| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | храмы тмутаракани XI — XII вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Храмы Тмутаракани XI — XII вв.ОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Храмы Тмутаракани XI — XII вв.

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храмы Тмутаракани XI — XII вв.

Храмы Тмутаракани изучены крайне слабо. Экспедициями Б. А. Рыбакова были обнаружены два храма в самой столице - Тмутаракани. Один из храмов — крестообразный, другой, главный храм города, освященный в честь Пресвятой Богородицы, - трехапсидный, крестовокупольный, К территории Тмутаракани относились также и земли Восточного Крыма. В частности, ряд исследователей относит церковь Иоанна Предтечи в Керчи к зодчеству Тмутаракани.

Б. А. Рыбаков логически предположил, что церковь Пресвятой Богородицы должна была находиться где-то в пределах центральной части города, заложил раскопы по ее обнаружению (около 800 кв. м). Характерно, что уже с глубины 0,5 м на этом участке стали попадаться обломки явно крупного здания: плинфы, черепицы, кусочки цемянки, скопления сколов красного песчаника; при углублении количество этих остатков увеличивалось, и в южной части участка среди прочего лома появились уже кусочки фресок и круглых оконных стекол (диаметр 10 см). От самого здания частично сохранились только фундаменты и рвы от них. Тем не менее эти остатки дали представление о довольно большом и представительном здании, выстроенном несомненно квалифицированными, возможно, византийскими мастерами. Длина здания — 16,5 м, ширина — 10,65 м. Лучше всего сохранились поперечные фундаменты. Ширина внешней кладки, на которую опиралась западная стена, - 1,8 м, остальных - 1,4-1,6 м. Фундамент южной стены сохранился почти на всю длину здания, но на высоту всего в 0,4 м, а от северной остался только кусок в западной части длиной 4 м. Стены храма сложены из плотно пригнанных друг к другу, немного отесанных каменных блоков на известковом растворе.

Хуже всего сохранилась апсидная часть постройки. Восстанавливается она только благодаря наличию полукруглого выступа в восточной стенке котлована. Отсутствие кладок позволило Б. А. Рыбакову выяснить конструктивные приемы начальной стадии укладки фундаментов, а именно: 1) дно всех рвов было тщательно выровнено и отнивелировано; 2) в апсидной части, где фундаменты занимали значительные площади, дно было уплотнено рядами вбитых в него деревянных кольев, от которых сохранились ямки (диаметр 5-7 см). Судя по открытому плану, церковь могла быть одноапсидной, хотя П. А. Раппопорт допускает возможность ее трехапсидности. Это предположение опирается на тот факт, что «плечи» с обеих сторон центральной апсиды были очень широкие C м) с закругленными внешними углами. Ориентировка церкви была строго по оси восток - запад.

Никаких следов стен, кровли, пола, кроме разбросанных по участку обломков, нет. Однако по ним можно судить о том, что стены были сложены из плинфы на цемянке, изнутри оштукатурены и покрыты фресками. Кровля была черепичная, а пол скорее всего выложен отшлифованными плитами красного песчаника, обработка которого велась здесь же - в 20-25 м от строящегося здания. Вблизи были обнаружены остатки «творила» и большого (7 х 4 м) сооружения, предназначенного, видимо, для гашения извести («гасила»). С севера и северо-запада от храма располагалось синхронное церкви кладбище. Погребения совершались в ящиках из хорошо обтесанных известняковых плит, иногда заменявшихся простыми валунами. В трех случаях каменные обкладки отсутствовали, но в могиле были найдены крупные кованые гвозди, обычно употреблявшиеся в то время для заколачивания гробов. Погребения в каменных ящиках, как правило, многослойные, но даже в сильно разоренных погребениях в большинстве случаев можно было констатировать традиционную для средневековья христианскую ориентировку головой на запад. Вещей в могилах практически нет, кое-где попадались бронзовые пуговки, перстеньки, бусинки, которые отнесены к концу XI-XII вв.

***

Рассмотренные три группы храмов различаются между собой не только территориально-государственным расположением, но и рядом особенностей. Вызваны они также разновременностью построения храмов. Храмы Зихии - более ранние, они относятся ко времени до X в. Храмы Ильичевского и Урупского городищ состоят из двух хронологических групп - X в. и XII—XIII вв. Храмы Тмутаракани относятся к XI в.

Прежде всего, следует отметить разницу подходов строителей к территориально-пространственному расположению храмов. Так, храмы Причерноморской Зихии привязаны к крепостям, но в большинстве своем не расположены внутри них. Многие церкви построены на высоких труднодоступных горных вершинах. Кроме того, сам храм понимался здесь не только как сакральное, но и как оборонительное сооружение: он был обнесен стеной или входил в состав крепости, занимая самое выгодное в стратегическом отношении место. Причем здесь не наблюдается принцип фамильного строительства церквей — каждое поселение имело только одну церковь.

Храмы Западной Алании расположены иначе. Все они построены на территории городища, внутри крепостных стен и явно не выполняли оборонительной функции. Обращает на себя внимание их количество, а также размещение погребений под полом многих из них. Очевидна патронимическая принадлежность церквей и использование их как усыпальниц. При этом в городе обязательно был построен и главный храм, имеющий несколько большие размеры.

Между церквями Причерноморской Зихии и Западной Алании имеются и композиционные отличия. Для причерноморских храмов характерны более значительные размеры и более развитаяпланировочная структура, что, на мой взгляд, свидетельствует о разнице в богослужении. Эти церкви имеют проработанное внутренне пространство, расчлененное профилированными пилястрами и граненое оформление апсиды. Характерной особенностью планов церквей этой группы является значительная, более 5 м, ширина, иногда даже преобладающая над длиной. Отсутствие примеров вписанной апсиды, полагаю, позволяет сделать вывод о том, что источником проникновения христианства и церковного зодчества в данный регион была Византия. На это указывают также строительная техника и декоративное убранство. Мозаичные полы, фресковые росписи, красная черепица на кровле, применение в кладке рядов плинфы, характер орнамента на капителях колонн — все это говорит о влиянии Византии. В то же время применение в ряде объектов характерной для региона кладки, облицовки с забутовкой на прочном известковом растворе, возможно, свидетельствует о привлечении строительных кадров из ближайших провизантийских центров Боспора и Херсонеса.

Более вытянутые в пропорциях планы храмов Ильичевского и Урупского городищ, расчлененные на несколько частей пилястрами и даже стенами, имеют сходство с храмами на территории Ингушетии, а также Армении. Предназначение этого деления в храмах Ингушетии (размещение по патронимиям) подтверждает отмеченную выше тенденцию строительства фамильных церквей в указанных городищах. Наличие вписанных апсид в двух церквях Ильичевского городища, а также применение резных алтарных преград, по моему мнению, можно связывать с влиянием армянских строителей, именно строителей, а не Армении непосредственно. На эту мысль наводит церковь на р. Белой, построенная крымским мастером и отнесенная к XIII в. Церковь имеет множество черт, характерных для армянского зодчества Крыма. Известна история переселения армян в Крым в XI—XII вв. Передвижение их шло по рассматриваемой территории, и некоторые из них осели здесь.

Наличие на Ильичевском городище двух церквей базиликального типа, на мой взгляд, нельзя однозначно отнести к влиянию Грузии. Вторая базилика (церковь № 6), открытая В. Н. Каминским в 1989 г., является более ранней по отношению к находящейся над ней церковью № 7. Она сложена в другой технике — из отесанных блоков, на известковом растворе без забутовки, что характерно для известных на Северном Кавказе Сентинского, Шоанинского и Зеленчукских храмов X-XI вв., строительство которых связывается с влиянием Византии. Открытая ранее базилика Ильичевского городища (церковь № 4) имеет аналогичную технику кладки и идентична церкви № 6 по габаритным размерам и используемому модулю (2,5 м). В связи с этим возможно предположить, что дата строительства данной церкви — также X-XI вв., что исключает влияние ослабленной в это время Грузии. Более значительные размеры и иной характер пространственной организации этих базилик, соответствующий характерной для раннего христианства литургии, а также их взаиморасположение (в разных частях города) позволяет отнести их к периоду, предшествующему строительству фамильных церквей. Базиликальность плана указанных зданий может оказаться провинциальной реминисценцией более ранних базилик, например, Херсонеса.

Отличительной особенностью церковного зодчества двух рассмотренных групп церквей является отсутствие крестово-купольных композиций. Это характерно для всего северокавказского зодчества за пределами центра Алании. Полагаю, это может быть связано с несколькими факторами: отсутствием квалифицированных кадров, вторичной мифологизацией форм дохристианских святилищ, а в более поздний период, возможно, с запретом строительства купольных зданий со стороны захватчиков, что наблюдалось, к примеру, в Болгарии, захваченной турками.

Крестово-купольные храмы Тмутаракани, относящиеся к X—XI вв., стоят особняком. Их строительная техника, композиция и территориально-пространственное расположение непосредственно в центре города позволяют провести аналогию с единственной сохранившейся церковью периода Тмутараканского княжества — храмом Иоанна Предтечи в Керчи (Корсуни, Корчеве), строительство которого связывается с византийским влиянием. Кроме того, все эти церкви были построены из плинфы, в типичной византийской технике, что также свидетельствует о привлечении византийских мастеров.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!