| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | памятники чегемского ущелья VI - XIV вв. | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | БИБЛИОТЕКА «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» Памятники Чегемского ущелья VI - XIV вв. | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Памятники Чегемского ущелья VI - XIV вв.Памятники Чегемского ущелья VI - XIV вв. Лыгыт Остатки средневекового поселения обнаружены были экспедицией Г. И. Ионе в 1961 г. в ущелье р. Джылги-Су, в 2,5 км к западу от селения Верхний Чегем. Городище Лыгыт представляло собой в раннесредневековый период значительный военный, хозяйственный, культурный и, по-видимому, религиозный центр большого высокогорного района. Поселение это было достаточно обширным по площади и включало в себя жилища, систему оборонительных сооружений, дозорные и родовые башни (11 сооружений) и храм. Период существования поселения относят к VI-X вв. Храм отнесен Г. И. Ионе к VI-VIII вв. и является самым ранним на территории Кабардино-Балкарии, да и всей территории бывшей Аланской епархии в целом. Храм, судя по его структуре и местоположению, также был частью системы оборонительных укреплений. Он находится посередине расстояния между селениями Лыгыт и Верхний Чегем. В плане храм эллипсообразный, ориентирован по оси восток-запад. Его длина 26 м, ширина 7 м. Возможно, храм был открытого типа, без перекрытия. Стены сложены из прямоугольных глыб известняка, более крупных в основании и более мелких в дальнейшей кладке, без скрепляющего раствора, но очень прочно. Высота храма не установлена, по предположению Г. И. Ионе, она колебалась в пределах от 3 до 4 м. Храм состоял из 4 частей: храмовый дворик, притвор, молитвенный зал и алтарь. От притвора и дворика осталась только северная стена, которая была единой для этих двух частей храма. Небольшой дворик занимал площадь около 25-30 кв. м, такую же площадь имел и притвор. Молитвенный зал храма имел площадь около 200-210 кв. м. Внутри него обнаружены остатки усыпальницы, расположенной вдоль северной стены, в приалтарной части. Усыпальница представляла собой длинный каменный ящик (длиной 6,5 м, шириной 1,25 и высотой 1,5 м), сложенный из подтесанных камней насухо. Сверху он был покрыт каменными плитами. В ящике были найдены разрозненные кости людей, несколько пряслиц и кусок подсвечника из оплавленной бронзы. Алтарь находился в восточной стороне храма. Стена апсиды выполнена не вперевязку, а впритык к основным стенам храма. Кладка апсиды отличается от кладки основного здания храма - она выполнена из камней небольшого размера всухую, но с подтеской. Внутри алтаря сохранились остатки сооружения, по предположению Г.И. Ионе, дохристианского. Алтарная апсида в плане имеет форму полукруга циркульного очертания (хорда - около 6,5 м, глубина - 2,5 м). Пол алтаря был выложен тонкими рваными плитами шиферного сланца, а пол в храме земляной. Внутри храма на уровне основания фундамента было обнаружено семь христианских погребений B женских, 2 мужских, 3 детских). Скелеты погребенных лежали на грунте в вытянутом положении, на спине, головой на запад. Руки их были сложены крестообразно, но в различных вариантах. Некоторые погребенные были в обкладках - гробовищах из тонких досок, трапецеобразной формы, суживающихся к ногам. О том, что храм мог служить и цитаделью, свидетельствуютсохранившиеся остатки двух сооружений хозяйственного назначения и остатки стен, находящиеся за храмом, с северной стороны. Хозяйственные помещения однокомнатные, прямоугольные в плане, размерами 4,5 х 3 м и 3 х 2 м. По устройству они аналогичны жилищам, однако внутри нет лежанок, зерносушилок и очагов, но есть много ям для хранения зерна, а возможно, и других предметов церковного назначения. Кроме того, вблизи храма, с южной его стороны, почти у самого среза левого берега р. Джылги-Су, находятся остатки массивной стены, которая тянется вдоль берега. Длина ее не установлена, но, судя по сохранившейся части (20 м), она была очень большой. Сложена стена из камней различного размера, кладка сухая. Данная стена вместе с храмом и круглой башней «Тотур-Кала» представляли оборонительный пункт - цитадель. Большое оборонное значение в этой системе имел также и подземный водопровод, обнаруженный раскопками на территории поселения. Источник этого водопровода находится в 3 км севернее поселения, высоко в горах. Он начинался непосредственно от ледника, вблизи которого сохранились остатки бассейна, выложенного камнем. В погребениях на территории городища, также христианского типа, обнаружены некоторые предметы, свидетельствующие об обширных торговых связях населения Лыгыта, например, бусы из стекла византийского происхождения, из морских ракушек каури, а также кости осетровых рыб с Каспия. Первое разрушение городище Лыгыт претерпело в X в. в результате землетрясений, горных обвалов и сильных селей. Судя по антропологическому анализу погребенных в XIII-XIV вв., в период интенсивных проникновений татаро-монгольских народов на территорию центрального Предкавказья, татаро-монгольские племена проникли в это ущелье, осели в нем и слились с местным населением, приняв их полухристианскую-полуязыческую веру. На мировоззрение населения в период VI-X вв. оказало влияние раннее христианство. Это подтверждается погребениями и храмом христианского типа. Однако христианство не получило полного признания у местного населения, которое по традиции хранило культовые нормы предшествующего язычества. Здесь сочетались обряды христианства и язычества. Все это особенно хорошо прослеживается на погребениях, среди которых часто встречаются погребения с характерными признаками христианского и языческого обрядов. Верхний Чегем Селение Верхний Чегем лежит в обширной горной котловине в верховьях р. Чегем, при впадении в нее слева р. Джылги-Су. Первые сведения о чегемских церквях сообщает кизлярский дворянин Алексей Тузов, побывавший здесь в 1736 г. В 1794 г. П. С. Паллас упоминает церкви Чегема, «из которых происходят Евангелия на греческом языке, а также другие греческие церковные книги». В начале XIX в. о древнехристианской церкви Чегема писал Ю. Клапрот. Он сообщает о ней следующее: «церковь Чегемская имеет в длину три сажени и построена на скале, в которой проделана извилистая тропинка (карниз), снабженная парапетом. Там еще хранятся остатки нескольких греческих книг. Во время моего пребывания на Кавказе я имел случай достать себе несколько отрывков: одни принадлежали греческому Евангелие, другие служебнику и составляли часть службы ноября месяца; у меня хранятся семь листов. По письму рукопись относится ко второй половине XV века и преисполнена ошибок». На левой стороне р. Джылги-Су действительно существует так называемая «Греческая лестница», устроенная в скальном массиве и местным населением именуемая Битикле, но руины церкви около нее не зафиксированы и местонахождение церкви, описанной Ю. Клапротом, остается неясным. Следующее упоминание о христианских архитектурных памятниках Верхнего Чегема связано с путешествием В. Я. Тепцова по ущельям Северного Кавказа, принявшего за часовни наземные склепы могильника Фардык. В 1960-е гг. археологическими раскопками П. Г. Акритаса открыто в Верхнем Чегеме 4 древнехристианских. Первая церковь расположена в верхней части селения Чегем, на правом берегу р. Джылги-Су, над жилищем Кулиевых. Церковь описана А. Фирковичем, который называет ее «Артла», П. Г. Акритасом и В. А. Кузнецовым. В плане здание четырехугольное, внутренний обмер 5,0 х 3,30 м, толщина стен - 0,80 м. Высота входа 1,65 м, ширина 0,80 м. Размеры окна в восточной стене - 0,15 х 0,50 м. В восточной алтарной части церкви, под окном, находится сложенный из камней на известковом растворе престол 0,75 х 0,55 м, высота 0,64 м. Слева от престола, в углу, помещен четырехугольный столик 0,75 х 0,62 м, высота 0,65 м. В южной и северной стенах здания имеются две небольшие ниши глубиной 40 см. Стены сложены из белых, грубо отесанных камней на известковом растворе. Восточная стена с внешней стороны облицована хорошо обработанными камнями. Перекрытие деревянное, традиционное, крыша плоская, сверху засыпанная землей. На обширном кладбище, находящемся при церкви Артла, находится несколько надгробных памятников, сложенных из больших тесаных камней без надписей. Вторая церковь находится на восточной окраине селения Верхний Чегем, в садах. От здания уцелели незначительные остатки стен. Наилучше сохранились западная (продольная) и северо-восточная стены. Северо-западный угол закрыт рухнувшей стеной, сложенной из необработанного камня (крупных камней и мелких булыжников) на белом известковом растворе. Кладка очень прочная. Ориентировано здание по линии северо-восток - юго-запад. Приблизительные размеры церкви: длина 11,30 м, ширина - 6,0 м, толщина стен до 1,50 м По сведениям местных жителей, церковь имеет христианское название «Байрым», т. е. Богородица, рядом с ней расположен христианский могильник XIII-XIV вв. В алтарной части церкви в 1959 г. П. Г. Акритасом был обнаружен и раскопан интересный склеп - крипта. Каменный на известковом растворе склеп со сводчатым потолком и толстыми (0,90 м) стенами имеет размеры 2,5 х 3,5 м при наибольшей высоте 1,75 м. Вход в склеп, после его расчистки, оказался просторным и специально сделанным. Его размеры: высота 1 м, ширина 0,50 м, глубина (т. е. толщина стены) 0,90 м. Других входов и просветов нет. Свод двускатный, переход от стен к скатам свода происходит на высоте 1,05 - 1,07 м. Стены и свод облицованы серой штукатуркой. Расстояние от пола до входного отверстия - 0,96 м. По найденным в склепе обломкам керамики и металлическим предметам П. Г. Акритас датировал церковь Байрым X-XII вв. Однако В. А. Кузнецов наиболее вероятной датой возведения склепа и церкви «Байрым» считает XIII-XIV вв. В 50 м на запад от развалин церкви Байрым П. Г. Акритасом обнаружены развалины наземного склепа. У черепа захороненного в нем человека, положенного по христианскому обряду (на спине, головой на запад), оказался скелет кошки. По археологическим находкам П. Г. Акритас признал склеп одномоментным церкви Байрым. Баранья голова, а также обряд, совершавшийся женщинами у «Байрыма» и связанный с фаллическим культом, свидетельствуют о значительной доле языческого элемента в религии средневекового населения Чегема. И. Иванюков и М. Ковалевский свидетельствуют, что эти языческие обряды были ликвидированы лишь в конце XVII в. в период проповедей мусульманства, организованных шамхалом Тарковским. Третья верхнечегемская церковь описана в 1959 г. Е. П. Алексеевой. Местному населению она известна под именем «Хустос». Здание находятся на горе, прилегающей к селению с юга, на правом берегу р. Джылги-Су. Оно ориентировано с запада на восток. Храм состоит из двух помещений - западного, прямоугольного (длина 5 м, ширина 5,5 м) и восточного, полукруглого (длина 5,5 м). Стены западного помещения толстые, сложенные из камней на извести, внутри оштукатуренные (высота сохранившихся частей стен от 0,5 м до 1,5 м). Южная и северная стены покаты внутрь, видимо, ранее они образовывали свод (толщина 1,1 м). В западной стене - дверной проем шириной 0,85 м, напротив него, в восточной стене, окошечко 0,5 м. В восточной стене восточного помещения имеется проем шириной 1,4 м, очевидно, ворота. Стены местами закопчены. В шурфах Е. П. Алексеевой были обнаружены кости животных и уголь. Богослужения в церкви могли продолжаться вплоть до XVIII в., когда они были уже осложнены языческими обрядами (обычай жарить внутри церкви жертвенных животных). Е. П. Алексеева считает, что полукруглая восточная пристройка являлась отгороженным двориком. В 1736 г. кизлярский дворянин Алексей Тузов описывает происходящее у Чегемских церквей: «В той Чегемской деревне, в одной лощине имеется около трехсот дворов и есть также две христианские церкви, каменные во всякой целости, токмо без глав и стоят впусте. Жители Чегемские никакого закона не имеют, токмо весною семь недель постятся и во время окончания поста сходятся в церковь и во оной зарежут быка и, сваривши, разгавляются; и от огня внутрь церквей весьма закоптело, и двери все замазаны салом. В том же Чегеме есть несколько фундаментов и стен бывших часовен каменных и на тех стенах значит иконное писание». А. Фиркович отмечает, что еще в XVIII в. христиане отправляли богослужение в церквах, а язычники приносили жертвы и исполняли разные обряды в лесах под священными деревьями и в диких скалах. «Впоследствии прибывший из Дагестана проповедник приобрел много последователей и постепенно уважение, питаемое жителями к церквям, исчезло. Больные и родильницы, ходившие туда, потеряли веру и уважение к ним, и эти места, бывшие некогда святынями, совершенно запустели и превратились в загоны для овец». Развалины четвертого храма расположены на небольшой полянке над третьим храмом. Среди подъемного материала имеется и ракушка каури Cyprea moneta, свидетельствующая о связях Центрального Кавказа с весьма далекими странами. Кроме упомянутых храмов, в районе селения Верхний Чегем находится ряд памятников старины, осмотренных и учтенных П. Г. Акритасом, в том числе: а) гюнах-таш - «камень позора»; б) полуан-таш - «камень силачей»; в) менгир; г) хыржырат-таш - молитвенный камень; д) намаз-таш - две скалы, на которых жители совершали намаз, и т. д. В Чегемском ущелье расположено еще несколько объектов христианского зодчества. Это Авсолту - древний грунтовый могильник (в селении Верхний Чегем, под мостом); развалины храма и грунтовые могилы на горе Мырсы против селения Актопрак на правой стороне р. Чегем; средневековая часовня Бачъыуул-Сырт над селением Нижний Чегем. Две последние открыты и описаны П. Г. Акритасом в 1959 г. Они отличаются от всех остальных храмов на территории Кабардино-Балкарии тем, что имеют полуциркульную апсиду. Храм у селения Актопрак имеет также некоторое подобие крестильного бассейна перед входом, выдолбленного из цельного камня. Внутренний обмер храма: 3,0 х 7,2 м; радиус апсиды - 1,5 м. Размер корыта 1,20 х 0,90 м. Внутренний обмер часовни над селением Нижний Чегем 3,0 х 1,5 м, радиус апсиды до наружного края - 1,5 м. Таким образом, оба объекта построены в едином сакральном модуле, равном 5 византийским футам, или приблизительно 1,5 м. Следуя от Верхнего Чегема в сторону Баксанского ущелья, А. Фиркович упоминает селение Озоруклар, над которым, на вершине едва доступной горы, им были обнаружены развалины каменного храма, называемого местными жителями Каляколу. «От храма уцелела одна западная стена, вышиною около 6, шириною 10, а толщиною 1 1/2 арш., с небольшим окном. Из развалин этого здания выстроены обширные коши». Близ селения Шарданова, на правой стороне р. Шелухи, на горе, поросшей мелким, но густым лесом, А. Фиркович также обнаружил руины церкви или часовни. Часовня представляла собой круглоплановое каменное строение. Неподалеку отруин, к югу им обнаружен большой каменный крест, вставленный в каменную плиту, на которой высечены буквы IC-XC. На левой стороне той же речки, возле дороги лежали четыре большие плиты, тщательно соединенные и вросшие в землю. В крайнюю плиту с северной стороны вставлен в обрубленное место большой продолговатый тесаный камень неправильной формы, на котором изображен крест с украшениями. Часто встречались путешественникам XIII-XIX вв. кресты и плиты с греческими надписями на среднем течении Баксана и Чегема уже за пределами Балкарии, в Кабарде. Рисунки некоторых плит и крестов помещены Гюльденштедтом в его книге. Недалеко от Нальчика в районе р. Шелухи, по сведениям И. М. Чеченова, располагались часовни. Они представляли собой небольшие сооружения со скатной кровлей, сложенные из хорошо обработанных камней на известковом растворе. Внутри имелись остатки стенной росписи. Наряду с ранним христианством, у чегемцев еще долгое время существовали слившиеся с христианством языческие обряды. М. М. Ковалевский описывает следующую церемонию. На правой стороне р. Джылги-Су находилось каменное святилище - домик (навтит). При нем держали быка, который назывался «хычауагогюз» и кормился за счет всего селения в течение года до дня Пасхи. Когда приближался этот день, быка выводили в поле и гадали об урожае: если бык мычал, обративши голову вверх, то лучший урожай будет на верхних участках; если вниз, то на нижних. Затем быка убивали, и начинался жертвенный пир. Каждая сакля к этому дню должна была приготовить лепешки (хинин) и принести к святилищу. Жертвенные лепешки были больше обыкновенных и отмечены углублениями, сделанными большим пальцем. Они назывались лепешками для Бога. Против этого святилища на правой стороне Чегема была ровная площадка, на которую собирались петь священную песню с припевом чоппа (по-осетински цоппай).
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |