| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | комплексы алби-ерды и таргимского храмов XI-XII |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XIIОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храм Алби-Ерды

Второй по величине храм, имеющий полукруглую апсиду, - Алби-Ерды — впервые был обследован В. Ф. Миллером, сохранилось его краткое описание и план. «Это небольшое сооружение в виде прямоугольника, которого длина не превышает 13, а ширина 8 шагов. Крыша давно провалилась и засыпала внутренность здания. На восточной стороне внутри видны следы алтарного абсида и окно с полукруглым сводом, в южной стене проделаны 2 окна и между ними низкая и широкая дверь; на западной стороне высоко виднеется окно, северная стена глухая». Здание находится против аула Таргим на левой стороне р. Асса, в четырех километрах от Тхаба-Ерды.

В. Ф. Миллер отмечает, что, по свидетельству местных жителей, в здании справляли языческий обряд «тушоль». Точно не описывая происходящую церемонию, он сообщает только, что туда собиралась окрестные жители, приносили жертвы и пировали. Б. А. Алборов считал, что В. Ф. Миллер не совсем точно назвал происходящую у храма культовую церемонию, поскольку «тушоль» — женский праздник — справлялся у храма в честь божества женского рода Тушоли, дарующего детей. Происхождение слова «Алби», по Б. А. Алборову, ведется от бога оспы (осетинское название - «Алларды», ингушское - «Алби-Ерды»), и церемония здесь была несколько иная. Б. Гатиев отмечал, что «Алларды есть самый злейший из святых. Им клянутся исключительно женщины, ибо он считается их святым, хотя они и не участвуют в празднике, устраиваемом в его честь». По мнению Б. А. Алборова и В. Х. Тменова, Алларды некогда был верховным божеством, перешедшим на роль патрона оспы.

Как пишет В. Ф. Миллер, затем от Алби-Ерды участники церемонии шли к другому небольшому каменному сооружению, «напоминающему по форме обыкновенный чеченский могильный памятник (каш)у но украшенному оленьими рогами и имеющему в одной из стенок небольшую нишу, как бы вместилище иконы. Этот памятник называется у туземцев Аушаселъ. Сбоку он представляет вид небольшого домика с двускатной шиферной крышей, длиною в 4 1/2 и шириною в 2 шага». На наружной стене здания, около входа, имеется отпечаток руки. Б. А. Алборов дает разъяснения и по поводу происхождения названия «Ауша-Сел». «Ауша» — святой, «Сели» — бог грома и молнии. Но первый гром звучит именно в месяц Тушоли, когда справляется праздник в ее честь. В то же время оспа считалась болезнью огня, который обжигал больного, а огонь мог наслать бог грома и молнии Сели.

На мой взгляд, в этих двух объектах очевидна связь названных трех божеств - Тушоли, Сели, Алби-Ерды, и церемония, справлявшаяся здесь, была посвящена, вероятно, защите детей от оспы, посылаемой богом грома и молнии. В пользу подобного предположения говорит и нахождение поблизости, на другой стороне реки еще одного комплекса, включающего храм, также имеющий алтарную абсиду — так называемого Таргимского храма, а также столпообразного святилища-монумента около Ауша-Сел.

Алби-Ерды осматривался Л. П. Семеновым и И. П. Щеблыкиным, В. И. Марковиным, М. Б. Мужухоевым. Храм представляет собой прямоугольную в плане постройку, наружный обмер — 13,2 х 7,72 м. На южной стене здания располагались три окна с полуциркульными арками и дверь. Дверь имеет прямое завершение, камни которого держатся на деревянных балках; ширина двери — 1,50 м, толщина стен в дверном пролете — 1,16 м. Над дверью на высоте примерно трех метров помещаются три окна с полуциркульными арками; окна расширяются внутрь. В восточной части Алби-Ерды прослежены остатки вписанной полукруглой алтарной абсиды шириной 6 м и глубиной 3 м. В западной стене одно окно на высоте 4 м. Ширина окна равняется 0,74 м, толщина стены в пролете окна — 1,16 м, высота стены достигает 5,15 м. В восточной алтарной стене по оси храма имеется одно окно с полуциркульным верхом. В алтарной части М. Б. Мужухоевым открыты остатки каменного одноступенчатого синтрона, сложенного на известковом растворе. Ширина окна снаружи 0,50 м, внутри 0,61 м, высота окна 1,50 м, подоконник на высоте 1 м от пола. В южной алтарной стене у самого пола неглубокая ниша. Внутренний обмер: 8,68 х 5,41 м, с полукруглым алтарем, шириной 4 м, глубиной 3,28 м. Алтарная часть ничем не отделяется от остальной части храма.

Раскопками М. Б. Мужухоева 1990 г. обнаружено, что Алби-Ерды, как и Тхаба-Ерды, имел приделы с юга и севера. Южный придел имел свой алтарь, с повышенным на одну ступень уровнем пола и скамьи для сидения с обеих сторон. Придел соединялся с центральной частью проемом и имел отдельный вход с запада. Северный придел также имел свой алтарь и соединялся проемом с центральным объемом. Отдельного входа не было. Возможно предположение, что в южной части было помещение для клира, аналогично многим раннесредневековым церквям восточно-христианской традиции, например церковь № 7 в Пицунде. Северная часть, соответственно, могла иметь мемориальную функцию.

Стены сложены правильными рядами из плитняка, красноватого цвета. Крыша рухнула на всем протяжении, сохранилась часть свода над алтарем. Изнутри все стены покрыты толстым, ровным слоем штукатурки белого цвета; под последним слоем местами можно наблюдать еще два слоя более старой штукатурки желтого и красноватого цветов. Снаружи на стенах штукатурки нет. Украшения совершенно отсутствуют. С запада к зданию примыкал открытый дворик, также сложенный на растворе и одномоментный храму. С запада был устроен торжественный вход из двух стрельчатых арок. Во дворике раскопан граненый равносторонний крест из туфового камня.

Храм датирован Л. П. Семеновым XII—XIII вв. Э. Шантр сообщает, что на р. Ассе имеются развалины двух древних храмов: Твирлис-Цминда (Воскресения) и Тхаба-Ерды. Возможно, что под первым он подразумевал храм Алби-Ерды.

Ауша-Сел в плане представляет собой прямоугольник 1,35 х 2,56 м, высотой в 2,98 м, имеет внутреннее пространство, но не имеет входа. Стены сложены из хорошо обтесанных и пригнанных камней средней величины, на известковом растворе. На высоте 1,78 м продольные стены переходят в ступенчато-пирамидальное, двускатное, в пять ступеней, завершение. Уступы в 0,16 м высоты перекрыты каменными плитками с наклоном. На плитках последнего уступа идет гребень из камней с закругленным верхом. В восточной узкой стене, на высоте 1,56 м, устроена ниша стрельчатой формы, шириной в 0,32 м, высотой 0,64 м и глубиной 0,39 м. В задней стенке ниши на высоте 0,44 м от основания имеется небольшое отверстие.

Между третьей и четвертой плитками крыши над нишей сохранились части рогов оленя, вделанных в толщу стены. С правой стороны от ниши, на уровне ее основания, в обмазке стены виден вдавленный отпечаток правой руки с растопыренными пальцами. Стены и уступы крыши покрыты ровным тщательно наложенным слоем штукатурки светло-охристого цвета. В южной продольной стене, непосредственно под первыми плитками крыши устроена небольшая ниша 0,18 м. В западной стене, на уровне первых плиток крыши, вделаны в стену две плитки, дающие вместе полукружие, которое в середине имеет круглое отверстие; плитки выступают за пределы стены на 0,21 м, диаметр отверстия 0,15 м, длина плиток 0,54 м. Ограды вокруг памятника нет.

Таргимский храм расположен на правом берегу р. Ассы, к северу от селения Таргим. Недалеко от селения выстроены две жилые башни, к северу от них, в лесу, на расстоянии около 1 км, находится храм. Вблизи него имеются руины неизвестного поселения. Рядом с храмом, на выступе скалы - остатки святилища, сложенного на извести и окруженного большой каменной оградой. Неподалеку находится и столпообразное святилище 0,60 х 0,54 м в основании, при 1,48 м высоты. Верх столпа в три уступа, перекрыт каменными плитками, сверху которых устроен гребень. У основания в юго-западной стене находится ниша 0,19 х 0,15 х 0,40 м. Местами сохранились следы штукатурки.

Таргимский храм представляет собой здание зальной композиции, с одной апсидой и поперечными арками, членящими здание на три канонические части: алтарь, храм, притвор. Длина храма 6,90 м, ширина — 4,60 м. Апсида храма вписанная, полуциркульной формы, неглубокая (1,40 м). Алтарная часть имеет небольшие выступы-заплечики (0,15 м), которые образуют угол при ее переходе в собственно зал. В алтарной части расположены две прямоугольные ниши помещения, на уровне нижней части алтарного окна. Северная - шириной 0,38 м, высотой 0,32 м и глубиной 0,40 м. Южная ниша имеет размеры 0,33 х 0,30 х 0,50 м.

Стены здания сейчас разной степени сохранности, из них наибольшей высоты от уровня древнего пола достигают поперечные 4,90 м). Храм, очевидно, имел двускатную кровлю. На это указывают и остатки карниза, прослеженные вдоль продольной южной стены и расположенные на высоте 3,20 м от основания. Материалом покрытия кровли, вероятнее всего, служили уплощенные каменные плиты, которые обнаружены М. Б. Мужухоевым в большом числе при расчистке завала в помещении. При раскопках не было выявлено красной черепицы, служившей кровельным покрытием храма Тхаба-Ерды. Свет в здание поступал через расширяющиеся внутрь алтарное окно и еще одно, западное, расположенное на противоположной стене. Сохранившийся полностью световой проем в алтаре (высота 1,05 м) имеет полукруглое арочное завершение, образованное цельной плитой из хорошо обработанного серого песчаника.

В помещение храма ведет вход с южной стороны, смещенный к западной стене. Он имеет изнутри дугообразный верх, выложенный в технике ложного свода из девяти тесаных песчаниковых плит. Снаружи вход перекрыт горизонтально одним большим камнем, который вделан в толщу стены таким образом, что закрывает верхнюю округлую часть дверного проема. Ширина входа 1,03 м, внутренняя высота 2,10 м.

Стены постройки возведены из подвергнутого легкой обтеске разноразмерного булыжникового камня на известковом растворе.Особенностью кладки является то, что между крупными камнями насыпан щебень, залитый известковым раствором. Некоторые крупные удлиненные камни уложены вертикально, например в восточной стене. В арочных сводах были использованы плиты местного серого песчаника. На стены храма с обеих сторон наложена известковая штукатурка, внутри она двухслойная (белая и желтая). Лучше всего облицовка сохранилась на алтарной стене, снаружи она просматривается только на отдельных участках кладки.

Возможно, здание не было оштукатурено полностью. Каких-либо следов стенной росписи при осмотре не отмечено.

Перед южной стеной храма сохранились остатки каменной ограды, сложенной на известковом растворе, шириной около 2 м. Ограда была оштукатурена и окрашена в желтый цвет и, по мнению Л. П. Семенова, сооружена одновременно с храмом. Особенностью храма является наличие при нем склеповой усыпальницы, аналогично храму Тхаба-Ерды, лаз в которую проложен под западной стеной храма. Лаз высечен в скале на расстоянии 1,26 м от северной стены, ширина его 0,84 м, высота - 0,45 м. Перед лазом имеется углубление для доступа в склеп. Внутри лаз суживается до 0,68 м, но увеличивается в высоту до 0,63 м. Снаружи лаз перекрыт округлым камнем-монолитом. Стены склепа утолщены и служат основанием, на котором стоит храм. Камера склепа имеет в плане прямоугольную форму 4,3 х 2,34 м), высота ее 1,83 м, перекрыта каменным сводом. Кладка очень тщательная, на ней и сейчас хорошо прослеживается цементовка серого цвета.

Как показали раскопки М. Б. Мужухоева, многовековой культурный слой храма по площади и глубине был насыщен (особенно по углам здания) костными остатками жертвенных животных. Встречаются они и на расчищенном древнем полу-материке. Кости принадлежали турам, баранам, быкам и оленям. Находки представлены предметами вооружения и быта. При расчистке открыт вставленный по центру в основание камеры на глубину 0,30 м удлиненный каменный ящик без сохранившегося перекрытия, которое было снято кладоискателями. Ящик вытянут по длине камеры и примыкает к восточной стене, сложен из поставленных на ребро и тщательно подогнанных одна к другой плоских каменных плит (длина 3,90 м, ширина 0,40 м). В нем, судя по размерам и потревоженным костным остаткам, были погребены два человека, уложенных вытянуто на спине и ориентированных головой на восток.

М. Б. Мужухоев отмечает отсутствие даже небольшого наносного слоя земли на материке до начала языческих приношений. Это свидетельствует не о краткосрочности функционирования данной постройки как христианского храма, а об особенностях религиозного мировоззрения населения, впитавшего как христианские, так и языческие мифологические представления. Таргимский храм, уже как объект полного языческого осмысления и почитания, функционировал, по всей вероятности, еще в XVII-XVIII вв. Подтверждением этому могут служить находки на полу деревянных газырей для хранения пороха и пуль.

Таким образом, рассмотренные в данном разделе храмы с алтарными абсидами являются неотъемлемой частью культовых комплексов, включающих главный объект — упомянутый храм, святилище меньшего размера с внутренним пространством и столпообразный монумент. Церемония, происходящая в комплексе, предполагала посещение всех объектов. Исследованные комплексы были посвящены трем божествам: самому главному мужскому, второму мужскому с подчиненным статусом и женскому. В представлении вайнахов мифологическое содержание божеств могло ассоциироваться с христианскими святыми: например, Ауша-Сел — с Ильей Пророком, Тушоли - с Богородицей. Признание археологами одновременности всех построек комплекса позволяет сделать вывод, что комплексы, а соответственно, и храмы были изначально построены как отражение своеобразного регионального варианта христианского мировоззрения, осложненного языческими обрядами.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!