| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | храмы верхнего джулата XIII-XIV вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Храмы Верхнего Джулата XIII-XIV вв.ОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Храмы Верхнего Джулата XIII-XIV вв.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храмы Верхнего Джулата XIII-XIV вв.

Крупнейшее городище XIII-XIV вв., расположенное недалеко от селения Эльхотово, известно под названием Верхний Джулат или Татартуп. Здесь, начиная с 1960-х гг., археологами выявлены четыре христианские церкви. Они вошли в научный оборот под номерами в порядке их обнаружения. Все исследованные на Верхнем Джулате церкви расположены в разных частях городища. Это позволяет высказать предположение, что данные церкви обслуживали население только тех кварталов города, в которых они находились. Все церкви имеют явно выраженные особенности, характерные только для церквей этой группы. Три джулатские церкви наблюдали здесь русско-грузинские миссионеры в 1745 г.: «из некоторых две без глав, а одна с главою, токмо весьма обветшали и развалились». Церковь № 1 была исследована О. В. Милорадович и опубликована Е. И. Крупновым в 1963 г. Церкви № 2 и № 3 раскопаны в 1962 г. В. А. Кузнецовым. Церковь № 4 также была введена в научный оборот В. А. Кузнецовым.

Церкви выполнены в сходной строительной технике: все были сложены из квадратного, так называемого «золотоордынского» кирпича. Правда, квадратный кирпич с XI в. широко использовался и в средневековом строительстве Грузии, в Армении и в Азербайджане. Тонкий квадратный кирпич - плинфа известен в восточно-христианской архитектуре с VI в. Квадратный кирпич широко применяли хазары, но особенно татаро-монголы. Из квадратного кирпича были выстроены здания и целые города в Нижнем Поволжье во время существования Золотой Орды. В городах Увек, Сарай-Берке, Биляр, Сувар сохранились здания, сложенные именно из такого кирпича. Из квадратного кирпича были сооружены и городские постройки XIII - XIV вв. на месте г. Маджары.

В западном помещении церкви № 2 и в стенах церкви № 3 применена одинаковая декоративная кладки из больших валунов, обрамленных рамками из кирпичей. Пол церкви № 2 был покрыт слоем раствора, пол церкви № 3 выложен квадратным кирпичом. Плоская кровельная черепица была найдена среди обломков всех церквей. В церкви № 2 найдены обломки с рельефными грузинскими буквами конца XIII - начала XIV в., в церкви № 1, № 3 и № 4 - с необычными клеймами. Церкви окружали многочисленные христианские погребения в грунте и почти без инвентаря. Отсутствие вещей затрудняет датировку. Те погребения, которые были расположены под мостовой XIII в., датированы предшествующим временем, очевидно, XII в. Во многих из них отмечена любопытная особенность - с северной стороны скелета в один ряд выложена булыжная кладка. В качестве аналогии можно указать на кочевнические подкурганные захоронения, раскопанные Т. М. Минаевой у аула Кубины в Черкесии. Т. М. Минаева приписывает их половцам и датирует концом XI в.

Железные клепаные кресты известны в раскопках всех церквей Джулата. Аналогичные кресты в 1960-1961 гг. были найдены B. A. Кузнецовым при раскопках церквей на Нижне-Архызском городище и отнесены им к XI-XIII вв. Кроме того, каждая церковь имела с западной стороны кирпичные мавзолеи с коллективными погребениями.

Все церкви Верхнего Джулата по строительным материалам и технике кладки органически связаны с его мусульманскими памятниками (Татартупский минарет, мечети, общественное здание) и представляют единый в хронологическом и культурно-историческом отношении комплекс, относящийся в основном к времени хана Узбека (1312-1342). Это подтверждается палеографическими данными (черепица на церкви № 2) и стратиграфическим положением церкви № 1 на гончарной печи XI-XII вв. Все церкви имеют выступающие полукруглые апсиды, что нехарактерно для остальных памятников христианской архитектуры Осетии.

Под алтарями церквей № 1, № 2 и № 4 расчищены сводчатые кирпичные крипты с входом, оформленным в виде дромоса. В криптах находились перемешанные человеческие скелеты. Относительно происхождения этих крипт существует несколько точек зрения. Е. И. Крупнов отнес церковь № 1 к древнерусскому зодчеству, хотя подалтарные крипты для древнерусского зодчества не типичны и на Руси не известны. В. А. Кузнецов считает, что крипты могли появиться под влиянием западно-католических миссионеров, отмечая при этом, что в деталях крипты повторяют обычные золотоордынские кирпичные склепы XIV-XV вв.

В. А. Кузнецов предположил, что церкви Верхнего Джулата принадлежали католической кафедре и были построены в XIII в. во время наибольшего расцвета города, по заказу католических миссионеров кавказскими мастерам, плененными татарами. По моему мнению, нельзя исключить влияние католических миссионеров на процесс строительства этих храмов, тем более, что город Верхний Джулат был расположен на торговом пути, наиболее интенсивно использовавшемся генуэзцами именно в XIII-XIV вв. Однако нельзя не обратить внимания на перемешанные скелеты внутри крипт. Обычай захоронения в склепах и перемешивания костей был характерен для традиционной культуры горцев Северного Кавказа.

Таким образом, напрашивается вывод, что церкви Верхнего Джулата являются еще одним региональным вариантом христианской архитектуры на Северном Кавказе и отражают особенности религиозного синкретизма населения данной местности. Внимательное рассмотрение особенностей архитектуры церквей Верхнего Джулата позволяет определить основные черты этого интереснейшего явления.

Храм № 1

Первое описание этого здания было сделано Ю. Гюльденштедтом, посетившим городище Верхний Джулат во время путешествия по Кавказу в 1773 г. По его словам, он посетил место, где можно видеть разные руины, которые называются Татартуп. «Этих руин насчитывается пять. Первая - мечеть; на расстоянии трех шагов от ее западной стены находится высокая башня, сложенная из кирпича, высотой примерно девять саженей (скорее всего, это Татартупский минарет, высота которого действительно достигала более 20 м. - В. П.). В трехстах шагах от минарета на юго-запад - вторая башня, совершенно подобная ему, но сохранившаяся лишь до трех саженей. Четвертое строение христианское, по-видимому, греческая церковь, которая находится выше описанной мечети в трехстах шагах на юго-восток. Она выстроена из кирпича и представляет собой четырехугольник со сторонами до трех саженей. На восток выступает алтарная часть овальной формы, которая имеет в ширину около двух саженей и в глубину не менее сажени. В основании этого пресвитериума имеется продолговатое отверстие для доступа воздуха, а по сторонам от него маленькие ниши, в которых обычно хранили церковную утварь. В середине западной и южной стен в передней части храма имеются входы, равные человеческому росту. Крыша передней части храма представляла собой цилиндрической формы купол, в котором имелось на восток и на запад по отверстию, а вверху круглое отверстие шириной, по крайней мере, в сажень. Вся высота постройки от основания до высшей точки купола - 4 сажени. Основание под постройкой сводчатое. В пресвитериуме можно было заметить особое довольно глубокое отверстие.

Внутренние стены были очень гладко оштукатурены и повсюду сохранили следы изображений. На северной стене по направлению к алтарю ясно видна покоящаяся на черной подушке голова с нимбом (изображение Успения Девы Марии). На другом конце этой стены видна окруженная нимбом голова стоящего человека, который держит в руках черного ягненка и прижимает его к груди, как имели обыкновение изображать Иоанна Крестителя. Эти изображения были в натуральной величины. В куполе можно было различить нижние половины изображений святых или священнослужителей в 1/2 натуральную величину. На них ясно видно облачение, покрытое белыми крестами по красным епитрахилям. Все указывает на то, что эта церковь христианская и даже греческая».

Раскопки О. В. Милорадович привели к открытию небольшой бесстолпной церкви, ориентированной с запада на восток с небольшим отклонением к северу (около 15°). Первоначально церковь была выстроена в виде одного здания, но в дальнейшем к ней был пристроен с юга небольшой придел с одной апсидой, также обращенной на восток. Все это сооружение было обнесено оградой. Под всеми частями постройки сохранился фундамент из булыжного камня. От церкви уцелел кирпичный цоколь, а в двух углах церкви - остатки кирпичных стен. Наружный обмер церкви вместе с апсидой 7,7 х 5,6 м, без апсиды - 6,5 х 5,6 м. Внешний диаметр апсиды - 3,5 м. По углам внутри здания в фундаменте стен имелись выступы 0,6 х 0,6 м), образующие вместе со стенами квадраты размером 1,4 х 1,4 м. Они придают внутреннему пространству церкви крестовидную форму. Северная и южная стороны креста имели в длину 3,35 м, западная - 2,8 м.

Вход в церковь был с запада. От порога сохранились два больших булыжника (0,8 х 0,55 м и 0,9 х 0,7 м), лежавших на расстоянии 10 см друг от друга на уровне цоколя. «Фундамент церкви, сложенный из булыжных камней, скрепленных известковым раствором, сохранился полностью. Высота самого фундамента и глубина его залегания не одинаковы по периметру здания. Северная часть здания (с апсидой), обращенная к крутому склону, укреплена значительно прочнее. Фундамент под северной стеной, северо-западным и северо-восточными углами здания тщательно сложен из булыжников более крупных размеров. Глубина фундамента северной стены равна 1,8-1,9 м, южной стены - только 0,9 м. Соответственно фундамент западной стены углублен в северном конце на 1,8 м, тогда как в южном - на 0,9 м. Забутовка стен фундамента состоит из крупных камней, перемешанных с мелкими и крупными кусками кирпича.

Для укрепления апсиды церкви сооружена специальная прямоугольная площадка из булыжников, выступающая за пределы апсиды больше в северной части. Длина площадки с севера на юг 4,5 м. Вся площадка густо обмазана до самого низа фундамента на глубину 1,1 м известковым раствором. Северо-восточный угол ее укреплен большими булыжниками (0,65 х 0,5 и 0,4 х 0,45 м). Остальные булыжники самых разных размеров перемешаны с кусками кирпича. Над этой прямоугольной площадкой высится полукруглый фундамент апсиды шириной 0,5 м и высотой 0,8 м. Поверх фундамента сохранилась кирпичная кладка стен храма. Кирпич квадратный, как во всех частях здания, хорошо обожженный, типа плинфы. Кроме целых кирпичей, очень часто в кладках употреблены их половинки. Кирпич красно-бурого цвета, очень прочный, изготовлен, как показал анализ, из покровных суглинков при низкотемпературном обжиге при температуре 750°. На некоторых кирпичах обнаружены отпечатки лап собак и копыт мелкого рогатого скота, появившихся, очевидно, при просушке кирпича до его обжига. Подобное же явление отмечал М. И. Артамонов при изучении строительной техники древнерусского г. Саркела или Белой Вежи на Дону». Кирпичная кладка всюду на известковом растворе с толщиной швов до 4-5 см. Раствор светло-серый, прочный, с включением мелкой гальки, в него было добавлено цельное яйцо или казеин. Наполнителем в растворах являлись песок, битая галька (большая часть), кварц и слюда. Кирпичная кладка хорошо сохранилась на южной и западной стенах церкви в один-два кирпича в высоту и в два кирпича в ширину. Ширина цоколя, таким образом, равнялась 0,5 м. У апсиды кирпичная кладка шириной 0,4 м (в полтора кирпича) имела три-четыре ряда кирпичей в высоту. Закругление в этой кладке осуществлялось с помощью раствора, а местами кирпичом трапециевидной формы. В юго-западном углу церкви уцелела угловая часть стены в виде столба кубической формы высотой 0,6 (восемь рядов кирпичей) и площадью 11,1 х 1,2 м. Кирпичи здесь, как и в других кладках, положены в шахматном порядке: над швом одного ряда в следующем ряду приходится кирпич. Использованы и половинки. В северо-западном углу церкви часть сохранившегося столба деформирована; огромный кусок столба завалился и сполз к северу в ограду. Совершенно очевидно, что такие кирпичные опоры, остатки которых обнаружены только в северо-западном и юго-восточном углах, стояли во всех четырех углах здания. Кроме того, при расчистке строительного завала почти у дневной поверхности был найден большой (0,6 х 0,65 м) кусок строительного блока, очевидно, от купольного свода церкви. В нем целые кирпичи, половинки и их обломки сложены на растворе закругляющимися рядами». Это позволило Е. И. Крупнову предположить, что церковь имела свод, а возможно, и купол.

«Среди строительного мусора на разных участках раскопа найдены обломки черепицы двух видов: больших и меньших размеров. Среди больших черепиц - одна складывающаяся из двух кусков, трапециевидная, длиной 32 см, шириной 28 и 22 см, с вертикальными бортиками вдоль длинных сторон; посередине черепицы имеется выпуклое трехполушарное клеймо. Тесто плотное, черепица хорошо обожжена. Меньших размеров черепица с небольшим выпуклым четырехконечным крестом также обнаружена в обломках.

Внутри церкви обнаружены фрагменты штукатурки с фресковой росписью. Собрано более 100 фрагментов, но все они небольшие, самые крупные до 10 кв. см. Роспись сохранилась плохо, на многих кусках она деформирована выступающими блестками солей. На некоторых фрагментах сохранились лишь темные пятна подмалевки (рефть). На одном кусочке ясно виден глаз человека диной более 5 см. На других - остатки невыразительного рисунка. На большей же части фрагментов только пятна краски или полоски разных цветов; например, на красноватом фоне белая полоса, причем белая краска наложена белилами, а не способом пропуска. Имеются следы голубой краски, наложенной на черный подмалевок. Красочный тон очень неплотный. Грунтом фресок является плохо тертая известковая масса, наполнители ее - гравий, редкие кусочки кирпича и едва заметные следы фибровых примесей. Грунт белый двухслойный, оба слоя однообразного состава. Второй грунт, видимо, наложен на высохший первый. Об этом говорит спайка между грунтами. Поверхность слоя под краску плотно притерта. Краска нанесена на штукатурку не очень сырую, так как краска не просочилась внутрь».

При расчистке церкви в завале строительного мусора первых штыков был обнаружен квадратный кирпич с процарапанным изображением так называемого вавилона. Еще один обломок кирпича с фрагментом вавилона также обнаружен в завале. На глубине 0,55 м от дневной поверхности у середины северной стены церкви найден клад, состоящий из семи железных крестов, лежавших когда-то, очевидно, в глиняном сосуде, от которого сохранились десять обломков стенок. Кресты разных размеров и форм, но все четырехконечные (византийско-кавказского типа), склепанные из плоских пластин с расширением на концах. Длина крестов от 11 до 16 см. Еще один железный крест, аналогичный найденным в сосуде, обнаружен на глубине 0,7 м от дневной поверхности близ апсиды, два обломка креста - у западной стены церкви с внутренней стороны. Такие крупные железные пластинчатые кресты известны из раскопок и других средневековых памятников Северного Кавказа. Так, на р. Гиляч (верховья Кубани) Т. М. Минаевой найдены два таких же креста (длиной 15 см) в алтаре исследованной ею церкви X-XI вв. Такие же кресты обнаружены В. А. Кузнецовым при зачистке Северного Зеленчукского храма X-XI вв. в 1960 г. Сохранились они и в ряде поздних ингушских и осетинских святилищ, например, в святилище у селения Эрзи (Ингушетия) и в святилище Бахайтерах близ селения Кумбулта (Северная Осетия).

«Под алтарем церкви находилось квадратное помещение - крипта - со стенами, тщательно сложенными из кирпича на растворе размером 2, 45 х 2, 45 м. Пол крипты глинобитный, хорошо и ровно утрамбованный, но глиняной обмазки не обнаружено. Стены помещения толщиной в один лежащий плашмя кирпич сложены на растворе. Раствор употреблен настолько обильно, что выступает во многих местах швов, частично закрывая кирпичи, сложенные в шахматном порядке. Если не считать нескольких трещин, стены помещения прекрасно сохранились. Высота помещения 1,5 м. До высоты 0,7 м оно квадратной формы. С этой высоты стены постепенно переходят в сложный свод. Кладка стен квадратной части помещения состоит из девяти рядов кирпича; с 10-го ряда в углах и с 18-го в середине стены переходят в парусный открытый свод (без скуфьи). На высоте 1,5 м от пола помещение завершается открытым кругом из кирпичей, лежащих наклонно под углом 30°. Наклон кирпичей и образование круга осуществлено при помощи утолщения раствора. Купольная часть помещения на высоте от 0,7 м до 1,5 м от пола состоит из 14 рядов кирпичей в углах и пяти - в стенах. Открытый круг был, очевидно, когда-то покрыт деревом, служившим его потолком и полом алтаря. При расчистке помещения были обнаружены кусочки кленового дерева. Вероятно, подалтарное помещение сообщалось с алтарем через люк в полу. Второй выход из него находится в северной стене. Из этой стены на уровне пола крипты, через всю толщу фундамента северной стены церкви идет узкий кирпичный дромос, выступающий еще на 1,28 м за пределы здания к северу. Этот дромос имеет остросводчатый потолок и вход в виде стрельчатой арки. Длина коридора 1,6 м до выхода за стену церкви и 1,3 м за ее пределами. Внутренняя ширина коридорчика 0,65 м. Пол глиняный. Стены коридора на высоту кладки в 10 кирпичей вертикальные, с 11-го кирпича начинается свод. Высота коридора и дверей равна 1 м. Коридор за пределами стены церкви заканчивается небольшой узкой прямоугольной пристройкой с глиняным полом, без потолка. Стены сложены из кирпича в один ряд на растворе; восточная стена сложена менее тщательно, в составе ее кладки много битых неровных кусочков кирпича. Наружный обмер помещения - 1,6 х 1,1 м, сохранившаяся высота - 0,7 м (в 10 кирпичей). В восточной стенке проделано отверстие шириной от 0,6 до 1 м. В образованном проеме лежал скелет мужчины; очевидно, для его погребения и была разобрана часть стены этого помещения. Голова и верхняя часть туловища находились в помещении, а нижняя часть за его пределами. Крайне любопытно, что абсолютно такая же западная пристройка, являющаяся запасным входом из алтаря, имеется при небольшом византийском храме XI века в Афинах. Важно отметить, что при расчистке крипты коридорчика и северной пристройки, заваленных землей и строительным мусором, было обнаружено несколько человеческих скелетов, из которых только два лежат в анатомическом порядке. Когда земля из коридора была выбрана, был зачищен скелет человека, положенного на пол поперек входа в крипту головой на запад. В этом же мусоре найдены серебряное височное кольцо и обломок глиняного поливного сосуда зеленого цвета. Под упавшим кирпичным блоком на полу крипты оказалась целая красноглиняная прекрасно лощеная чашечка с плоской ручкой в виде ковшика, относящаяся к церковной утвари. При расчистке помещения храма были обнаружены довольно крупные строительные блоки от рухнувших стен. Их осмотр показал, что одна сторона стены была ровно оштукатурена. В изломе ясно видно два слоя штукатурки, один толщиной в 1 см, другой - в 0,5 см. Это указывает на длительность существования храма. Все куски стен лежали на уровне фундамента, на 1 м ниже сохранившегося цоколя здания. Пола церкви проследить не удалось. Даже следов его не обнаружено.

С южной стороны к церкви позднее был пристроен еще один придел с полукруглой малой апсидой. Его внутренняя длина - 3,6 м, ширина - 1,8 м, диаметр апсиды - 1,6 м. У апсиды сохранилась кладка на высоту четырех рядов кирпича. Кирпич такой же, как в основном здании. Та же кладка на растворе. Ширина кладки апсиды - полтора кирпича. Фундамент стен придела сложен из мелкого булыжника на растворе; глубина его 60 см. Булыжная кладка немного шире кирпичной. Западная стена придела имеет широкий входной проем, соединяющий придел с основным помещением церкви. В этом месте обнаружено погребение, нарушившее и фундамент стены. Сохранившаяся часть этой западной стены представляет собой кирпичную кладку шириной в три кирпича, высотой до четырех рядов на неглубоком фундаменте из мелкого булыжника.

Вся церковь с ее южным приделом окружена прямоугольной оградой, также сложенной из кирпича на мелком булыжнике. Ограда сохранилась значительно хуже церковного здания. Ее размеры с севера на юг 12 м и с востока на запад 12,5 м, высота мала и не везде одинакова. Восточная стена ограды находится на расстоянии всего 0,9 м к востоку от основной апсиды. Ограда имеет почти квадратную форму. Ее северный конец был укреплен тремя большими валунами размером 65 х 25 см. Остальной фундамент сложен из более мелкого булыжника. Под булыжником находится тонкий слой мелкой гальки. Поверх булыжного фундамента сохранилась кирпичная кладка на растворе в один-два кирпича в ширину и в один кирпич в высоту. Южная стена ограды длиной 12,5 м вплотную подходит к южной апсиде и к южной стене придела, образуя с ними одно целое. Эта стена сохранилась лучше других - до трех кирпичей в высоту и в два ряда кирпичей в ширину, сложенных, как и везде, на растворе. Под кирпичной кладкой залегал булыжный фундамент на глубину до 60 см. Под булыжником - тонкий слой гальки. Северная стена ограды сверху и с боков была покрыта развалом булыжника. Кирпич не сохранился. Она отстояла от северной стены здания на 2,3 м. После расчистки завала выявилась кладка из более крупного булыжника с прослойкой кирпича. Особенно крупными камнями были укреплены западный и восточный концы стены. Основная часть фундамента высотой до 50 см состояла из более мелкого булыжника, скрепленного густым раствором. Вся стена имела наклон по склону холма.

Заканчивая внешнее описание храма, следует добавить, что во время вскрытия культурного слоя, на котором был воздвигнут храм, было найдено немало фрагментов керамики, кабаньих клыков, отдельных предметов оружия и быта (железные ножи, черешковые наконечники стрел, кольца и др.). Особый интерес представляет найденное каменное яйцо из розового мрамора с просверленным цилиндрическим отверстием. Диаметр яйца 5 см, высота - 6 см, диаметр отверстия 1 см. Края отверстия сильно стерты от долгого трения. Это мраморное яйцо с отверстием несомненно является кистенем или боласом. Абсолютно яйцевидный, но костяной кистень, с пропущенным через него железным стержнем с кольцом для привязывания его ремнем рукояти, был найден среди русских находок при раскопках Саркела - Белой Вежи».

Храм № 2

Храм № 2 расположен в 1,2 км к югу от Татартупского минарета. Храм состоит из двух помещений - центрального зала с алтарем и притвора. Притвор сложен из кирпича на известковом растворе. Кирпичи разномерны, но преобладают квадратные, размером 25 х 25 х 5 см, 25 х 24 х 5,5 см. Интересна техника кладки стен: ряды кирпича чередуются с тесаными каменными блоками и валунами. Притвор снаружи представляет собой правильный квадрат, размером 4,55 х 4,55 м. Толщина стен: южной 38 см, северной 39,5 см, западной 35 см. В плане притвор образует сложный вписанный крест, создаваемый за счет восьми внутренних выступов. Он аналогичен по форме залу церкви № 1.

Вход в храм был с западной стороны. Стены притвора с внутренней стороны были оштукатурены. Центральное помещение в плане прямоугольное. Восточная стена сохранилась очень плохо, поэтому сложно было восстановить контуры апсиды. Стены значительно шире стен притвора и отличаются иной строительной техникой: их цоколь сложен из больших валунов и камней на растворе, почти без применения кирпича. Техника кладки значительно грубее. Изучение строительных швов показало, что центральная часть была пристроена к притвору. С восточной стороны к центральному помещению примыкает подалтарный склеп-крипта, сложенный из квадратного кирпича на толстом слое раствора. Камера его в плане четырехугольная. На высоте 0,55 м от пола отвесные стены постепенно выведены в сферический свод, в плане круглый. С восточной стороны в крипту вел сложенный из кирпичей и плит узкий дромос с тремя ступенями. Входное отверстие оформлено стрельчатой аркой. Пол камеры из толстого слоя известкового раствора. В крипте обнаружены перемешанные останки нескольких взрослых и детских скелетов, число которых не устанавливалось.

При раскопках церкви обнаружена черепица двух видов - полукруглая и плоская. На плоской обнаружены рельефные знаки с буквами армянского алфавита. Это свидетельствует о том, что производство черепицы, используемой в Верхнем Джулате, находилось в руках армянских мастеров. Внутренняя поверхность стен была покрыта фресками, на что указывают кусочки штукатурки со следами красок (красной и черной).

Интересным фактом является положение скелета, обнаруженного под фундаментом притвора церкви: скелет лежал головой на запад, вытянуто на спине, руки вытянуты вдоль тела, лицом на юг. У черепа найден серебряный штампованный бубенчик, на груди лежал второй такой же бубенчик с серебряной цепочкой. У плеча левой руки найден бронзовый бубенчик. Важно отметить, что это погребение было перекрыто фундаментом церкви. Следовательно, оно было совершено раньше, чем построена церковь, но по положению скелета является христианским, несмотря на наличие бубенчиков. Таким образом, церковь № 2 строилась на площади уже функционировавшего христианского кладбища. Интересное погребение находилось в кирпичном саркофаге у северной стены церкви. Крыша саркофага обнаружена на уровне кладки фундамента, это означает, что саркофаг находился под землей. Длина саркофага 2,40 м, ширина по восточной стене 1,15 м, высота - 0,80 м. Саркофаг сложен из такого же квадратного кирпича, как и церковь (25 х 25 х 5 см). Крыша двускатная, сложена из двух рядов кирпичей, по 9 штук в каждом ряду, положенных под углом. Все сооружение сложено на сером известковом растворе.

Все вышеописанное позволяет заключить, что церковь № 2 строилась не одновременно. Сначала был построен притвор, а затем к нему было пристроено центральное помещение с криптой. С другой стороны, однородность строительного материала не даст оснований говорить о значительном хронологическом промежутке между строительством притвора и центрального помещения. Церковь № 2 В. А. Кузнецов, так же как и церковь № 1, датировал XIII в. на основании стратиграфических данных и археологических находок.

Храм № 3

Храм № 3 находился на расстоянии около 700 м к юго-востоку от церкви № 2, недалеко от обрывистого берега поймы Терека. Длина храма - 9 м, ширина - 5,6 м (без пристроек). Общая длина с пристройками 13,40 м. Стены сложены в той же технике, что и в церкви № 2, - из чередующихся рядов кирпича и валунов, скрепленных известковым раствором. В интерьере на стенах сохранились остатки штукатурки. У южной стены основного помещения церкви В. А. Кузнецовым исследован кирпичный саркофаг с двускатной крышей, аналогичный обнаруженному у церкви № 2. Он ориентирован с запада на восток. На полу камеры лежал мужской скелет без вещей.

С западной стороны к церкви № 3 были пристроены два помещения, определенные В. А. Кузнецовым как склеп и мавзолей. Склеп четырехугольный, сложен из серых песчаниковых блоков без раствора и содержал разграбленное погребение без вещей. Мавзолей, также четырехугольный в плане, сложен из квадратного кирпича на растворе; юго-восточный угол мавзолея закруглен, тогда как остальные углы острые. Размеры мавзолея (наружный обмер) - 4,12 х 3,20 м. Ширина стен различна: 0,24 м (восточная), 0,36 м (западная), 0,39 м (южная) и 0,42 м (северная). Восточная стена сложена в один кирпич, остальные стены в полтора кирпича. С внутренней стороны на стенах мавзолеев сохранились остатки штукатурки светло-серого цвета толщиной 1-1,5 см. В юго-западном углу мавзолея выявлен дверной проем, ведущий в склеп. Ширина его 0,73 м. Проем имеет двухступенчатый порожек. В западной стене проема имеется углубление, предназначенное для крепления дверной коробки. Ширина выемки 8 см.

С восточной стороны к дверному проему вплотную примыкает выступающая внутрь пилястра, сложенная из полутора кирпичей. Размеры пилястры 0,37 х 0,17 см. С противоположной стороны (в западной стене) заметны следы второй, симметричной пилястры, позднее разрушенной и сравненной со стеной. Стены мавзолея и склепа поставлены без фундамента и цоколя, прямо на землю. Изнутри стены были оштукатурены. Внутри мавзолея расчищено девять христианских погребений, одно из них в кирпичном гробе. При погребенных найдены два красно-коричневых кувшина с ручками, два железных кольца, круглая костяная пуговица с резным циркульным орнаментом, серебряная пуговица типа «желудя», покрытая зернью, два железных креста. Вокруг церкви было раскопано еще 13 грунтовых христианских погребений. В одном из них найдены: серебряное височное кольцо в полтора оборота с гроздью из четырех шариков на конце, серебряная пуговица «желудь» с зернью и серебряная орнаментированная пуговица-бубенчик.

Интересен пол церкви. Он сплошь выложен квадратными кирпичами, размеры которых стандартны (24 х 24 см, 25 х 25 см). Кирпичи подогнаны вплотную друг к другу. Кирпичная кладка вдоль стен обрамлена рядом из кирпичей, стоящих на ребре. Сверху пол был покрыт слоем светло-серой обмазки (прочный известковый раствор), толщиной около 1 см. Пол церкви имел небольшой уклон с запада на восток, к алтарю. Алтарная часть церкви отделялась от зала стеной алтарной преграды. Сложена преграда из кирпичей в два слоя - один слой положен плашмя, второй, обращенный на восток, поставлен на ребро. Ширина стены - 25 см. Кирпичи лежали на растворе, с западной стороны стена была оштукатурена. Высота алтарной преграды в настоящее время - 21-23 см. Размеры кирпичей: 26 х 26 х 4,5 см. Преграда тонка, а облицовочные кирпичи с восточной стороны поставлены прямо на землю.

Апсида церкви прослеживалась только по остаткам булыжной кладки, крупным камням и отдельным валунам, оставшимся донаших дней. В плане достаточно отчетливо прослеживалась конфигурация полуциркульной апсиды с двумя угловыми выступами - с севера и юга. Южный угловой выступ имел фиксируемую ширину 0,65 м; ширина северного (разрушенного) выступа не прослеживалась. С северной стороны в основание апсиды вложены три валуна. Необходимо отметить одну важную деталь: в северо-восточной части апсиды сохранилась кладка из больших двух валунов и кирпичей, лежащих по прямой. Это остатки какой-то прямой стены, как бы вписанной в апсиду. В южной части апсиды открыта яма с керамикой Х-ХИ вв., древесными угольками и костями животных.

При раскопках церкви найдены пять обломков железных клепаных крестов и железный четырехгранный гвоздь. Ювелирные серебряные пуговицы «желудь» хорошо известны в материалах Волжской Болгарии XIII-XIV вв. Встречались они и в раскопках О. В. Милорадович на христианском могильнике XIII - XIV вв. у церкви № 1. К тому же времени можно отнести найденные В. А. Кузнецовым кувшины, кресты, височные кольца и т. д. Все эти вещи указывают на дату окружающего церковь могильника. По этим фактам В. А. Кузнецов определяет время строительства церкви № 3 также XIII в.

Храм № 4

Храм № 4, открытый В. А. Кузнецовым в 1974 г., представляет собой небольшую церковь, предназначенную для христианского населения Верхнего Джулата, жившего на правом берегу Терека. Отличие церкви № 4 от раскопанных ранее состоит в том, что в алтаре обнаружены престол и синтрон. Как и в других случаях, церковь № 4 оказалась связанной с христианским кладбищем. Наружный обмер здания: 6,60x4,50 м. Внутренний обмер: 2,60 х 3,70 м. Вход в церковь находился в западной стене и был, по-видимому, единственным. На его размеры указывает проем, оставшийся в кладке возвышающейся над полом ступени - 0,75 м.

Кладка фундамента по периметру здания выступает по отношению к стенам на 6-7 см, она аналогична фундаментам церквей, выявленных здесь ранее. Стены сложены из квадратных кирпичей 24 х 24 х 5 см на слое серого известкового раствора толщиной 2,4 см. Северо-западный угол стены опирался на крупный валун. Восточная стена в плане имеет полуциркульную форму и является самой тонкой - 44 см, однако булыжный фундамент под стеной апсиды такой же, как и у других стен. Полуциркульный абрис апсиды был достигнут за счет веерообразного положения кирпичей и наращивания шва между кирпичами наружу. С внутренней стороны стена сложена не из целых кирпичей, а из половинок, положенных впритык. Половинки ровными краями обращены внутрь апсиды. Восточная стена - апсида имела и внутренние выступы-заплечья, находящиеся в интерьере здания.

В центре апсиды и вплотную к ее стене находится квадратный в плане престол шириной 40 см, в глубь апсиды выступающий на 30 см. Высота престола - 26 см, но первоначально он был, безусловно, выше, ибо на верхних кирпичах сохранились куски раствора. Престол сложен из двух кирпичей, лежащих впритык друг к другу и скрепленных раствором. Севернее и южнее престола вдоль стены апсиды расположено узкое (16 см) сиденье типа синтрона, сложенное из булыжника на растворе. Высота его 6-7 см, ниже имеется еще одна ступень шириной 16-19 см и 7 см высоты, служившая, видимо, основанием для престола. На ступенях сохранились остатки штукатурки. У северной части апсиды оказался еще один сложенный из кирпичей на растворе престол, находящийся в 53 см от центрального престола. Ширина его 30 см, в глубь апсиды он выступает на 20-22 см. Наверху лежат плоские кирпичи со слоем раствора, что свидетельствует о более значительной первоначальной его высоте. Данный элемент можно рассматривать как синтрон. Никаких следов преграды не найдено.

Вдоль северной, западной и южной стен церкви была устроена невысокая скамья - 18 см от пола, сложенная из квадратных кирпичей на растворе в два яруса, ширина ее 25-26 см, т. е. равна ширине кирпича. Скамья была облицована светло-серой известковой штукатуркой, очень сходной по цвету и консистенции с раствором. Остатки штукатурки обнаружены также в апсиде, таким образом, здание внутри было оштукатурено. Пол представлял собой слой серого известкового раствора, аналогичного связующему раствору стен и штукатурке.

На расстоянии 3,5 м от церкви на юго-восток находится полуподземный склеп, по конструкции аналогичный обнаруженным у церквей № 1 и № 2. Склеп по технике одномоментен церкви и состоит из двух основных частей - камеры и дромоса. Камера склепа сложена из жженого квадратного кирпича, аналогичного кирпичу из здания церкви, на известковом растворе, квадратная - 2 х 2 м, пол и стены были облицованы слоем серого известкового раствора (как и в церкви № 4). Потолок склепа сводчатый, в центре первоначально находился замковый камень. Свод был выведен за счет увеличения угла наклона кирпичей внутрь камеры и утолщения слоя раствора - наружу. Снаружи свод выражен не был и выглядел почти плоской крышей, сложенной из целых или фрагментированных кирпичей, ближе к центру образующих окружности. Кладка стен склепа грубая и неровная, юго-западный угол был округлен.

С северо-восточной стороны склепа располагается дромос длиной 2,10 м, ширина его с учетом толщины стенок - 1,20 м. Стенки дромоса сложены из того же жженого квадратного кирпича на известковом растворе, толщина их 37-38 см. Изнутри они облицованы светло-серой штукатуркой. В верхней части стены дромос имеет идущую по периметру выемку 12 см ширины, образующую нечто вроде ступеньки. На эту ступеньку могло опираться своими концами деревянное и поэтому не дошедшее до нас перекрытие дромоса. В таком случае дромос мог легко открываться для совершения повторных захоронений (действительно, в камере содержалось несколько скелетов). От северо-восточной стенки дромоса вниз, в склеп, идут 4 ступени. Вход в камеру имеет оформление в виде стрельчатой арки высотой 63 см и шириной 45 см, около пола - 62 см. Та же конструкция входного проема в крипту имеет место в церквях № 1 и № 2.

***

Итак, г. Верхний Джулат, связываемый в последующее время с Дедяковым, вне сомнения, был экономическим и политическим центром Восточной Алании в XII-XIII вв. Анализ архитектуры четырех церквей Верхнего Джулата привел к следующим наиболее важным выводам:

  • Подтверждено наличие здесь в XII-XIII вв. крупного аланского города, обладавшего элементами благоустройства (мостовая) и многочисленными памятниками архитектуры
  • Архитектурные сооружения в южной части городища свидетельствуют о том, что кирпичные здания не были сосредоточены лишь в северной части города, где, возможно, находился его центр
  • Выявление факта функционирования в XIII-XIV вв. на территории татаро-монгольского города четырех христианских храмов, обладающих ярко выраженными особенностями, открывает новую страницу в христианском зодчестве Северного Кавказа


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!