| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | комплексы храмов патронимического значения XIII-XIV вв. |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Комплексы храмов патронимического значения XIII-XIV вв.ОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Комплексы храмов патронимического значения

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Мятцил (Мят-Сели)

Комплексы этой группы храмов также предполагают поклонение триединому божеству, соединяющему в себе главного в данном случае Бога грома и молнии (Сели), подчиненного (Дэла) и женского (Тушоли). Церемония предполагала посещение всех трех объектов, находящихся на значительном расстоянии друг от друга. К главному храму, Сели, возвращаются три раза. При этом главные храмы (Сели и Дэла) находились на большой высоте и были труднодоступны. Отличительной особенностью комплексов рассматриваемой группы было то, что их могли посещать женщины и дети. К последнему храму, Тушоли, шли только они. Удаленность объектов комплексного посещения способствовала возникновению дополнительных эмоциональных ощущений, связанных с постижением могущества окружающей путь природы. Первая часть названия храма предположительно отражала название местности или патронимии, вторая часть означала - Бог. В каждой местности была своя тройка храмов для проведения подобного празднества.

Все празднество называлось Мятцели и посвящалось женщине. Проходило она в особый воскресный день месяца Мятцели-бут, во второй половине июня, приблизительно на Троицу. В субботу утром богомольцы соседних обществ собирались у подножия горы и отправлялись к самому главному, высокорасположенному храму Мятцели. С собой вели жертвенного бычка трех лет с белой материей на рогах. Помимо этого, от каждого дома приводили по барану. У Мятцели происходит жертвоприношение бычка теми, у кого родился мальчик в этом году. Остальные танцуют религиозный танец и молятся. По окончании церемонии жрец в белом одеянии (символ чистоты) выносит из храма длинный деревянный крестообразный шест, на конце которого прикреплены медные колокольчики и флаг из белой материи. Богомольцы кладут в ниши деньги и металлические предметы. (В этом главном храме имеется 14 ниш, как и в общепатронимических храмах.) Затем священнослужитель возвращается в храм, молится там, а остальные стоят у входа со свечами в руках. Свечи предварительно зажигает в храме священнослужитель.

По окончании молитвы, когда сгорят свечи, священнослужитель бросает из двери храма хлеб и мясо, а народ ловит их. После этого мужчины отправляются к Дэлите. Там происходит аналогичная церемония. Затем возвращаются к Мятцели и бросают женщинам хлеб. Кто из них поймает его, тот родит сына. К третьему, Тушоли, направляются только священнослужитель, женщины и дети, которые несли туда куски жертвенных барашков. У храма происходит аналогичная церемония. Затем все возвращаются к Мятцели и устраивают там танцы. К вечеру расходятся по домам, а священнослужитель ставит шест Мятцели на свое место в храм.

Мятцил

Храм Мятцил (Мят-Сели) расположен на верхней площадке Столовой горы, у самого края южного обрыва, на высоте около 3000 м. От храма открывается панорамный вид: внизу ущелье р. Армхи, противоположная сторона ущелья замкнута склонами, сплошь покрытыми густым лесом, а вся панорама замыкается Кавказским заснеженным хребтом с Казбеком во главе.

Наружный обмер сооружения: 3,59 х 6,98 м, высота до конька - 4,92 м. Храм имеет два входа - с запада и с востока, проемы имеют стрельчатое завершение. Двери запирались на засов, для чего в стенах сделаны каналы. Над каждой дверью - по одному узкому окну. Стены сложены из тесаного камня на известковом растворе и покрыты штукатуркой темно-охристого оттенка. Продольные стены имеют легкий наклон внутрь. Крыша двускатная, состоит из двенадцати ступеней. Внутренний обмер: 5,82x2,48 м, арка делит храм на две части: западную - 2,60 м и восточную - 2,68 м. Арка стрельчатой формы начинается от земли, высота ее - 2,98 м. Над первой аркой устроена небольшая вторая арка с плоским верхом. Продольные стены до высоты 1,80 м идут вертикально, затем переходят в сложноочерченный ложный свод с плоским окончанием. Такое оформление свода является особенностью данного храма. В северной стене, со смещением к западу, устроены две ниши. Входное отверстие одной из ниш закрыто наполовину плоским камнем. Стены, арка и свод покрыты штукатуркой белого цвета. Ограды около храма нет.

Бейни-Сели

Храм находится в ущелье р. Армхи на высоком правом берегу, недалеко от селения Бейни, на южном склоне Столовой горы. Наружный обмер: 2,58 х 3,61 м, высота - 3,60 м, высота стен до первых плиток крыши -2м. Крыша традиционная, двускатная и имеет 7 уступов. Стены сложены из отесанных каменных блоков средней величины правильными радами, на них сохранилась штукатурка желто-охристого оттенка. Вход в храм - с востока, проем завершен полуциркульным клинчатым сводом с замковым камнем, имеющим форму треугольной призмы. Над входом ~ узкое окно, выше которого идет поперечная, узкая щель, а над ней - небольшая ниша. В общей композиции эти три элемента дают изображение креста. В западной стене также имеется узкое окно. Внутренний обмер: 2,50 х 1,66 х 1,56 м, высота - 2,66 м. Внутри арок нет. Стены образуют стрельчатый ложный свод и покрыты штукатуркой белого цвета. В своде сохранились отверстия для одной поперечной балки. Ограды вокруг храма нет.

Морч-Сели

Храм расположен в ущелье р. Армхи, на склонах Скалистого хребта, поблизости от аула Морч. От храма открывается обширный вид на ущелье. Наружный обмер: 2,50 х 3,70 м, высота - 3,59 м, высота продольных стен до первых плиток - 1,59 м (рис. 2.2, в). Крыша двускатная, ступенчатая, из девяти уступов. Стены сложены из больших длинных пиленых камней красивых темных тонов на известковом растворе, имеют легкий наклон внутрь, были покрыты штукатуркой охристого цвета. Вход в храм с юго-востока, в поперечной стене он имеет полукруглое завершение в виде цельной каменной перемычки. Над входом в стену вставлена тонкая каменная плита, служащая навесом. Над навесом в стене - узкое окно, выше окна, друг над другом, находятся две квадратные ниши по сторонам. Все это вместе с окном дает форму прямого креста. В боковых нишах видны остатки вмонтированных в стену рогов. Внутренний обмер: 1,25 х 2,65 м. Стрельчатая арка делит помещение на две равные части. В пролете арки протянута деревянная балка. Арка начинается от пола, ее высота - 2,10 м. В стрельчатом своде также имеются гнезда для балок.

В западной части, вплотную к северной стене прислонен столп, с фасадной стороны постепенно сужающийся кверху и приобретающий стрельчатую форму. Боковая поверхность его везде имеет одинаковую ширину. Размеры основания столпа - 0,51 х 0,28 м, высота - 1,76 м. В лицевой стороне столпа, обращенной и двери, сделаны два отверстия. Нижнее, 0,51 м высоты, проходит насквозь на южную стену. Над ним устроена ниша треугольной формы. Столп сложен из хорошо подогнанных камней, так же как и стены, покрыт ровным слоем штукатурки белого цвета и одновременен храму. Ограды вокруг храма нет.

Дик-Сели

Храм расположен над аулом Фуртоуг, на высоком и труднодоступном отроге Столовой горы. Наружный обмер: 1,40 х 2,31 м, высота 1,92 м. Кровля двускатная ступенчатая, из плоских каменных плит. Стены сложены из крупных блоков тесаного местного камня, некоторые из них достигают одного метра в длину. Сохранились следы штукатурки желтоватого цвета. В восточной стене на высоте 1,20 м устроена ниша 0,30 х 0,25 х 0,66 м. Внутреннее помещение представляет собой узкий коридор 0,3 х 1,9 м. Вход - с запада, шириной 0,3 м и высотой 1,1 м. У внутренней восточной стены продольные стены закруглены. Поперек святилища протянуты две деревянные балки.

Мятер-Дэла

Мятер-Дэла расположен также на вершине Столовой горы, на северо-восток от Мятцила, и является вторым объектом посещения при проведении культовой церемонии. Наружный обмер: 2,75 х 3,83 м. Стены сложены из крупных каменных блоков на известковом растворе, были оштукатурены желтоватым раствором. Вход в храм - с востока, проем имеет завершение в виде стрельчатого ложного свода. Над дверью имеются остатки вделанных в стену оленьих рогов. Внутри арки нет. Ложный стрельчатый свод идет от пола. В стенах - две ниши. Стены покрыты штукатуркой белого цвета. На западной стене в штукатурке наблюдается вдавленное изображение прямого креста. В своде сохранились отверстия для поперечной деревянной балки. Ограды нет. Неподалеку находится еще один храм меньших размеров.

Долте (Делите)

Храм расположен в ущелье «Галгай-че», выше аула Карт, на высоком и крутом холме, подъем на который довольно труден и утомителен. От храма открывается вид на все ущелье: внизу виден ряд аулов, вдали на востоке - широкое ущелье р. Ассы. Наружный обмер: 4 х 3,3 х 8,9 х 8,90. Ориентирован храм строго на восток. Стены сложены из блоков местного камня грубой обтески правильными рядами на известковом прочном растворе, угловые камни имеют большие размеры - до 1 х 0,5 х 0,5 м. Такая техника кладки с укреплением углов аналогична кладке башен. Местами сохранилась известковая штукатурка с добавлением крупнозернистого песка, желтоватого цвета.

Интересны по своим украшениям восточная и западная наружные стены. Во фронтонах этих стен помещены кресты с Голгофой, простые, прямые, образуемые узкими щелями, выложенными плоскими камнями. Верхний левый и правый концы крестов заканчиваются квадратными небольшими нишами, нижние части крестов стоят на голгофе, состоящей из пяти углублений квадратной формы. Выше крестов устроено по одному узкому окну с расширением внутрь. Стены слегка наклонены внутрь. На южной стене снаружи устроены ниши: одна слева от входа (треугольная) и четыре справа C треугольных и одна прямоугольная).

Вход в храм - с юга, ближе к западной стене. Дверь - деревянная из двух створок, открывавшихся внутрь и запиравшихся деревянным засовом, который ходил в канале, устроенном в толще стены. Справа от двери, на высоте 1 м, устроена ниша 0,36 х 0,35 х 0,40 м). Кровля двускатная, с 8 уступами. Общая высота сохранившейся западной стены достигает 4,35 м. Внутри храм делится арками на четыре части, при этом пилястра средней арки начинается от самого пола, а две другие сначала сливаются с поверхностью стены. Высота всех арок от пола - 2,60 м, они представляют собой стрельчатый ложный свод. Стены в углах, на высоте 2 м, соединены между собой выступающими плоскими камнями, как в башенных сооружениях.

В северной, южной и западной стенах устроено большое количество ниш, в отдельных местах они расположены в три яруса. Часть из них - с боковыми ответвлениями, тайниками, в которых хранились кресты, чаши и иная церковная утварь. В нишах без тайников стояли иконы и свечи, о чем свидетельствует копоть, покрывающая некоторые из них.

Восточная стена алтарной части имеет оригинальное сооружение - столпообразный монумент. Столп сложен вперевязку со стеной. Размеры его основания - 0,98 х 0,18 м, постепенно кверху столп сужается и заканчивается фаллической шишкой. В лицевой стороне столпа устроены три ниши: нижняя, четырехугольная, расположена ближе к северной. Средняя ниша, самая большая, со стрельчатой аркой, отделяется от нижней одним плоским камнем в 0,30 м толщины. Высота этой ниши 0,90 м, ширина 0,54 м, глубина 0,40 м. На задней стене ниши, под самым верхом высечен простой четырехконечный крест. Верхняя, третья ниша тоже имеет отверстие стрельчатой формы высотой 0,49 м и шириной - 0,39 м. Все три ниши носят следы копоти. Продольные стены при приближении к западной стене делают дугообразную кривую, так же как в храмах Маги-Ерды и Галь-Ерды.

Внутренний обмер: 2,65 х 7,50 м. В центральной арке сделана дверь. Пол храма несколько ниже уровня земли и отделяется от наружного грунта высоким каменным порогом с двумя внутренними ступенями. По стенам и аркам сохранилась штукатурка белого цвета, наложенная очень тщательно.

Дзорах-Дэла

Храм находится неподалеку от заброшенного аула Гадаборш. От него открывается величественный вид на Ассинское ущелье выше аула Пуй, ущелье Тхаба-чоч и все балки, отроги и скаты, покрытые густым сосновым и смешанным лесом. На горизонте видны заснеженные вершины Хевсуретии с остроконечными пиками. На севере тянется ущелье Галгай-че с замыкающим его Скалистым хребтом и величественным Цейламом.

Ориентация храма - с юго-запада на северо-восток. Наружный обмер: 3,94 х 9,08 м. Стены сложены из плитняка, с выделением углов крупными камнями. Кладка небрежная. Кровля двускатная, с 12 уступами. На стенах и уступах кровли следы штукатурки желтоватого цвета. Внутри храм делится поперечной стеной на два изолированных помещения. Стена эта одновременна храму, так как сложена вперевязку с его стенами. В ней, на высоте человеческого роста, устроено окно из одного помещения в другое, имеющее форму треугольника вершиной вверх, основание 0,33 м, высота, 0,38 м; второе сквозное отверстие устроено у самого пола у южной стены, величина отверстия - 0,35 х 0,35 м. Внутренний обмер меньшего помещения: 2,86 х 1,93 м. В северо-восточной стене расположено узкое окно с постепенным расширением внутрь, в этой же стене - две небольшие ниши. Вход в помещение отдельный, с юго-востока, проем завершен полуциркульной аркой.

Вторая большая часть храма имеет размеры 8 х 2,70 м и делится двумя арками на три неравные части: 2,70, 2,08 и 2,13 м. Арки имеют стрельчатую форму, выложены в технике ложного свода и начинаются от самого пола. Высота арок - 3,40 м, наружная высота храма до конька крыши - 4,10 м. В пролете арок протянуто по одной балке, кроме того, в каждом отделении протянуто по две балки. В стенах устроено большое количество прямоугольных ниш: в юго-восточной стене - 9, в юго-западной - 4, в северо-западной - 13. Внутри сохранилась штукатурка белого цвета. Вход в храм расположен в южной стене западной части, проем имеет полуциркульное завершение. В юго-восточной стене снаружи устроены две ниши. В юго-западной стене имеется три небольших окна треугольной формы.

К юго-восточной стене примыкает ограда полукруглой формы, напоминающая ограду Галь-Ерды. Кладка ограды аккуратная, сложена из такого же плитняка, что и храм.

Храм Тушоли в селении Кок

Расположенный на вершине остроконечной высокой горы храм - не единственное сооружение на ней. Вся вершина занята постройками культового назначения и заброшенными жилыми башнями. Наружный обмер храма - 4,09 х 3,40 м. Стены сложены из тесаного дикого камня и покрыты штукатуркой желтовато-охристого цвета. Ориентация храма - короткими стенами с севера на юг. Вход - в восточной стене, смещен к югу. Проем очень низкий, напоминает по величине скорее лаз в склеп. Над дверью, под плитками первого уступа крыши имеется прямоугольная ниша. В южной стене устроено два окна: одно из них, древнего происхождения, в центре, заделано каменной плиткой и заштукатурено, второе окно на высоте 1,66 м - позднее. Северная стена примыкает к скале.

Внутри храм поделен стеной позднего происхождения на две части, причем стена идет не поперек, а вдоль, соединяя северную и южную стены. В стене имеется стрельчатая арка. Эта стена закрыла центральное окно, поэтому пришлось устроить новое окно, дающее свет в восточную половину помещения. Такое устройство стены с аркой выделяет данное сооружение из ряда всех других культовых построек подобного типа. Внутри храма и в стенах на разной высоте, и в поперечной стене устроено много ниш. В этом храме была найдена бронзовая маска богини Тушоли и большое количество рогов. Храм перекрыт стрельчатым ложным сводом, высота внутри - 2,48 м. Штукатурка внутри наложена очень небрежно. На расстоянии 0,63 м от восточной стены против двери устроено из плоских камней три ниши, две обращены на восток, а третья на юг. Перед южной и восточной стенами выровнена площадка, обнесенная каменной оградой, во многих местах ограда разрушена. В восточной стороне ограды устроены три ниши.

Неподалеку находится сооружение без доступа внутрь и оригинальный столпообразный памятник - каменное изображение фалла. Высота его - 1,65 м, высота верхней части - 0,40 м; основание плоское и имеет углубление, которым держится на каменном столбе в сечении 0,12 х 0,1 м, высота столба - 1,25 м. Столб поставлен на большом камне и украшен мелкими камнями, набросанными в беспорядке. По сообщению В. П. Пожидаева, Тушол-цу местные жители называли «мать плодородия», или «божья матерь». Столб привлекает массу богомолок, особенно бесплодных женщин. Они отламывают кусочки от столба, зашивают в ладанку и носят на шее. Оригинально в этом культе то, что фаллос «виновник» не только чадородия, но и засухи и дождя. Во время засухи жители снимали шапку со столба, опрокидывали ее и не надевали до тех пор, пока не начинался дождь.

Тушоли изображалась в виде женщины с ребенком на руках и голубем. Храм Тушоли посещался как в рамках церемониального посещения трех храмов, описанного выше, так и отдельно. Праздник Тушоли совершался в последнее воскресенье месяца Тушоли. К празднику в честь Тушоли каждое семейство готовило особые хлебы и особую свечу, а также особого жертвенного барашка, носящего название «барашек сына». К храму шли только женщины и дети. Женщины пели песни и просили у Тушоли детей. Затем проводилось моление, аналогичное описанному у Галь-Ерды, заклание жертвенного животного и трапеза с потреблением пива, араки и лепешек, предварительно освященных в нишах храма.

Храм Тушоли близ селения Лежг

Этот храм Тушоли находится на правом берегу р. Армхи, на запад от аула Лежг. Наружный обмер: 3,24 х 4,09 м. Стены храма сложены из крупных тесаных камней на известковом растворе. Храм имеет два противоположных входа - с востока и с запада. Проемы имеют полуциркульное завершение. Внутри храм делится аркой на две части. В восточной части в северной стене находится глубокая ниша, ее глубина 1,10 м при отверстии 0,70 х 0,40 м. Из-за этого она напоминает короб и на 0,50 м выходит за пределы наружного края внутренней стены. Ниша находится на уровне пола помещения, выступающая часть ее образована толстыми каменными плитами. Угол ниши, примыкающий к арке, делает закругление. В западной части святилища устроены две традиционные ниши: одна в северной стене рядом с аркой, другая в северо-западном углу. На внутренних стенах сохранилась штукатурка белого цвета. Ограды вокруг храма нет.

Три храма в районе селения Дошхакле, на мой взгляд, также могут быть отнесены ко второй группе храмов.

Храм близ Дошхакле

Храм расположен в западном конце ущелья Галгай-че на невысоком бугре. Наружный обмер: 7,0 х 3,9 м. Кровля двускатная с восемью уступами с запада. Цоколь сложен из крупных камней, стены - из более мелких, кладка и обтеска очень грубые. Высота храма до конька кровли - 4,60 м. Вход в храм находится в восточной стене, имеет полуциркульное завершение. Слева от двери снаружи две ниши, одна над другой. Нижняя ниша имеет форму трапеции, а верхняя ~ форму треугольника. Над дверью по оси между 3-й и 5-й плитками крыши расположено окно треугольной формы высотой 0,55 м. Все стены покрыты слоем штукатурки светлого охристого оттенка.

Внутри храм поделен аркой на две части: восточная - 2,40 м, западная - 2,84 м. На высоте 1,90 м части арки не доходят друг до друга на 0,24 м, этот промежуток имеет плоское перекрытие. Пролет арки у основания - 1,18 м. Внутри стены в углах соединены плоскими угловыми камнями, выступающими за пределы углов, прием, широко используемый в строительстве башен. В восточной половине храма, в сводчатом перекрытии, в два яруса вделаны балки: две на высоте 2,30 м, а две другие - выше. В южной стене имеются четыре небольшие ниши. Западная часть храма также имеет четыре балки. В арке над самым верхом свода устроена ниша с глубоким тайником. Кладка стен внутри такая же грубая, как и снаружи. Стены покрыты штукатуркой белого цвета. Внутренний обмер: 5,80 х 2,20 м, высота 4,40 м. Против восточной стены храма сохранились следы ограды, сложенной из огромных необтесанных камней, сухой кладки.

Храм над селением Дошхакле

Храм находится в ущелье Галгай-че, он расположен на склоне Скалистого хребта, на искусственно выровненной площадке. Ориентация храма - с юго-запада на северо-восток. Наружный обмер: 2,25x3,15 м (рис. 2.2, в). Стены сложены из крупных, грубоотесанных камней, кладка небрежная. Сохранилась штукатурка охристого цвета. Кровля традиционная, двускатная, с пятью уступами. Вход в храм - с запада, проем имеет завершение полуциркульной формы, выложенное из трех камней. Над входом в стене две ниши, вертикально разделенные между собой тонкой каменной плиткой. В восточной стене имеется узкое, с расширением внутрь окно треугольной формы.

Внутренний обмер: 2,22 х 1,40 м, высота - 2,60 м. Арка отсутствует. Внутри стрельчатый свод заканчивается плоской плитой. В свод вставлены две поперечные круглые деревянные балки. У основания восточной стены, во всю ее ширину выложено каменное возвышение высотой 0,21 м и шириной 0,27 м. Все стены, свод и возвышение покрыты толстым слоем штукатурки белого цвета. Перед входом - выровненная площадка, упирающаяся в отвес скалы. Одна сторона площадки имеет ограду, другая круто обрывается вниз.

Храм на перевале Цей-Лам

Храм расположен на хребте, отделяющем ущелье Галгай-че от Салгинского, недалеко от селения Бишт. Храм виден из селения - он ярким пятном вырисовывается на фоне неба и узкой полосы снеговой цепи. От храма открываются интересные виды на тропу к Дорийскому перевалу и на ущелье вдоль Скалистого хребта. На севере горизонт замкнут красивыми остроконечными пиками Скалистого хребта с Цей-Ламом в центре. Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Наружный обмер: 2,20 х 3,04 м, высота 3,00 м, высота стен до первых плиток - 1,60 м. Кровля двускатная, с семью уступами и гребнем. Стены сложены из крупных камней, грубой обтески, однако между собой в кладке отдельные камни подобраны и пригнаны очень тщательно.

Храм стоит на оригинальном основании - громадном гранитном камне, и из-за покатости его верхней поверхности у святилища стены неодинаковой высоты. Стены и уступы крыши покрыты штукатуркой, желтовато-охристого цвета. Вход расположен в центре восточной стены, имеет полуциркульное завершение. Дверь имела довольно высокий порог и запиралась на засов. Слева от двери в стене устроена ниша. В восточной стене узкое, в форме треугольника, окно с расширением внутрь. Внутри храма стены на высоте 1,30 м начинают переходить в остроконечный стрельчатый свод. Под потолком поперек здания протянуты две круглые балки. В восточной стене устроена прямоугольная ниша. Стены и свод потолка покрыты толстым слоем штукатурки белого цвета. Ограды вокруг святилища нет.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!