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Христианские памятники X-XIV вв. на территории ДагестанаХристианские памятники X-XIV вв. Дагестан Интенсификация христианизации Аварии (Сарира) в X-XIV вв. хорошо иллюстрирована данными письменных источников. У Ибн Руста в «Книге драгоценных камней» (написано около 912 г.) отмечается, что «все обитатели крепости - христиане, а все остальные жители страны - язычники», по приписке от 1310 г. к Евангелию, принадлежащему Л. А Магалашвили, на территории Дагестана во времена царствования Георгия Блистательного и святейшего патриарха Грузии Еквтимэ существовало нескольких епархий (Анцухская, Цахурская и Хунзахская). Следует отметить и упоминание «хундзского каталикоса Окропири» в синодике XV в. одного из грузинских монастырей на Синае, в котором отмечается существование в Дагестане митрополии Грузинской Православной Церкви. По предположению Г. Гамбашидзе, инициатором новой волны христианизации Аварии в X в. выступает Кахетия. Основная масса церквей, построенных в этот период, была сосредоточена на Хунзахском плато. По своему пространственному расположению Хунзахское плато выделяется в Аварии, во-первых, пересекающими его дорогами, связывающими на юго-западе - с Грузией и Азербайджаном, на северо-западе - с Чечней, на востоке - с Прикаспийскими районами Дагестана, во-вторых, стратегичностью - природной труднодоступностью и укрепленными поселками на древних дорогах. Центром является гора Акаро со множеством христианских культовых построек, покрытых черепицей, на которой найдено: большое количество культовых произведений монументальной и мелкой скульптуры местного исполнения, а также символов христианской религии - больших и малых каменных и металлических крестов, памятников эпиграфики, исполненной местными мастерами-каллиграфами; местная и импортная продукция (керамика, металл, стекло), украшения городского типа (стеклянные браслеты и кольца); кладбища городского типа (унифицированные погребения почти с каноническим христианским обрядом захоронения), керамический водопровод (зафиксированный на склонах горы Акаро и в Хунзахе), который свидетельствует о высоком уровне культуры Хунзаха уже в X-XI вв. В связи с этим существуют все основания утверждать, что столица упоминаемого в арабских источниках раннесредневекового (V1-XI вв.) царства ас-Сарир (занимавшего центральную и западную части территории теперешнего Дагестана, населенные аварцами), называемом в историко-географическом труде Масуди - «Россыпи золота», законченного в 943 г. («Хумраджъ», «Дж. мр. дж», «X. мз. х»), находилась в юго-восточной части Хунзахского плато, на месте теперешнего селения Хунзах. Упоминающуюся же у Ибн Руста, в его «Книге драгоценных камней» (Ибн Руста использовал данные анонима, побывавшего в ас-Сарире), «Царскую крепость, стоящую на вершине горы, которая имеет площадь 4х4 фарсаха и окружена каменной стеной», по фортификационным материалам и данным археологических раскопок можно локализовать на возвышающейся над Хунзахским плато горе Акаро. На горе Акаро, возвышающейся над Хунзахским плато 2500 м над уровнем моря), Дагестанской археологической экспедицией 1976 г. было обнаружено здание христианского средневекового комплекса, в составе которого обнаружены остатки христианского храма X-XIV вв. (рис. 2.4, в). Результаты раскопок были опубликованы Г. Гамбашидзе. Здание ориентировано алтарной частью храма на северо-восток, внешний обмер - 17,03 х 7,69 м), построено на скалистом материке, материал стен - слегка обработанные камни и туфовые квадры на земляном растворе, снаружи и внутри здание было оштукатурено. В восточной части здания находилась «зальная» однонефная церковь (внешний обмер - 6,84 х 5,18 м), с вписанной в восточную стену подковообразной апсидой, которая возвышалась над залом ступенью. Четырехугольный каменный престол пристроен к восточной стене. У северной стены - остатки двухступенчатой в плане шлястры, у южной стены - одноступенчатой. Вход в церковь был с юга или с запада, на что указывают проемы в стенах. В здании обнаружена строительная керамика. Кровля была покрыта плоской и желобчатой черепицей, иногда глазурованной. Глазурованная черепица применялась в церковном строительстве Грузии XII-XIII вв. Особое значение имеют находки фрагментов ангабированных, но почему-то не глазурованных черепиц, что дает возможность предположить их местное происхождение. Во время археологических раскопок церкви на горе Акаро Г. Гамбашидзе было выявлено большое количество поломанных каменных крестов самых разнообразных форм и орнаментации. На большинстве из них имеются надписи мемориального содержания, исполненные древнегрузинскими шрифтами «асомтаврули» и «нусхахуцури», а также двуязычных - исполненных на грузинском и аварском языках. По своим палеографическим признакам (очертание букв и титлов в некоторых надписях «стелообразным» и «точкообразным» окончанием их краев, разделительные знаки, отделение слов друг от друга, сокращения, лигатура, влияние письма «нусхури» на «асомтаврули», смешивание букв «нусхури» в «асомтаврули», двухлинейное и четырехлинейное письмо и т. д.) надписи можно датировать X-XIII вв. Эти находки дают ценные сведения о распространенности грузинской письменности и языка, о языке богослужения, о существовании местной письменности на основе древнегрузинской графической системы. По этим обломкам, а также по следам пожара (в алтаре и на строительных камнях) можно заключить, что кресты были поломаны, а церковь полностью разрушена. Возможно, это произошло во времена драматических событий в Хунзахе, упоминающихся в труде арабского географа XIII-XIV вв. Мухаммеда Рафи «Тарих Дагестан-намэ», или же Тамерлановских нашествий конца XIV в. Около селения Ашитль, у древней дороги на Хунзахское плато, по правую сторону ущелья р. Тобот, Г. Гамбашидзе также выявлена христианская церковь XI-XIII вв. зального типа, ориентированная алтарем на северо-восток, внешний обмер - 11x6м). Церковь была построена на склоне, на выровненной площадке. Материал стен - грубо обработанные камни, а также кирпичи на земляном растворе. В восточной части здания находится подковообразная апсида, аналогичная апсиде церкви на горе Акаро. Вход - с запада, смещен в сторону северной стены. В середине церкви воздвигнут монолитный алтарный камень. Здание также было перекрыто плоской и желобчатой черепицей. Очень интересен находящийся недалеко от Гидатлинского общества у селения Датуна христианский храм, один из немногих сохранившихся в Дагестане. О постройке этой церкви имелись сведения у секретаря Шамиля Али Гаджи Чохеского, которые проводятся М. Алихановым-Аварским в заметке, помещенной в газете «Кавказ» в 1896 г. Согласно данным Али Гаджи, она была построена грузинами в 1363 г. Однако на основании анализа архитектурных особенностей P. O. Шмерлинг датирует этот памятник концом X - первой половиной XI в. XI в. датирует храм Датуна Г. Я. Мовчан. Храм находится у Аваро-Кахетинской дороги, километрах в двадцати от долины бывшей общины Гидатль. «Войдя в узкое горнило ущелья и вместе с ним сделав несколько крутых поворотов, вы вдруг сразу попадаете в большую котловину, посреди которой, на мыске, стройно высится церковь. Напротив нее, на довольно крутом склоне ущелья, расположено городище с остатками каменных стен и фундаментов построек». Храм возвышается в скалистой теснине Хатан-Бугер-Кхол, из которой вытекает безымянная речка, впадающая в р. Аварское Койсу. Здесь речка делает петлю, и мыс омывается ею с трех сторон, кроме западной. Храм производит впечатление высокой подчеркнуто устремленной ввысь постройки. Этому способствует пропорциональное построение - небольшая ширина по сравнению со значительной высотой - и почти полное отсутствие наружного декора. Храм сложен из хорошо отшлифованного золотисто-желтого песчаника и стоит на цоколе более грубого и темного камня. Храм подробно описан В. И. Марковиным: «Западная, узкая сторона храма с входным проемом опирается на гребень скальной платформы, с севера она резко опускается к речке. Дверной проем стены имеет прямоугольную форму 2,30 х 0,86 м), в нижней части он разрушен, выбит ногами посетителей, но некогда, очевидно, находился почти на одном уровне со скальной основой. Над дверями, расположенными строго по центру стены, устроена узкая оконная щель. В нижней части она несколько расширяется, что придает ей вид бойницы A,2 х 0,2 м). Сверху окно завершается монолитом с аркообразной выемкой. Эта стена, как и другие, сложена чередованием узких горизонтальных рядов камней. В верхней "коньковой" части стены регулярность кладки несколько сбита. Возможно, ее ремонтировали. Вся северная часть данной стены стоит на цоколе, достигающем до 3 м высоты. Здесь он образует выступ в 0,25 м ширины. Кладка цоколя более небрежна, по углам в нижней части ее видны крупные камни. С северной стороны, где скала платформы наиболее резко опускается к речке, цоколь проходит вдоль всей стены. Здесь, в ее центральной части имеется второй дверной проем, расположенный у самого края цоколя. К сожалению, проем сильно разрушен. В верхней его части сохранилась горизонтальная плита от тимпана. Размеры самого входа - 1,58 х 0,87 м. Можно думать, что северный проем в случае опасности служил для отхода молящихся в глубь ущелья. Тогда к нему должны были приставлять лестницу. Восточная, торцовая стена также стоит на цоколе. Находящаяся перед нею скальная площадка полога и сильно расширяется. Здесь могли располагаться верующие, не уместившиеся в самой церкви. В центре этой стены на высоте 1,7 м от верхнего края цоколя прорезано второе щелевидное окно, уже описанной конструкции (высота его 1,6 м). Им освещается алтарная часть храма. Чуть выше окна и почти на равном расстоянии от него и краев стены заметны круглые световые глазки, высеченные в крупных сближениях камня. Через них проникал свет в пастофории - небольшие помещения, расположенные по бокам апсиды. В пристроенной части восточной стены видны три узких проема (центральное фрагментировано, высотой до 0,6 м), напоминающие бойницы. Вполне возможно, что они имели оборонное значение. Южную стену можно обойти по кромке скалы. В ней устроен хорошо сохранившийся дверной проем с полукруглым тимпаном (размеры собственно двери - 2,5 х 1 м, высота тимпана 0,8 м). Эта дверь как бы дополняет основной, западный вход в храм. В центре стены на высоте 3,2 м от подножия скалы имеется третье щелевидное окно той же формы (высота его 0,98 м)». По краям апсиды в толще ее стен на высоте до 2 м от уровня пола устроены специальные помещения, характерные для армянской церкви - так называемые пастофории. Северный пастофорий представляет собой узкое помещение с прямым завершением в плане и со сводчатым покрытием 2,42 х 0,6 м при высоте до 2,2 м). Оно освещалось небольшим проемом конической формы, выходящим на восточную сторону. Южный пастофории в передней части закруглен и также имеет сводчатое покрытие B,3 х 0,56 м при высоте до 2,2 м). Освещение его осуществляется двумя круглыми световыми отверстиями, обращенными в восточную и южную стороны. Помещение имеет неглубокую нишу и каменную полку. Назначение пастофориев до настоящего времени точно неизвестно, но они, несомненно, связаны с особенностями богослужения армянской церкви. Интересны конструктивные особенности храма Датуна. Храм перекрыт коробовым сводом. Центральная часть здания отделяется от притвора и алтаря сильно расчлененными ребрами арок. Над ней нависает крест в виде гурта, обтекающий коробовый свод постройки. Крест занимает центральную часть потолка, ограниченную несущими ребрами арок. С внутренней стороны западная стена имеет пилястры прямоугольного, сечения в центре и ребристого по бокам. В верхней части они завершаются арочными нишами с полочкой. Кладка пилястр не всегда четкая. Пилястры баз не имеют. В высоту они достигают почти 8,5 м. Южный дверной проем также обрамляют угловые пилястры, смыкающиеся с пилястрами западной стены и с несущим ребром арки центральной части. Широкая арочная,ниша завершает эту конструкцию. Дверной проем относительно ее оси сбит к востоку. Описанная конструкция повторена и на глухой северной стене притвора. Стены храма толщиной 0,9 м сложены на известковом растворе из хорошо обработанных камней песчаника. Храм сложен из тесаного камня с забутовкой отдельных пустот в кладке. Облицовка с забутовкой характерна для строительной техники Грузии начиная с IX в. Уже с VIII в. кладка каменными отесанными квадрами почти исчезает в Грузии, но продолжает существовать в Армении. В. И. Марковин относит храм Датуна по архитектурно-конструктивным особенностям (скрытая алтарная часть, тайнички по сторонам апсиды, скупость внешнего декора, строительная техника) к грузинским храмам, сравнивая его с храмом в Цирколи VIII в. Однако, на наш взгляд, храм Датуна по конструктивным особенностям (кладка из каменных квадров, наличие гурта над центральным объемом), а также по особенностям плана мог быть построен по армянскому образцу. План храма Датуна очень близок, например, церкви Аменапркич в Санаине, которая, правда, имеет купол, но купол имеет и грузинская церковь в Цирколи, а в храме Датуна его нет. Для армянских церквей характерно также устройство закругления в южном пастофории при прямом завершении северного. Армянская церковь имела длительное влияние на церковь Кавказской Албании, и впоследствии, после распада Албании, Армения проводила политику приобщения к христианству населения, проживающего на территории каспийского отрезка торгового пути, засылая на эту территорию миссионеров наряду с Грузией. Представляет большой научный интерес зафиксированный в тимпане южной двери церкви селения Датуна фрагмент настенной живописи, что наряду с косвенными данными церквей Акаро и Хини (находки на них высококачественной штукатурки) дает возможность допустить существование в средневековой Аварии традиции украшать христианские церкви фресковой живописью. В районе Хунзахского плато и в Гидатлинском обществе обнаружены памятники местной монументальной и мелкой пластики и скульптуры - рельефные каменные плиты из песчаника, возможно, от алтарных преград, каменные кресты (известняк, песчаник) самых разнообразных форм и размеров, постаменты от креста и фрагменты резьбы по дереву, предположительно от дверей. Орнаментальные мотивы представляют собой геометрический, ленточный, растительный орнамент - пересекающие двухжелобчатые и трехжелобчатые круги, связанные между собой узелками с дырочкой в центре, стилизованные листья, пальметки, заключенные в кругах листика «плакучего» вида, елочные меняющиеся косые насечки, «гармонеобразный», «шнуровой» орнамент, солярные знаки, розетки, выбитые «пунсоном» концентрические кружочки с точкой внутри; сюжетное изображение людей, борющихся около креста-монумента, крестов и т. д. Стилистические и технические особенности - резьба высоким, а также низким рельефом, имеют аналоги среди алтарных преград, монументальной росписи, художественной резьбы по дереву и чеканки Грузии X-XI и XII-XIII вв. В то же время Г. Гамбашидзе отмечает и местные, локальные черты, что особенно выражается в схемах композиционных построений и з стилизации и упрощении исполнения отдельных орнаментальных мотивов. На основе изучения кубачинских рельефов (замковые камни арок, капители, тимпаны, обрамления окон, изготовленных из песчаника и украшенных орнаментом в виде пятилепестковой пальметки или полулиста) Г. Гамбашидзе высказывает предположение об их экспорте из Аварских районов (Гидатль-Хунзах), что, безусловно, хороший показатель развития строительного искусства в названных районах Аварии. В Аварии выявлено множество изображений различных типов крестов («греческий», «латинский», «георгиевский», с «вилообразными окончаниями», «лапчатый», «удлиненный лапчатый», «укороченный лапчатый» с шаровидными окончаниями, «лапчатый с процветшими и лапчатыми крестиками», комбинированный - с «треугольными и вилообразными» окончаниями, «шаровые» с цилиндрическими окончаниями и т. д.) на строительных камнях, на маленьких каменных квадрах, а также нательные металлические кресты малых и больших размеров (селения Хунзах, Акаро, Гиничутль, Ахалчи, Чондотль, Обода, Гидатлинское общество, Гоор, Кахиб, Батлух, Тлонтода, Хуштада, Чох). Кресты-монументы (селения Хунзах и Кудутль) в литературе датируются XI-XIII вв., периодом распространения христианства в Аварии. Встречаются кресты и на камнях с изображением всадников, животных, «вавилонов», в сценах охоты в орнаменте, а также в антураже астральных знаков. Полагаю, это является отражением религиозного синкретизма в мировоззрении и связано с дополнительной сакрализацией ряда объектов и изображением на них христианских символов. Изображены кресты и на предметах утилитарного назначения. Ряд исследователей (Б. Плечке, Мужухоев и др.) считает, что традиция изображения креста есть следствие сохранения и доминирования языческого мышления над вновь введенным христианством. Однако я присоединяюсь к мнению, что семантика изображений креста у северокавказских народов дуалистична, крест понимается и как солярный знак, и как символ христианской религии. Вопрос о том, какая основа преобладает, неважен. На многих каменных крестах и квадрах обнаружены лапидарные надписи, предположительно на древнегрузинском языке, углубленно высеченные. По внешним признакам, содержанию и по местонахождению во время раскопок церкви на горе Акаро можно предположить, что кресты небольшого размера были вставлены в стены церквей и их ниш. При этом некоторые из них предназначались для кругового осмотра - с надписями и орнаментами с разных сторон. Судя по обнаруженному в Хунзахе незаконченному четырехугольному престолу X-XI вв. (в верхней части с четырехугольным углублением - для креста и с орнаментальной композицией и изображениями людей), можно заключить, что некоторые из крестов вставлялись в базы, представляя собой кресты на престоле, аналогичные церквям Верхнего Чирюрта. Каменные кресты без надписей зафиксированы во втором ярусе Урадинского (Гидатлинское общество) могильника XI-XIV вв., и, исходя из условий нахождения, Г. Гамбашидзе высказано предположение, что они связаны с погребениями - употреблялись в качестве надмогильных памятников. В северо-восточной части Хунзаха, над каньоном, выявлен большой средневековый христианский могильник городского типа, возможно, имевший свою церковь. Особенности погребения - ориентировка могил и покойников на запад, вытянутость на спине, безинвентарность - канонически-христианские. Однако в могилах обнаружены и нехристианские элементы: кусочки извести и угля, расположение рук покойников, повторность и коллективность уже в условиях существования малой семьи, как факт старой традиции - вместе хоронить близких родственников. В результате работы Дагестанской археологической экспедиции 1955-1957 гг. на территории Аварии выявлен ряд христианских могильников, расположенных у селений Урада, Тидиб (Советский район), Хунзах и Галла (Хунзахский район), Тинди и Кванада (Цумадинский район), Ругуджа (Гунибский район). Раскопки были проведены у селений Урада, Ений, Хунзах, Тадраал, Галла, Ругуджа, Кванада. Раскопки Урадинского могильника показали, что в этом трехъярусном могильнике погребенные лежали в узких каменных гробницах, ориентированных с северо-запада на юго-восток, а также в деревянных гробах, в вытянутом положении на спине, головами на юго-восток, со скрещенными ногами, руки скрещены в локтевом сочленении и покоились в области груди или живота. Все это соответствует христианскому обряду. Интерес представляет обращение головой на восток, что не соответствует распространенному в раннехристианский период обычаю класть покойника головой на запад. В раскопе найдены два каменных креста, грубо вытесанных из плит. Устройство погребальных сооружений и его инвентарь являются обычными для VIII-X вв., что и позволило Д. М. Атаеву датировать Урадинский могильник этим временем. По сообщению местных жителей, христианские церкви имелись в Гидатле, Ураде и Тидибе. В Тидибе на месте церкви найдено бронзовое кадило. В стенах многих старинных гидатлинских домов вставлены резные камни, собранные на развалинах христианского храма. На камнях разнообразной техникой выполнены изображения всадников, животных, сцены охоты, военных набегов, а также кресты, лабиринты, всевозможные розетки, елочки и т. п. Некоторые из них аналогичны изображениям на храме Тхаба-Ерды. Кресты встречаются не только в составе сложных композиций, но и как отдельные изображения. Они имеют разнообразные формы и размеры - это «мальтийские» и «орденские» кресты, кресты «андреевские» и «херсонесского типа» и т. д. Христианские могильники обнаружены и вблизи Хунзаха в местности Тадраал. С паспортом «из Хунзаха» в Государственном музее Грузии хранится камень с древнегрузинской надписью строительного характера. Текст ее таков: «Построили эту церковь в честь святых Костмы и Доминаамы Учададан...». Во время осмотра места строительства христианского храма в метности Тадраал обнаружены следы многочисленных кладок, обуглившиеся кусочки дерева, куски черепицы, в том числе и поливной. Черепица по технике изготовления и по форме близка найденной при раскопках христианского храма в Мингечауре. Подобная черепица больших размеров найдена при раскопках в Мцхете. На расстоянии 10-15 м от Тадраальского могильника Д. М. Атаевым в 1952 г. обнаружено три каменных креста с грузинскими и грузино-аварскими надписями. Надписи по начертанию отдельных букв характерны для X-XI вв. Христианские кресты обнаружены и в других селениях Хунзахского района. Например, в урочище Галла, расположенном недалеко от селения Батлаич Хунзахского района, в 1950 г. найден каменный крест с древнегрузинской надписью. В селении Гиничутль, расположенном вблизи урочища Галла, имеется древнегрузинская надпись на камне, вмонтированном в стену одного из домов. Из селения Гоцатль происходит обломок креста с высеченными на нем древнегрузинскими буквами. Надпись дана грузинскими заглавными буквами «Мгловани». В ряде селений этого же района сохранились остатки церквей. Церковь существовала, по преданию, вблизи селения Хини, что подтвердилось материалами раскопок А. С. Башкирова. Им были найдены строительные остатки, камень с вырезанным изображением креста и черепица, аналогичная найденной в Тадраале. Около Хунзахского хутора Заи, расположенного на левом берегу Аварского Койсу, еще в начале второй половины XIX в. П. Г. Пржецелавский видел развалины христианского храма. П. Иоселиани в 1861 г., помимо Датунского храма видел и другой храм, расположенный недалеко от него. О наличии двух христианских храмов в долине Аварского Койсу сообщает и М. Алиханов-Аварский. Второй храм, по его словам, расположен, не достигая Датуна ближе к горам, в верстах двух от берега Койсу. По всей вероятности, все три автора имеют в виду одну и ту же местность, а именно «Гаганида», к северу от хутора Заи, по направлению к горе Акаро. В 1938 г. М. И. Артамонов собрал в этом месте близ хутора Заи обломки черепицы . В Гунибском районе в 1956 г. на Ругуджинском хуторе Унсоколо В. Г. Котович раскопал несколько погребений, одно из которых он склонен считать христианским. Христианские кресты и могильники известны в других селениях: Чох, Гонода, Бацада, Унта, Шулани, Кванада и Тинди Цумадинского района. Имеются сведения о наличии на территории этого района, в частности в селении Хуштада, развалин христианской церкви. В Кахибском районе найдены кресты, выполненные точечным пунктиром и чашечными углублениями. Наконец, отдельные находки крестов имелись в Гумбетовском, Унцукульском и Ботлихском районах. Из Аварского округа происходит каменный штамп для просфор. В середине его имеется равноконечный крест. В каждом из четырех его секторов две грузинские буквы типа «хуцури». Прочитано имя «Исус Христос» и слово «победа». Штамп датируется XIII в. Из Аварии происходит и другая надпись на каменном кресте, изданная А. С. Чикобава [58]. Помимо археологических памятников и письменных источников следы христианства сохранились в аварском языке и фольклоре. Время упрочения христианства в Аварии падает на Х-ХН вв., т. е. на эпоху, когда средневековая Грузия достигла вершины своего политического и культурного развития. Именно к этому периоду относится большинство христианских древностей Аварии. Историки Б. Маллачиханов и А. Шихсаидов на основании анализа исторических документов сделали заключение о том, что столкновение мусульманства и христианства в Аварии носило ожесточенный характер в период позднего средневековья. Позиции христианства в Аварии, очевидно, были прочны и в течение всей второй половины XIII столетия. В эту эпоху при царе Дмитрии Самопожертвователе G0-е и 80-е гг. XIII в.) успешно развивали свою деятельность миссионеры вроде Пимона Салоса и Антония Новохребулидзе. Христианство сохраняло свои позиции в Аварии, видимо, и в первой трети XIV столетия. Согласно грузинским летописям в это время в землях Анцуха и Хунзаха существовали христианские церкви. В приписке XIV в. к Евангелию Магалашвили говорится о хунзахском епископе «Окронири» («Златоусте»), который имел резиденцию в Хунзахе. Серьезный удар христианству был нанесен Тимуром, при котором аварские нуцалы становятся проводниками происламской политики. Однако и в дальнейшем были попытки возвращения к христианству, например, при царе Александре (1413-1443 гг.) из Дагестана были изгнаны арабские муллы и «страна была приведена в прежнее состояние». Литература 1. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Наука, 1988.545 с. 2. Пигулевская КВ. Сирийские источники по истории народов СССР. М; Л., 1961. С 165. 3. Картлис Цховреба. Т. 1. Тбилиси, 1955. С. 243. 4. Ваидов P. M. Мингечаур в III-IVbb. Баку, 1961. С. 127. 5. Ваидов Р. Ж, Фоменко В.Н. Средневековые храмы в Мингечауре // Материалы Кавказской археологии (МКА). Т. 2. М., 1951. С. 81-100; Тревер КВ. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании (IV в. до н.э. -VII в. н.э.). М.;Л.,1959.С299. 6. Барановский П. Д. Памятники в с. Кум и Лекит // Архитектура Азербайджана эпохи Низами. М.; Баку, 1977. С. 29-31; Тревер КВ. Указ. соч. С. 298. 7. Усейнов И., Бретаницкий Л., Саламидзе А. История архитектуры Азербайджана. М., 1963. С. 30. 8. Тревер КВ. Указ. соч. С. 303. 9. Геюшев Р. Б. Работы на городище Гяуркала //Археологические открытия (АО). М., 1977. С. 37-38. 10. Геюшев Р. Б., Нуриев А.Б. Поселение Татлы // Археологические и этнографические изыскания в Азербайджане A975 г.). Баку, 1978. С. 42-43. 11. Ваидов P. M. Археологические раскопки в Гяуркала// МКА. Т. 6.1965. С. 167-172. 12. Ишханов Л.Г. Новый памятник архитектуры Кавказской Албании // Краткие сообщения Института археологии (КСИА). Вып. 113. М., 1968. С. 59. 13. Ямполъскж З.И. Памятники Кавказской Албании на горе Бешидаг// Советская археология (СА). М., 1960. № 2. С. 246-250. 14. Бархударян М. Арцах. Баку, 1895. С. 414. 15. Шанидзе А. Г. Новооткрытый алфавит кавказских албанцев и его значение для науки // Известия Института языка, истории и материальной культуры (ИЯИМК). ГрузССР. Т. 4. Вып.1. Тбилиси, 1938. 16. Кагантакваци М. История агван/Пер. М. Патканова. СПб., 1861. С. 90. 17. Фавстос Б. История Армении. Ереван, 1953. С. 13. 18. Ал-Мукаддасий. Лучшее из делений для назначения климатов / Пер. Н. А. Караулова // Сборник материалов по описанию местностей и племен Кавказа (СМОМПК). Вып. 38. Тифлис, 1908. С. 5. 19. Шихсаидов А. О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки Институт истории, языка и литературы (ИИЯЛ) Дат. филиала АН СССР. Т. 3. Махачкала. 1957. С. 64; Дебиров М. Л. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. С.31; АтаевД.М. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха// Материалы археологии Дагестана (МАД). Т. 1. Махачкала, 1959. С. 182. 20. Давудов О.М. Итоги первого года раскопок в Верхне-Лабкомахинском городище // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане в 1971-1972 гг. Махачкала, 1973. С. 9. 21. Магомедов. Раннесредневековые церкви Верхнего Чирюрта // СА. М., 1979. №3. С. 186-201. 22. Мамаев М. М. О христианских символах и сюжетах в средневековом декоративно-прикладном искусстве Дагестана// Дагестанское искусствознание: Сб. статей. Махачкала, 1976. С. 97. 23. Магомедов М.Г. Отчет о работе Верхнечирюртовской археологической экспедиции ИИЯЛ Даг. филиала АН СССР в 1970 г. // Редкий фонд ИИЯЛ. Д. №288. 24. Магомедов М.Г. Верхнечирюртовский курганный могильник// МАД. Т. 7. Махачкала, 1977. С. 33. 25. Беридзе В. В. Грузинская архитектура «раннехристианского» времени (IV-VII вв.). Тбилиси, 1974. С. 8. 26. Токарский Н. М. Архитектура древней Армении. Ереван, 1946. С. 111. 27. Чубинашеили Н. Хандиси. Тбилиси, 1972. С. 8. 28. Магомедов М. Г. Происхождение раннесредневековой культуры Терско-Сулаквского междуречья // Материалы сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований в Дагестане 1976-1977 гг. Махачкала, 1978. С. 9. 29. Дебиров М. Л. Резьба по камню в Дагестане. М., 1966. С. 31. 30. Смирнов К. Ф. Агачкалинский могильник - памятник хазарской культуры Дагестана // Краткие сообщения Института истории материальной культуры (КСИИМК). Т. 38. М., 1951. С. 113-119. 31. Атаев Д. М. Христианские древности Аварии // Ученые записки ИИЯЛ Даг. филиала АН СССР. Т. 4. Махачкала, 1958. С. 163. 32. Масуди. Луга золота и рудники драгоценных камней / Пер. Н.Караулова // СМОМПК Вып. 38. Тифлис, 1908. С. 52. 33. Ибн-Руста. Книга драгоценных камней/ Пер. Н. Караулова// СМОМПК. Вып. 32. Тифлис, 1903. С. 47. 34. Гудава Т.Е. Две надписи (грузинская и грузинско-аварская) из Дагестана // Материалы по истории Грузии и Кавказа. Вып. 30. Тбилиси, 1954. С. 194. 35. Гамбашидзе Г. Вопросы христианской культуры и исторической географии Аварии в свете результатов дагестано-грузинской объединенной археологической экспедиции АН ГССР и СССР // Материалы IV Международного симпозиума по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983. С. 448. 36. Извлечение из истории Дагестана, составленное Мухаммедом-Рафи (Тарих Дагестан-намэ) // Сборник сведений о кавказских горцах (ССКГ). Вып. 5. Тифлис, 1871. С. 12-13. 37. Алиханов-Аварский М. В горах Дагестана// Кавказ. 1896. № 254. 38. Шмерлинг Р. О. Храм близ с. Датуна в долине реки Аварское Койсу // II научная сессия Института истории грузинского искусства (ИИГИ). Тбилиси, 1956. С. 9-10. 39. Мовчан Г. Я. Древняя архитектура Аварии (горный Дагестан): Автореф. лис д-раисг. наук. М., 1970. С. 16. 40. Цит. по: ГольдштейнАФ. Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии. М.,1975.С53. 41. Морковин В. И. Христианский храм Датуна в Дагестане // Архитектурное наследство. № 40. М., 1996. С. 137-142. 42. Марковым В. И. О христианизации горцев Северо-Восточного Кавказа и храме Датуна в Дагестане // Художественная культура средневекового Дагестана: Сб. ст. Махачкала: Даг. центр РАН, 1987. С. 37-48. 43. Мужухоев М. Б. К вопросу об интерпретации некоторых культурных памятников Северной Осетии эпохи средневековья // Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе: Сб. науч. трудов. Орджоникидзе, 1985. 44. Атаев Д. М. Древние и средневековые поселения Дагестана // Сборник научных статей /Под ред. М. З. О. Османова. Махачкала, 1983. С. 196-214. 45. Такайшвшш Е. Из грузинских надписей на археологических предметах, хранящихся в кавказском музее Тифлиса // Известия Кавказского отделения Московского археологического общества. Вып. 1. Тифлис, 1904. С. 63. 46. Ваидов P. M. Раннесредневековое городище Судалгилан (Мингечаур) // КСИИМК. Вып. 54. М., 1954. С. 137. 47. Атаев Д.М. Каменные кресты из окрестностей Хунзаха. С. 175-182. 48. Котович В. Г. Отчет о работе 1-го горного отряда ДАЭ в 1956 г. // Рук. фонд ИИЯЛ. Д. 2333. С. 35. 49. Яковлев П. Новое в изучении Северного Кавказа // Новый Восток. 1924. № 5. М., 1924. С. 246. 50. Прцэжецелавский П.Г. Путевые заметки //Вестник Европы. 1867. Сентябрь. СПб., 1867. С. 192. 51. Иоселиани П. Путевые заметки по Дагестану в 1861 г. Тифлис, 1862. С. 72. 52. Артамонов М. Ж Отчет о работе Северо-Кавказской археологической экспедиции ИМК // Рук. фонд ИИЯЛ. Д. 1602. С. 31. 53. Архив Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК). Ф. ИАК 1914. Л. 19. 54. Башкиров А. С. Искусство Дагестана. Резные камни. М., 1931. С. 69. 55. Дебиров М. Я. К истории резьбы по камню в бывших Андальском и Гидатлинском вольных обществах// Рук. фонд ИИЯЛ. N9 2408. С. 105. 56. Сообщение фотографа А. Ройнова // Архив государственного музея Грузии. Кат. 32. Л. 9. 57. Лавров Л. И. Археологические разведки в Дагестане 1947 и 1950 гг.//Сб. музея антропологии и этнографии. Т. 14. М., 1951. С. 258. 58. Чикобава А. С. Грузинско-аварские надписи XIV в. в Дагестане // Известия Грузинского филиала АН СССР. 1940. Т. 1. № 4. Тбилиси, 1940. С. 234-237. 59. Маманиханов Б. К вопросу о хазарском Семендере в Дагестане // Рук. фонд ИИЯЛ. Д. 1167. Махачкала, 1936. С. 30; ШихсаидовА Указ. соч. С. 153. 60. Картлис Цховреба. 3-е изд. Чичинадзе. Тбилиси, 1897. С. 612. 61. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России//СМОМПК Вып. 22. Тифлис, 1897. С 48-50.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |