| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | территория предкавказья и причерноморья |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья» • Территория Предкавказья и ПричерноморьяОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Территория Предкавказья и Причерноморья

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Территория Предкавказья и Причерноморья

Территория Нижнего Дона и Степного Предкавказья длительное время относилась к Зихской, впоследствии Зихско-Матрахской епархии. Первым свидетельством о существовании в Зихии особой церковно-административной организации (епархии) является подпись ее главы, епископа Дамиана, под постановлениями поместного собора Константинопольской патриархии 536 г., провозгласившего патриархом архиепископа Мену. Первоначально епархиальный центр размещался на Тамани, в Фанагории, через которую осуществлялись все основные связи Боспора, а соответственно и Византии, с кочевыми племенами, обитавшими в северокавказской степи, и с населением прилежащих к Кубани горных областей Кавказа. Об этом свидетельствует подпись епископа Фанагории Иоанна под документами патриаршего синода, проходившего в 519 г.

На рубеже 20—30-х гг. VI в. Фанагория и соседний с нею г. Кепы были разрушены кочевниками и не восстанавливались в течение длительного времени. Разрушение Фанагории и ее относительная близость к степи, очевидно, заставили Константинополь задуматься о целесообразности восстановления христианского центра на Тамани, жители которой вполне могли обслуживаться кафедрой Боспора. Новая епископия, рассчитанная на население Предгорий Кавказа, была основана значительно южнее Фанагории, в горной части Кавказского побережья, в устье р. Нечепсухо, где существовало селение, отмеченное в перипле Псевдо-Арриана под именем Старая Лазика. Поселок епархии, по-видимому, от названия реки и долины, по которой она протекает (Нечепс-у-ко—адыг. долина р. Нечепс), получил новое название — Никопсис. В грузинском источнике конца VIII в. этот поселок назван «греческой гаванью», что, надо думать, отражает политическую ориентацию центра епархии и состав обитавшего вокруг него населения. Сама же епархия с VI в. неизменно во всех источниках фигурирует как епархия Зихская, что указывает не только на реальное местоположение ее центра, но и на ее предназначение, характер ее деятельности, миссионерскую направленность.

Появление епархии в Зихии практически совпало с попыткой Византии внедрить христианство в среду обитавших в западной части предкавказской степи утигурских родоплеменных групп и завершить христианизацию южных соседей зихов авасгов. Готовясь к войне с Ираном, которая, несмотря на заключенный в 502 г. мирный договор, рассматривалась в Константинополе как явление неизбежное, правительство империи стремилось заручиться союзом с кочевниками предкавказских степей и горцами Кавказа. В самом начале царствования Юстиниана I христианство принял верховный вождь утигурской конфедерации Горда (по Феофану, в 527-528 гг.), который попытался христианизировать подчиненные ему племена. Попытка Горды закончилась для него и для империи весьма печально: он был убит своими восставшими соплеменниками, Боспор был кочевниками захвачен и разгромлен, Византии пришлось направлять на Керченский пролив специально собранные воинские силы и тратить деньги на восстановление укреплений города и возвращение своего влияния на окружающие его утигурские племена.

В древнейшем епархиальном списке, который обычно датируют периодом, близким ко времени VI Вселенского собора (680—681 гг.), Зихскими уже именуются три автокефальные архиепископии, непосредственно подчиненные патриарху Константинополя: Херсон, Боспор и Никопсия. В немалой степени этому способствовало массовое переселение на территорию Зихии обитателей Тамани и соседних с нею областей Северо-Западного Кавказа. В Хазарском каганате, включившем теперь в свой состав и Таврику, на рубеже VII—VIII вв. начался процесс оседания кочевых и полукочевых племен, потерявших под давлением хазар свои исконные земли в степи и предгорьях Кавказа. Все движение нового населения шло со стороны Тамани, с Кавказа в Крым. В потоке переселенцев вместе с булгарами, носителями салтово-маяцкой археологической культуры, двигались также и сугды (или согдианы), как византийцы называли низовых прикубанскнх адыгов, исконно обитавшие на землях древней Синдики (современный Анапский район Краснодарского края). В начале VIII в. сугды основали в восточной части побережья поселение, которому дали свое имя-Сугдея (современный Судак).

Существенные изменения в церковно-административной структуре региона происходят в самом конце этого столетия, о чем свидетельствует список епархий, открытый К. де Боором. В соответствии с этим документом Зихская епархия включает Херсон, Боспор и Сущею (соответственно на 28, 29 и 30-м месте в перечне автокефальных архиепископств), но не включает старый центр епархии Никопсис. Никопсийской кафедре отведено в нем более низкое, чем прежде, 35-е место, и она включена в состав Авасгийской епархии, старый епархиальный центр которой — Севастополис отодвинут на 40-е место, в самый конец перечня автокефалий. Зихские кафедры Крыма, согласно этому документу, соседствуют с новой церковно-административной организацией высшего ранга - митрополией Готии, центром которой назван старый епархиальный центр готов Дори (теперь Дорос).

Епископия в Доросе существовала и раньше, во всяком случае бесспорно в 50-х гг. VIII в., и ее представитель, как и представитель епископии Сугдеи, присутствовал на Никейском соборе (VII Вселенском) в 787 г. После преобразования в митрополию епископия Дори вышла за пределы территории коренного расселения готов в горной части Крыма и охватила практически весь юг Хазарии — от р. Карасу в восточной части степного Крыма (епископия хотциров) до р. Астель, т. е. Итиль (Волги). В ее состав вошла теперь и новая епископия, образованная в низовье Кубани, - епископия Таматархи, которая разместилась на территории, явно отторгнутой от Зихской епархии.

К концу VIII - началу IX в. относится Житие апостола Андрея, написанное монахом Епифанием, совершившим паломничество по местам апостолитической деятельности святого. Епифаний побывал на Кавказе и в Крыму, но ни в Никопсис, ни в Сугдею не заехал, ограничившись посещением Боспора и Херсона. О зихах он остался весьма нелестного мнения. По его словам, это «народ жестокий и варварский и... наполовину неверующий». Описывая путь Андрея по Кавказскому побережью, он говорит, что Андрей из страны зихов пошел к «верхним сугдеям» (т. е., вероятно, поднялся по Кубани за пределы дельты, жители которой у адыгов именуются кахи — низовые).

В нотациях, относящихся к IX в., наблюдается как бы возвращение к ситуации, существовавшей на рубеже VII—VIII столетий (древнейшая нотиция - Епифания Кипрского). В них к Зихской епархии также отнесены архиепископии Херсона, Боспора и Никопсиса, занимающие по-прежнему 24, 25 и 26-е места. Об активности Зихских кафедр в этот период свидетельствует участие их епископов в общецерковных делах. Подписи епископа Херсона Павла, епископа Боспора Луки и епископа Зихии Павла стоят под актами соборов, созывавшихся при патриархе Фотии (860-е гг.). В нотиции начала X в. уже нет и упоминания о Зихской епархии. Епископия в Таматархе, очевидно, как и другие кафедры Готской митрополии VIII в., созданная с целью проповеди христианства среди населения глубинных районов Хазарии, была ликвидирована после принятия хазарами иудаизма в качестве государственной религии в начале IX в.

Однако в нотициях, составлявшихся в течение X в. (между 920 и 980 гг.) и опиравшихся на список, разработанный при Николае Мистике, все-таки традиция включения Боспора и Херсона в состав одной епархии, отличной от епархий Готии, Сугдеи и Фулл, проявляется с полной очевидностью. И хотя Херсон и Боспор в этих нотициях по-прежнему стоят далеко друг от друга (Херсон занимает в различных версиях (19, 20, 21-е места, Боспор - 32, 33, 38, 39-е), их объединяют как части одной Зихской епархии. В них вновь появляется архиепископия на Тамани, которая, как и следует самому молодому учреждению, занимает в них обычно последнее (44, 45, 50-е или 53-е) место. В некоторых вариантах этих нотиций Таманская кафедра называется по имени своего центра - Таматарха, Матраха.

Восстановление Зихской епархии не могло произойти раньше середины 60-х гг. X в., когда в результате похода Святослава пал Хазарский каганат. Положение основного центра распространения и утверждения христианства в стране адыгов Таматархская или Зихская архиепископия сохраняет и позднее, в XI в., когда Таматарха под именем Тмутаракани вошла в число уделов Киевского государства. Наличие в Тмутаракани русского князя не изменило, как можно судить по нотициям времени Алексея I Комнина (1081— 1118), вероятнее всего составленным в 1082-1084 гг., ее статуса. Как и в конце X в., она занимает место в четвертом-пятом десятке автокефальных епархий (39, 40, 44, 53-е) и также именуется по-разному: то по имени города - Таматарха, то по имени страны и основной паствы — Зихия. Так она доживает до рубежа XII—XIII вв., когда подобно другим старым епархиям Причерноморья переводится в более высокий ранг митрополии.

Весьма существенно, что появление собственной церковной организации на Руси не затронуло Матрахскую или Зихскую церковь Тмутаракани. Ее архиепископы принимают участие в синодах патриарха (в 40-х и в 80-х гг. XI в., в 60-х гг. XII в.), подписываются под их решениями. С Русской митрополией ее отношения, по-видимому, строились на основе единоверческого партнерства. Херсон и Боспор в XI—XII вв. живут своей церковной жизнью. Их связь с Зихской епархией в это время уже не отмечается источниками.

Очень важное место в торговом и стратегическом отношениях занимало Таманское поселение (Матраха), расположенное на восточном берегу Керченского пролива, почти при самом выходе из Азовского моря в Черное. Уже один факт беспрерывного существования этого поселения со времени античности до наших дней говорит о том крупном значении, какое придавалось этому пункту во все времена и всеми народами. Торговое значение этого пункта в послетмутараканский период засвидетельствовано письменными источниками, такими как договор византийского императора Мануила с генуэзцами 1169 г., сообщением арабского географа Идриси, который около 1154 г. писал: «Матарха весьма древний город, а имя его основателя неизвестно. Матарха окружена возделанными полями и виноградниками, цари ее весьма отважны, мужественны, предприимчивы и весьма грозны соседним народам. Город этот густо населен и весьма цветущ: в нем бывают ярмарки, на которые стекается народ из всех близких и дальних краев».

Из археологических памятников можно указать на камень с надписью о деятельности князя Глеба, монеты князя Олега-Михаила, печати посадника Ратибора, костяную пластинку от лука со знаком Рюриковичей, найденные в разное время на территории Тмутараканского городища. Из свидетельства Патерика Печерского мы можем заключить, что здесь находился центр Тмутараканской епископии.

Поселения, занятые в результате похода Святослава, далеко не сплошь были заселены славянами. В большинстве своем они сохранили пестрый этнический состав, в котором наряду со славянами крупное место занимали тюрские племена (половцы), аланы и другие группы.

Ту же этническую пестроту необходимо отметить и для Таманского поселения (Тмутаракани). Здесь эта пестрота особенно ярко вырисовывается в событиях, связанных с историей Тмутараканского княжества. На всем протяжении летописного существования княжества тмутараканские князья находятся в окружении туземного населения. Даже в составе княжеской дружины и его войск, начиная с первого князя Мстислава (1022 г.) и кончая Олегом (1094 г.), все время можно наблюдать этот местный туземный элемент.

В 1023 г. летописец, повествуя о походе Мстислава против Ярослава, пишет: «Поиде Мстислав на Ярослава с Козары и сь Касогы». Этот же туземный характер дружины Мстислава чувствуется у летописца и дальше - в противопоставлении славян и варягов дружине Мстислава. При осмотре поля боя под Лиственом летописец устами Мстислава заявляет: «Кто сему не рад се лежать Северянин, а се Варяг, а свои дружина цела». Под 1078 г. летописец отмечает туземный характер войск тмутараканских князей Олега и Бориса: «Приеде Олег и Борис ногами на Русскую землю и поидоста на Всеволода с Половце», а под 1079 г. — то же самое и для князя Романа: «Приеде Роман с Половце к Воино». В то же время князь Олег у себя в столице (Тмутаракани) был схвачен хазарами и отправлен в Грецию. Конечно, под последними не обязательно понимать хазар в собственном смысле слова, но это все же было какое-то местное, туземное население. Наконец, под 1094 г.: «Олег приде с Половца на Тмутаракания».

Безусловно, приведенные факты не могут служить основанием к отрицанию вообще славяно-русского населения в Тмутаракани, наличие которого, как уже подчеркивалось выше, прослеживается, помимо всего прочего, и на археологических памятниках, однако они показательны в том отношении, что свидетельствуют о «туземном» населении (хазарах, половцах) как о весьма серьезной этнической силе, может быть, не столько в городе, сколько в окружающих районах.

Тмутараканское княжество, оторванное от основной территории Киевской Руси, оказалось в окружении враждебно настроенных сил туземных племен Северного Кавказа (ясов, касогов), половцев, а также Византии. Русские князья Тмутаракани не находили опоры внутри страны для утверждения здесь своего господства и в то же время уже не могли получать поддержки извне. К XI в. значение юго-востока (Тмутаракани) для русских князей меняется. Князья здесь уже не засиживаются и не взимают дань с соседей, как это делал Ростислав. Они используют юго-восток лишь как базу, где есть возможность спастись от преследований и набрать дружину для отвоевания себе удела в пределах «отчины».

Попытка сыновей Ярослава, сначала Святослава Черниговского, а затем Всеволода Переяславского, удержать эту область за собой, как это имело место в предшествующий период со стороны киевских князей, всякий раз оказывалась неудачной. В 1064 г. княживший в Тмутаракани сын Святослава Глеб был изгнан оттуда Ростиславом Владимировичем (изгоем). В 1065 г. Святослав силою попытался восстановить свои права на Тьмутаракань, но лишь только удалились войска Святослава из Тьмутаракани, как Ростислав вторично изгнал Глеба. После смерти Святослава Черниговского и начавшейся усобицы между его сыновьями (Олегом и Романом) и Всеволодом Переяславским последний в 1079 г., когда был убит Роман, а Олег сослан в Византию, сажает в Тмутаракани своего посадника Ратибора. Однако Всеволод не был в состоянии удержать за собой Тмутаракань. В 1081 г. князья-изгои Давид Игоревич и Володарь Ростиславич захватывают Тмутаракань. Но и они остаются здесь не долго. В 1083 г. из Византии возвращается Олег и изгоняет Давида и Володаря.

Только Олегу, последнему летописному русскому тмутараканскому князю, удается основаться здесь на более продолжительное время (1083-1094). Однако положение его покоилось, вероятнее всего, на иной основе — на поддержке Византийской империи. В 1079 г. Олег был схвачен местным населением (по летописи - хазарами) и сослан в заточение в Византию. В Тмутаракань он вернулся после четырехлетнего там пребывания (1083 г.), женатым на знатной гречанке Феофании Музадон. Не вызывает никаких сомнений, что и заточение, и освобождение не обошлось без Византии. Занятие княжеского места в Тмутаракани состоялось также не без помощи извне и, в частности, Византии. Какой ценой были куплены Олегом освобождение и эта помощь — неизвестно.

К концу XI в. относится знаменитая свинцовая печать, хранящаяся в Берлинском музее, с надписью: «Князь Михаил-Олег Святославич архонт Матрахии, Зихии и всей Казарии». Олег был последним русским тмутараканским князем, покинувшим Тмутаракань в 1094 г., чтобы с помощью половцев, полученной, вероятно, также не без содействия Византии, вернуть себе «отчину» — Черниговское княжество, а уже в 1169 г., судя по договору византийского императора Мануила с генуэзцами, Таматархой (Тмутараканью) распоряжается Византия.

Потеря других областей юго-востока славянами фиксируется летописцем приблизительно тем же временем. Под 1117 г. он отмечает о приходе беловежцев на Русь. Но какое-то русское население все же остается в степях. Оно известно летописцам под именем «бродников» и упоминается ими в XII и XIII столетиях.

По свидетельствам Иоганна де Галонифонтибуса, относящимся к 1404 г., население Приазовья и Предкавказья еще исповедовало христианскую веру, хотя и с большой примесью язычества. «Вдоль и вокруг Черного моря живут два малых народа: таты и некоторое число готов. В своей религии они следуют грекам и пользуются греческими буквами Город и порт Тана находится в этой же стране в Верхней Черкесии на реке Дон, которая отделяет Европу от Азии. Об этих землях можно рассказывать много вещей, однако я здесь буду пренебрегать ими. < > Подверженные частым войнам, эти области почти не заселены: из-за выкупов господа ежедневно продают своих слуг, кроме того даже родители продают своих детей, и в конце концов страна была разорена Тимур-ленгом, а ее жители пленены. Вследствие отсутствия золота и серебра, а их требует правитель, народ вместо них отдает ему своих сыновей и жен, он сразу же продает их работорговцу. Вот почему страна растеряла свое население. < > Известная река Волга, которая впадает в Каспийское море, протекает через эту страну, говорят, что она разветвляется на сорок рукавов, одним из которых является река Дон, которая впадает в Азовское море, а оттуда — в Черное море. Река в течение года на несколько месяцев покрывается льдом, вследствие чего люди, так же как лошади, телеги и верблюды, переходят реку по льду. < > В этой стране много христиан, а именно: греки, разные армяне, зики, готы, таты, воляки русские, черкесы, леки, йассы, аланы, авары, казикумухи, и почти все они говорят на татарском языке. Многие наши братья тверды в нашей вере, и здесь, в этой Татарии, живет много католиков. < > Местности, расположенные вдоль побережья моря, богаты рыбой. < > В настоящее время они не имеют избранного императора и управляются несколькими деспотами. Их император постоянно спасается бегством от Тимур-ленга и от других деспотов. < > Страна, называемая Зикией или Черкесией, расположена у подножья гор, на побережье Черного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав. В стране нет городов, равнины там небольшие и горы, которые тянутся до самых Каспийских гор, очень высоки. Здесь живет две группы народов: белые и черные черкесы. Горцы именуются черными, а те, что живут в долинах и на побережье моря, — белыми тарками. Никто никогда не посещал этих черных, и сами они никогда не покидают гор, кроме тех случаев, когда им необходима соль. Они имеют свой собственный язык и свою письменность. Что касается их религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды. Вместо сорокадневного поста они постятся пятьдесят дней, так как они выполняют также предрождественский и пятничные посты. И это все. В великие посты и воскресенья они даже приносят в жертву животных, мясо которых раздается и поедается, но головы они отдают бедным и старым или же выставляют их на высоких местах, вроде ветвей дерева, что предполагает пищу для духов. Дерево высаживается рядом с церковью, и на него вешают крест, после чего его называют древом господним. На ветвях этого дерева развешивают различные символы, среди которых есть и головы животных. Монахов они не имеют. Их священники женятся подобно другим мужчинам, и холостых священников у них не бывает. Они большие мошенники и воры. Но есть одно доброе дело, которое они делают: рядом с церковью и упомянутым выше древом господним очерчивается круг, внутри которого никто никогда не посмеет прикоснуться к чему-либо. Но вне этого круга правило таково, что тот, кто первым прикоснется, то он может владеть этим».

Следующие по хронологии подробные сведения о населении Дона и Предкавказья — казаках и черкесах — оставлены Адамом Олеарием и относятся к 1640 г. Олеарий называет казаков разбойниками, отмечает их образ жизни — водный разбой и не отождествляет их с русскими. «10 казаков напали на них и отобрали у них несколько сот рублей. Казаки, правда, не пришли к ним на судно, где они вполне были в состоянии отразить разбойников, но отняли у них вышедшие вперед лодки с якорями, без которых нельзя было обойтись, и продержали эти лодки, пока деньги не были уплачены. < > « казаки вытащили лодку и спрятались в лесу, вследствие чего наши, ничего не добившись, темной ночью вернулись на судно. < >...на высоком берегу направо увидели много водруженных деревянных крестов. Много лет тому назад русский полк бился здесь с казаками в этой стычке, как говорят, пали с обеих сторон, и русские были здесь погребены».

Говоря о черкасах, Олеарий называет их «зигами», локализуя их местопребывание вокруг их главного города — Терки. Он отмечает также их почти языческую веру: « они обрезаются и веруют в Единого Бога, но у них нет ни письмен, ни жрецов, ни храмов. В определенные сроки они сами приносят жертвы, особенно об Ильин день. < > Козья шкура вместе с головой и рогами была натянута на черный крест и водружена на длинном шесте».

Другие сведения о населении Подонья и Степного Предкавказья XIII—XVI вв. отрывочны. Восстановим краткую хронологию событий.

519 г. - подпись епископа Фанагории Иоанна (Нотиции Константинопольского Патриархата). 528—529 гг. — принятие христианства Гордой (по Феофану). 536 г. — подпись епископа Зихии Дамиана (Нотиции Константинопольского Патриархата).

680—681 гг. — Зихская митрополия включает три автокефальные архиепископии (Нотиции Константинопольского Патриархата). Конец VIII в. - Зихская епископия включает Херсон, Боспор и Сугдею (28, 29, 30-е место), Никопсия в составе Авазгии на 35-м месте (Нотиции Константинопольского Патриархата). Начало IX в. - свидетельства монаха Епифания о зихах и аланах на Кавказе и в Крыму.

860-е г. - Зихские архиепископии в Херсоне, Боспоре, Никопсии (24, 25, 26 -е места) (Нотиции Константинопольского Патриархата).

944 г. - Образование Тмутараканского княжества.

920-980 гг. - Херсон (21-29-е место), Боспор (32-39-е место), Таматарха (44—53-е место) (Нотиции Константинопольского Патриархата).

965 г. - взятие Саркела князем Святославом Игоревичем и наименование его Белой Вежей (по русской летописи).

1023, 1079, 1094 гг. — русский летописец отмечает туземный элемент в войсках Тмутараканских князей.

1082-1084 гг. - Таматархская епископия (39-53-е место) (Нотиции Константинопольского Патриархата).

1117 г. - русский летописец упоминает о возвращении беловежцев в Русь.

1146 г. — на помощь Святославу Северскому приходит отряд в «1000 бронник» (по русской летописи).

1154 г. — Идриси и Патерик Печерский описывают Тмутаракань и отмечают ее как центр Тмутараканской епископии.

1169 г. - Договор византийского императора Мануила с Генуей, по которому Таматарха отдана Византии.

1147—1186 г. — совместные выступления бродников и половцев (по русской летописи).

Рубеж XII—XIII вв. - Таматархская митрополия (Нотиции Константинопольского Патриархата).

1216 г. - в Липецкой битве с Муромскими и Городецкими дружинами на стороне князей Юрия и Ярослава выступают «броннеки или бродници» (по русской летописи).

1223 г. - участие бродников в битве при Калке против русских, указание на их христианскую веру (по русской летописи).

1227—1231 гг. — католического архиепископа направляют вести миссионерскую деятельность в «Кумании и земле бродников» (письма Папы Григория IX).

1242 г. - епископ Феодор пишет об аланах в Приазовье и Танаисе.

1261 г. - учреждение Сарайско-Подонской епархии Константинопольского Патриархата (Акты Константинопольского патриархата).

1278 г. — пал русский город Дедяков (Верхний Джулат, Татартуп) (по русской летописи). XIII в. - Г. Рубрук и П. Карпини отмечают большое число христианских церквей и часовень в городах Золотой Орды и регулярное посещение духовными лицами русской Православной церкви Золотой Орды.

1317-1318 гг. - упоминание архиепископов Аланейского, Вичинского, Зихско-Матрахского (Акты Константинопольского патриархата).

1330 г. - Зихский царь Мимен, приверженец католицизма, грабил Боспор (Зевакин).

1347 г. - Аланейский архиепископ исполняет свои функции в Танаисе и Сарае (Акты Константинопольского патриархата).

1356 г. — священники донские (из Танаиса) жалуются на архиерея Аланейского (получил ярлык от хана Орды, закрыл храмы, рукоположил Сарайского и Кавказского архиепископов, незаконно причислив к своему влиянию эти территории) (Акты Константинопольского патриархата).

1389 г. — путешествие Пимена, описание кочевников в Подонье.

1393-1394 гг. - заседает Зихский архиепископ (Акты Константинопольского патриархата).

1398 г. - последнее упоминание в актах Зихской епархии (Акты Константинопольского патриархата). XIV в. — расцвет Татартупа (Верхнего Джулата), постройка церквей.

1404 г. - И. де Галонифонтибус пишет о татах и готах вдоль Черного моря, исповедующих религию греков, отмечает много христиан в Тане, говорящих на татарском языке.

1460 г. - перевод Сарайского епископа в Москву. Начало XV в. — И. Шильтбергер отмечает наличие в Джулате христианских церквей и ведение службы на татарском языке.

1436 г. — И. Барбаро видел алан-христиан в Танаисе, упоминал об азовских казаках, говорящих на славяно-татарском языке.

1492 г. — первое упоминание о запорожских казаках (нападение на турецкие суда у острова Тягинка на Днепре).

1400-1523 гг. — упоминания об азовских казаках.

Таким образом, в период средневековья на территории Краснодарского края существовало несколько государственно-территориальных объединений. Прежде всего, это Зихия, занимавшая Северо-Восточное Причерноморье и Предкавказье (VI — XIV вв.). Некоторая часть восточной территории, в основном горные области, входила в состав Алании (X — XIII вв.). Таманский полуостров и прилегающие к нему территории входили в состав Тмутараканского княжества (X—XIII вв). Особенности архитектуры христианского храмового зодчества сформировались соответственно территориальному разделению, хотя и имели между собой некоторые общие черты.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!