| библиотека | христианское храмовое зодчество северного кавказа периода средневековья | храмы типа «свободный крест» |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа» • Храмы типа «свободный крест»ОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа 

Храмы типа «свободный крест»

Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья

Храм на Северном Кавказе

Храмы типа «свободный крест» известны на Северном Кавказе в пределах территории Алании IX-XII вв., а также на территории г. Тмутаракань. На территории Алании на сегодняшний момент известны пять храмов этой композиции. Четыре храма обмерены и опубликованы В. М. Сысоевым в 1895 г.: два - в ущелье р. Большой Зеленчук, на «Церковной поляне»; два — в ущелье Кяфара. Храмы на «Церковной поляне», а также на р. Большой Зеленчук обмерены Д. М. Струковым в 1898 г. Широко известен Сентинский храм на р. Теберде. Средний Зеленчукский храм является усложненным вариантом этой композиции. Крестоообразный храм на территории Тмутаракани открыт и обмерен Б. А. Рыбаковым в 1954 г. В. А. Кузнецов считает, что крестообразные храмы Северного Кавказа имеют малоазийское происхождение.

Вопрос о генезисе храма типа «обнаженный крест» на Северном Кавказе непосредственно связан с применением византийского архитектурно-строительного канона в провинции и, следовательно, со строительством храмов по образцу. Строительство храмов по образцу являлось широко известным приемом в византийских провинциях в период средневековья. Особенно это касалось территорий, на которых христианство делало свои первые шаги. Основной способ передачи образца в средневизантийский период - разбивка здания на местности согласно принятой за образец пространственной схемы, соответствующей архитектурно-строительному канону. После этого перед строителем стояла задача определить вертикальные размеры здания исходя из канонических пропорциональных соотношений. При разбивке размеры будущего здания определялись по наружным стенам, а основой построения служила сторона подкупольного квадрата. Единицей длины был греческий фут, размеры которого колебались от 30,8 до 32 см. Разметка контуров здания производилась при помощи шнура с узелками эталонной длины, о чем свидетельствует множество документов.

Многими документами зафиксировано, что в момент закладки храма проводилась торжественная церемония, в процессе которой намечались положение престола в алтаре и четыре угла здания. «Затем устанавливают один камень в качестве основы церкви в центре алтаря, а остальные невыделенные камни - по четырем углам... Епископ читает сию молитву... и повелевает главе мастеров взять инструмент и расчертить местность по воле строителя...». При разбивке храма на вновь освоенной в конфессиональном отношении территории необходимо было учитывать местные факторы, например, необходимость большего помещения для крещения, или специфику богослужения, осложненного дополнениями из языческих обрядов. Внешние формы в данной ситуации с образца не копировались, они считались менее важными, нежели внутреннее пространство храма, соответствующее литургии.

Таким образом, при определении возможных образцов для провинциальных храмов Византийской империи основой сопоставления может являться совпадение размеров подкупольных квадратов и наружных габаритных размеров. Совпадение может не быть идеально точным, поскольку размеры греческого фута в византийский период колебались, как было отмечено выше.

Сопоставление указанных параметров выявило тождество между Сентинским храмом, тремя церквями, обследованными В. М. Сысоевым, и двумя храмами VI в. в Херсонесе (расположенными около так называемой Западной и Восточной базилик). Параметры церкви на «Церковной поляне» совпадают почти точно с параметрами Среднего Зеленчукского храма, а также с параметрами церкви VIII в. близ Амастры, Малая Азия. Кроме того, мною отмечено совпадение размеров подкупольных квадратов и ширины как самих зданий, так и приделов у Сентинского и Шоанинского храмов.

Шоанинский храм относится к типу «вписанный крест», и возможность опосредованного влияния Херсонеса и Боспора (Керчи) на храмы Алании этого типа уже рассматривалась выше. В ходе исследования были предложены следующие исторические цепочки образцов: Херсонес — Бзыбь — храм Симона Кананита в Анакрпии - Северный Зеленчукский храм; церковь Иоанна Предтечи в Керчи - Шоанинский храм. Сопоставление храмов типа «обнаженный крест», а также анализ исторических событий документов позволяют высказать предположение о непосредственном участии Херсонеса в христианизации и храмостроительстве Алании в X в. Необходимо отметить, что данная версия высказывалась К. Н. Афанасьевым также на основе анализа пропорций и размеров, как предположительное направление исследования.

Рассмотренная выше хронология христианизации региона показывала, что территории Абхазского царства, Таврики, Таматархи и Алании в средневизантийский период считались византийской провинцией, в конфессиональном отношении подчинялись Константинополю.

В связи с привлечением местных строительных кадров храмы Алании имеют свои тектонические особенности. При этом можно не только говорить об особенностях каждого храма, но и произвести объединение нескольких храмов и отнести каждую группу к «творчеству» отдельной строительной бригады. Однако строительная бригада лишь воплощала заданную инициатором строительства храма форму, соответствующую определенному архитектурно-строительному канону.

Применительно к форме «обнаженный крест» можно отметить следующее. Храмы данного типа строятся в V—VI вв. и в Херсонесе, и в Малой Азии, и в Таматархе, и в Армении, и в Грузии, и в самом Константинополе. Это означает, что в указанный период использовался соответствующий архитектурно-строительный канон. Однако все эти храмы разнятся в абсолютных размерах и в наружном облике, что свидетельствует о том, что архитектурно-строительный канон имел вариации в провинции. Совпадение основных параметров — размеров подкупольных квадратов и габаритных размеров — позволяет сделать вывод об использовании образца. Внешний облик и строительная техника образца и вновь возводимого храма могут существенно различаться. Выбор образца зависел от идеологического контекста возводимого сооружения.

Сопоставим Сентинский храм и послужившие ему образцом два храма Херсонеса. Оба храма имеют одинаковый подкупольный квадрат, и в том и в другом отсутствует апсида, нет и дополнительных помещений с востока. Крестообразные храмы Херсонеса изучались А. Л. Якобсоном, А. Л. Бертье-Делагардом, В. В. Латышевым, К. К. Косцюшко-Валюжиничем. Крестообразных зданий в Херсонесе известно на настоящий момент шесть. Два из них, анализируемые мною, являлись пристроенными к базиликам. Здание около Западной базилики К. К. Косцюшко-Валюжинич и А. Л. Якобсон относят к V—VI вв. Крестообразное здание (ныне не сохранилось) представляло собой, очевидно, надгробный мавзолей, построенный над вырубленной в скале усыпальницей с тремя нишами, что и придавало мавзолею крестообразную форму. Крестообразная форма мавзолеев была очень распространена на византийском востоке в IV—V вв. И. Стржиговский считал, что крестообразный план - «позднейший наземный заместитель природной на Востоке крестообразной катакомбы». Храмы-усыпальницы такой формы известны в Каппадокии, Анкире (соседней с Каппадокией области), Ликии, Киликии, Бинбиркилиссе, Ликаонии.

Крестообразный мавзолей у Восточной базилики сложен, как и у Западной, из некрупных полубутовых камней, грубо отесанных с лица и выложенных правильными рядами. Размеры подкупольных квадратов и габаритные размеры по ширине у этих построек совпадают. Достоверно известно, что названные два храма строились как усыпальницы, это, видимо, и обусловило, выбор формы в виде «обнаженного креста» для Сентинского храма.

Сентинский храм строился на месте древнего погребального комплекса. И. А. Владимировым в 1898 г. было открыто более 100 погребальных сооружений на склоне горы, где расположен этот храм. В самом храме обнаружены погребения, одномоментные времени постройки храма (погребение девушки, датированное по остаткам ткани и одежды X в.). Рядом с Сентинским храмом расположены были два мавзолея, датируемые X в. Интересен факт, что в стены Сентинского храма были вставлены блоки языческого святилища. Возникает предположение, что Сентинский храм строился как усыпальница на сакральной горе, предназначенной для погребений, среди дохристианских погребальных построек. Именно этим и был обусловлен выбор формы и образца для храма.

Помимо обозначенных двух храмов в Херсонесе X в. было еще три храма в форме «обнаженного креста» - № 19, № 27 на агоре и храм за городом. Все они имеют большие размеры, например, размер подкупольного квадрата - около 5 м, тогда как в рассматриваемых храмах — 3 м. Кроме того, в этих храмах пристроены помещения литургического назначения с востока, есть синтрон и полукруглая апсида - т. е. они функционировали именно как храмы, а не как усыпальницы. Вызывает споры датировка этих храмов. А. Л. Якобсон относит их также к VI в., а О. И. Домбровский - к X в.

Причина выбора именно образца VI в. в форме «обнаженного креста» для Сентинского храма заключается, по-видимому, в том, что за образец взята именно усыпальница. Однако архитектурно-строительный канон X в. и изменившийся религиозный канон предполагали наличие в храме полукруглой апсиды и синтрона, поэтому в Сентинском храме были выполнены эти элементы. Детали оформления наружных форм и внутренней обстановки имеют свои особенности, вероятно, вследствие своеобразия богослужения, зачастую осложненного языческими обрядами. Возможно, этим объясняется наличие в Сентинском храме притворов — с севера, юга и запада. Многие поздние исследователи считали, что притворы Сентинского храма появились лишь в XIX в. и построены монахами, однако И. А. Владимиров отмечает наличие остатков притворов до открытия монастыря, что видно и на фотографии Е. Д. Фелицына 1898 г. Монахи в XIX в. только восстановили разрушенные приделы. Заслуживает внимания и дальнейшего исследования факт совпадения габаритных размеров и подкупольного квадрата Сентинского храма и Шоанинского, расположенного ниже в том же ущелье.

При сопоставлении каменной кладки и конструктивных решений становится очевидным, что для проведения строительных работ приглашались местные кадры. Крестообразный храм на Акрополе Херсонеса (на площади Нового собора) № 27 имеет форму креста с двумя пристроенными помещениями с востока. Южная пристройка была перекрыта сводом. В алтарной полукруглой апсиде имеется синтрон. Кладка здания осуществлена из крупных каменных блоков, плохо отесанных, выложенных нечеткими рядами. Толщина стен - 1,07 м. Храм № 19 находится недалеко от центральной части города, имеет полукруглую апсиду с четырехступенчатым синтроном. Он также имеет два помещения с востока: южное - прямоугольной формы, северное - с полукруглой апсидой, перекрытой конкой. В северной части помещен высеченный из одного куска камня водоем с рельефным изображением на лицевой стороне. Храм сохранился на высоту 4 м. Кладка из крупных, неправильной формы блоков известняка, выложенных слабо выраженными рядами, углы и обрамления проемов — из большие, тщательно отесанных блоков, небольшие внутренние промежутки в стенах заполнены мелким бутом и залиты известковым раствором. В кладке полностью отсутствует кирпич. К. К. Косцюшко-Валюжинич считал, что храм имел купол, А. Бертье-Делагард — что перекрытие было деревянным; А. Л. Якобсон обоснованно подтвердил версию о наличии купола. Толщина стен - более 1 м.

Храм за городом имеет кладку стен из некрупного бутового камня, притесанного с лица и сложенного выдержанными рядами, и слоев кирпича. Этот храм, как и храмы № 19 и № 27, имеет выемы в подкупольном квадрате.

Сентинский храм сложен из тщательно отесанных блоков и плит желтоватого песчаника на известковом растворе. Кладка углов выполнена ложком и тычком из более крупных блоков. Стены имеют толщину 0,85 м; храм поставлен без фундамента на скальном основании. Кирпич не применялся, все арки выложены из хорошо отесанных и подогнанных каменных плит, завершения над апсидными окнами - из монолитных архивольтов. Паруса, согласно отчету Владимирова, выложены из камней, вытесанных в виде усеченных пирамидок. Интересно отметить, что техника кладки храма и находящегося рядом мавзолея сходны, хотя мавзолей датируется IX в. Церковь на «Церковной поляне» в урочище Архыз сложена насухо из грубо отесанных камней, судя по рисунку Струкова, с плохо выдержанными рядами и без более крупных камней в угловой кладке.

Особенности имеет конструктивное решение Шоанинского храма. Остатки деревянных субструкций и отверстия от них, расположенные по всей высоте здания, не наблюдаются в других храмах Алании. Кладка Среднего Зеленчукского храма выполнена на известковом растворе из крупных тесаных песчаниковых плит и блоков без строгого соблюдения рядов и с забутовкой между панцирями. Углы и обрамления окон и дверей выложены из гораздо более крупных квадров ложком и тычком. Именно эта техника аналогична херсонесской, другие, вышеназванные, принципиально отличаются.

Несмотря на сходство техники кладки, предполагаемый образец для Среднего храма обнаружен нами не в Херсонесе, а в Малой Азии,(наострове Буюкада влиз Амастры). Церковь относится к VIII в. и параметры ее — подкупольный квадрат, ширина, размеры приалтарных помещений - совпадают с параметрами Среднего храма с очень большой степенью точности. Техника кладки в образце - из тщательно вытесанного камня, с четко соблюдаемыми рядами - совершенно отличная от кладки Херсонеса и Зеленчука. В Среднем храме нарушена и типологическая схема: в нем отсутствуют западные боковые помещения, предназначенные в раннее средневековье для крещения избранных категорий граждан, и поперечный нартекс. Однако при этом Средний храм имеет так называемый «классический» для сред не византийского периода нартекс, состоящий из трех частей.

Как отмечает Н. Красносельцев, нартекс в средневизантийский период мог делиться на три части согласно категориям кающихся или «оглашенных». Две части нартекса оставались внутри, назывались внутренним нартексом и не должны были отделяться от центрального зала храма дверями, но членились определенным образом, что мы и видим в Среднем храме. Эти части предназначались для кающихся и приобщающихся второго и третьего классов, так называемых «слушающих», которым разрешалось присутствовать на первой части богослужения до таинства евхаристии. Внешний нартекс, двери из которого всегда были закрыты, предназначался для «плачущих» — кающихся последнего класса, которые не имели права вообще присутствовать на богослужении, а могли только попросить входящих помолиться за них.

Видимо, при строительстве храма, всегда производимом, как было отмечено выше, по инициативе миссионера и под его непосредственным руководством, типологическая схема образца VIII в. была изменена в соответствии с канонами X в.

Средний храм таит в себе много загадок; одна из них заключается в том, что согласно сохранившемуся на северной стене шву первоначально храм был задуман в виде «обнаженного креста», а впоследствии переделан в трехапсидный. Может быть, это было связано с длительностью строительного периода, в процессе которого могло поменяться несколько миссионеров. Интересным фактом является и совпадение параметров Среднего храма с храмом на «Церковной поляне» выше по ущелью, построенным в форме «обнаженного креста».

На основании вышесказанного можно сделать следующий вывод. В храмах Алании X в., относящихся к композиции «обнаженный крест», выявлено три типа кладки: кладка «насухо» из колотых и грубобработанных камней без соблюдения рядов и выделения углов; кладка из некрупных груботесанных блоков и плит на известковом растворе с выделением углов более крупными блоками и с забутовкой между наружными панцирями; кладка из крупных тесаных камней, тщательно пригнанных друг к другу на известковом растворе. Первый тип кладки (храм на «Церковной поляне», храмы в ущельях рек Кяфар и Большой Зеленчук) - явно местного происхождения, так как он наблюдается в огромном количестве в одновременных храмам жилищах. Второй тип кладки (Средний и Северный Зеленчукские храмы) заимствован в Херсонесе, поскольку больше он нигде не встречается — ни в Византии, ни в Малой Азии, ни в Абхазии. Третий тип кладки (Сентинский и Шоанинский храмы) также может быть местного происхождения, учитывая аналогичный характер кладки Сентинского мавзолея и других более ранних погребальных сооружений, но может быть и привнесен из неизвестного пока источника.

Кладка крестообразного храма в Тмутаракани имеет несколько иной характер. Стены его сложены «в елочку», в два рада камней на известковом растворе. При этом углы здания выделены большими плоскими камнями. Апсида храма выложена из круглых камней тесно друг к другу на растворе, мелкие камни дополняют кладку, придавая ей требуемую форму. Апсида имеет еще одну необычную особенность. С внешней стороны стенка апсиды шириной 0,45 м отступает от нижнего ряда фундаментных камней. По периметру этого ряда выставлены на ребро большие плоские камни. В промежутке между ними и стеной выложены в трех местах каменные перегородочки в центре из одного большого камня, по бокам — из мелких камней на растворе. Пространство между названными конструкциями забито глиной.

Анализ генезиса архитектуры крестообразных храмов Алании убеждает в том, что нет оснований говорить о единой школе зодчества, одной строительной артели или единственном влиянии. Согласно документам, на данной территории в процессе христианизации в одно и то жеввемя принимали участиекак минимум три крупных центра христианства - Малая Азия, Абхазское царство, Таврика и Таматарха<^Все они в той или иной степени оказали влияние на формирование христианской архитектуры Алании. Это могла быть едк миссионерская помощь, так и привнесение образца и присылка мастеров. Причем один конфессиональный центр мог прислать миссионера, другой — привезти мастеров для строительства храма или обучить местных мастеров в процессе строительства храма. Все это в полной мере можно отнести к наиболее яркой группе христианских храмов Алании в форме «croix libre», или «свободный крест». Относительно первоисточника такой формы существуют различные точки зрения, я склоняюсь к малоазийскому происхождению. Однако, несомненно то, что в Аланию данный тип храма был привнесен из Херсонеса и одним из первых в этой группе был построен Сентинский храм на р. Теберде, послуживший образцом для остальных храмов указанной группы.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Распространение христианства, местоположение храмов в структуре поселений
Литература

ДАГЕСТАН
Христианские памятники Хазарии VI—VIII вв.
Христианские памятники X—XIV вв. на территории Дагестана
Литература

ИНГУШЕТИЯ
Главная святыня нахче - храм Тхаба-Ерды X-XI вв.
Комплексы Алби-Ерды и Таргимского храмов XI-XII
Комплексы храмов общепатронимического значения XIII-XIV вв.
Комплексы храмов патронимического значения (Сели-Дэла-Тушоли) XIII-XIV вв.
Родовые храмы XIII—XIV вв.
Литература

ОСЕТИЯ

Христианские церкви Двалетии XI в.
Храмы Дигории XIII в.
Культовые объекты Восточной Алании XIII—XV вв.
Храмы Верхнего Джулата XIII—XIV вв.
Литература

КАБАРДИНО-БАЛКАРИЯ
Памятники Чегемского ущелья VI — XTV вв.
Памятники Хуламо-Безенгийского ущелья XI—XIII вв.
Памятники Балкарского ущелья XI—XIII вв.
Литература

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ
Памятники христианской архитектуры Алании
Одноапсидные зальные церкви Центральной Алании Х-XIII вв.
Крестово-купольные храмы Алании X в.
Литература

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Христианские епархии на территории Степного Предкавказья и Северного Причерноморья в VI-XV вв.
Храмы Зихии VIII—XIII вв.
Храмы Западной Алании XI-XIII вв.
Храмы Тмутаракани XI — XII вв.
Литература

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА ПЕРИОДА СРБДНЕВЕКОВЬЯ
Сакральные модульные размеры в храмостроительстве Северного Кавказа и Северного Причерноморья
Роль образца в христианском храмостроении Алании X—XI вв. и строительство храмов типа «вписанный крест»
Особенности архитектуры христианского храма типа «свободный крест» на Северном Кавказе
Литература
Заключение
Список изученных памятников

БИБЛИОТЕКА
Христианство на Северном Кавказе до XV века








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!