| Библиотека |
Литература путешествий в истории туризма
Записки купцов и мореходов изначально имели преимущественно утилитарный смысл, передавая сведения об условиях торговли, об оптимальных торговых маршрутах, о наиболее выгодных товарах и т.п. Такая информация имела конкретную цену, и записки нередко служили предметом купли-продажи или коммерческого шпионажа. Но их смысл и восприятие читателями менялись по мере накопления знаний об окружающем мире. Сочинения путешественников становились увлекательным чтением. Накануне эпохи великих географических открытий, в 16 в. литература путешествий приобрела невиданную популярность и стала, в свою очередь, формировать общественное сознание.
Описания далеких, незнакомых земель, создаваемые паломниками, мореплавателями, купцами и учеными, расширяли информированность человека об окружающем мире и, тем самым, формировали потребность в удовлетворении любознательности путем личного опыта. Во многом благодаря таким сочинениям сложился тип любознательного путешественника эпохи Возрождения и Нового времени. Книга венецианца Марко Поло о его странствиях, которые продолжались с 1271 по 1293 г., по влиянию на умы сравнима с самыми значительными открытиями в области культуры и науки. Он первым открыл для европейцев страны и народы Азии ввел в культурный обиход сведения о Китае, Тибете, Юго-Восточной Азии и Японии. Его книга еще до изобретения книгопечатания разошлась по всей Европе в списках
(до нашего времени дошло более 80), была переведена на разные языки. Современники, как кажется, читали книгу как увлекательное
описание чудес божьего мира в духе средневековых легенд. Но столетие спустя, в эпоху Великих географических открытий книга Марко Поло-служила достоверным источником знаний и своего рода путеводителем. Известно, что Колумб был внимательным читателем Книги. Типографское издание книги Марго Поло на латинском языке, опубликованное в 1485 г., Колумб взял с собой в свое знаменитое путешествие и часто в нее заглядывал - на страницах книги остались многочисленные заметки, сделанные его рукой.
Эпоха географических открытий совпала с распространением книгопечатания в Европе. Записки путешественников становятся в 16 веке самыми читаемыми книгами. Сила воздействия литературы путешествий на общественное сознание подтверждается, в частности, историей географических названий. Как известно; континент, открытый Колумбом, получил название Америка в честь Америго Веспуччи, заслуги которого как мореплавателя несравнимы с заслугами Колумба. Но Америго Веспуччи обладал литературным талантом, и его письмами, в которых он увлекательно описал свои путешествия, зачитывалась вся читающая Европа, не заботясь о том. насколько они достоверны.
В целом, распространение сведений о великих географических открытиях привело к пересмотру многих догм средневекового сознания. Знакомство с новыми землями, народами и обычаями расширяло горизонты мира для образованного человека того времени. Это во многом способствовало формированию нового типа культуры, в котором преобладал интерес к реальному миру и человеческой индивидуальности.
„Литература путешествий" - это тема, которая имеет прямое отношение и к современном туризму. Дело в том, что представления и ожидания, с которыми иностранные туристы приезжают в ту или иную страну, во многом предопределяются так называемыми национальными стереотипами восприятия. Стереотип восприятия - это вид психологической установки, т.е. готовности сознания определенным образом реагировать на определенную ситуацию. Несколько упрощая, можно сказать, что установка включает в себя в той или иной степени определенное знание о предмете ив высокой степени - эмоционально-оценочное отношение к предмету. Национальные стереотипы - это устойчивые, трудно поддающиеся изменению установки массового сознания, предметом которых является тот или иной народ и страна. Они формируются на протяжении многих веков как на основе опыта непосредственных контактов между народами, так и на основе ложных мифов и легенд, и передаются от поколения к поколению через различные культурные институты, включая литературу путешествий.
Эти стереотипы с некоторыми трансформациями часто используются современными средствами массовой информации в политических и пропагандистских целях, их можно обнаружить в продукции массовой культуры (сериалы, шпионские романы и т.п.) и, разумеется, в рекламно-информационных изданиях, предназначенных для туристов. Не будет большим преувеличением сказать, что следы предста&лений о тех или иных странах и народах, которые были сформированы в далеком прошлом, например, у читателей Марко Поло, можно обнаружить в современных путеводителях. Туристы нередко воспринимают реальную действительность как бы через призму уже существующих в их сознании представлений и ожиданий. В данном случае не имеет значения, насколько они верны - они присутствуют в сознании туристов как данность, и с ними следует считаться хотя бы для того, чтобы более эффективно строить информацирнно-рекламную политику.
|