|
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа |
Осетия
Храмы Осетии
На территории современной Северной Осетии в период интенсивного строительства храмов в XI-XIV вв. существовало несколько территориально-государственных объединений. Каждое из этих объединений прошло свой путь христианизации и, соответственно, сформировало свои регионально-этнические варианты христианской архитектуры. По моему мнению, храмовое зодчество Осетии не может быть разделено на периоды - оно может быть рассмотрено только по территориям, соответствующим этническому расселению, и таких территорий на период XI-XIV вв. можно выделить четыре.
Самый ранний очаг христианской культуры - это Двалетия, храмы которой относятся к XI в. Пространственная организация этих храмов не вызывает сомнений при отнесении их к христианскому зодчеству. Наиболее значительную территорию занимали горские общества Кобанского, Куртатинского и Алагирского ущелий, относимые многими историками к Восточной Алании. Тем не менее культовое зодчество данного региона в наименьшей степени подверглось воздействию христианской архитектурной культуры, так ярко проявившейся в центральной Алании. Большинство культовых объектов данной территории настолько самобытны, что даже трудно назвать их христианскими - они отражают языческую мифологию, но несут на себе следы влияния христианства. Ярко выраженным своеобразием обладают храмы Дигории, датируемые XIII-XIV вв., в архитектуре которых сформировались черты, сходные с культовым зодчеством Ингушетии.
Подобное обстоятельство представляется достаточно удивительным, учитывая удаленность данного региона от Ингушетии. Наконец, достаточно необычную группу составляют церкви Верхнего Джулата, относящиеся к XIII-XIV вв. В архитектуре этих храмов также проявился религиозный синкретизм мировоззрения, сформировавшегося на основе смеси язычества, двух христианских конфессий - католицизма и православия, а также незначительного влияния ислама (вернее, той смеси ислама и доисламских верований, которые составляли основу мировоззрения татаро-монгольского населения Верхнего Джулата).
|