пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ


 Библиотека 

Промышленная революция и туризм

Ряд современных исследователей, прежде всего английских (Д. Г. Бриджес, Л. Д. Ликориш и А. Г. Кершоу), считают, что начало современному широкому туризму положили поездки состоятельных англичан на континент с целью образования и лечения. С таким подходом полемизируют советские исследователи, которые считают, что основным стимулом для развития иностранного туризма в Великобритании была прежде всего погоня за прибылью. Рост масштабов туризма в середине 19 в. рассматривается при этом как следствие экспансионистской политики Англии при освоении новых рынков. В качестве аргумента этой точки зрения приводится высказывание известного политического деятеля Англии 19 в. лорда Шафтсбэри: "Мы должны быть нацией путешественников.., и наша страна помимо своих других приобретений будет обогащена (я использую это слово в его прямом, а не переносном смысле) новыми видами торговли. На наш взгляд, здесь необходимо терминологическое уточнение: в понимании западных исследователей истории туризма, деятельность, связанная с получением дохода, туризмом не является. Таким образом, оппоненты в данном случае говорят о разных вещах. «Жажда наживы», точнее ценности «протестантской этики», которые, очевидно, и сформировали «нацию путешественников», не имеют отношения к туризму как к досугово-рекреационной деятельности, понимаемой в дeхе теории "праздного класса".

В то же время, связь между расширением масштабов международного туризма и английской (и не только английской) коммерческой и колониальной экспансией несомненна: торговцы прокладывали путь туристам. Освоение тех или иных стран и территорий предполагало строительство европейских кварталов для колониальной администрации (если речь шла о странах за пределами Европы) или гостиниц для коммерсантов. Возникали как бы очаги цивилизации с высоким уровнем комфорта, что делало путешествия более безопасными и удобными.

И. А. Гончаров, совершивший плавание на фрегате "Паллада" 1852 - 1854 гг., имел возможность воочию познакомиться с колониальной и коммерческой политикой англичан, и отзывался о ней в своих знаменитых очерках путешествия весьма критично. Несмотря на это, он считал расширение международных торговых связей и распространение цивилизации благом для всех: "Прогресс сделал уже много побед. Прочтите описание кругосветного путешествия, совершенного пятьдесят лет назад. Что это было? - пытка! Путешественник проходил сквозь строй лишений, нужд, питался соленым мясом, пил воду, зажав нос; дрался с дикими. А теперь? Вы являетесь в порт к индийцам, к китайцам, к диким - вас окружают лодки, как окружили они здесь (в Сингапуре - А. К.) нас; прачка - китаец или индиец, берет ваше тонкое белье, крахмалит, моет, как в Петербурге, а съедете на берег - жители не разбегаются в стороны, а встречают толпой, чтобы предложить карету, носилки, проводить в гостиницу. Там тот же мягкий бифштекс, тот же лафит, херес и чистая постель, как в Европе."

Впрочем, в те годы путешественник мог встретиться с разными уровнями цивилизации, не покидая Европы. В. П. Боткин, путешествуя по Испании в 1845 г., получил возможность сравнения: проехав через всю Испанию, он добрался до Гибралтара, английской территории. В его впечатлениях от Гибралтара чувствуется двойственное отношение русского человека к "машинной цивилизации": «Переселенцы Англии принесли сюда всю свою терпеливую деятельность, всю свою угрюмость, обыкновенную у людей, жадных до прибыли... Под этим пламенеющим небом они понастроили себе дома на английский манер, перетащили сюда весь свой лондонский comfort и вместе с ним все свои английские предрассудки. Я никогда не забуду той неги, которая разлилась по всему моему существу, когда столько месяцев живя в грязных испанских фондах (гостиница, постоялый двор - А.К.), я в Гибралтаре увидел себя в превосходной английской гостинице, с прекрасной постелью, исполненной всех самых мелочных удобств, по-видимому, излишних, но удивительно способствующих к изящному ощущению жизни."

Вообще, отношение русских путешественников, начиная с Карамзина, к английскому упорядоченному быту и английской сдержанности - это особая тема (темперамент и непринужденная общительность романских народов были ближе для русской "ментальности"). Но в приведенном отрывке существенно ощущение разительного контраста между превосходной английской гостиницей и грязными испанскими фондами, которые, кстати, по русским меркам были совсем не плохи. Во всяком случае, до Гибралтара В. П. Боткин не находил их грязными, а композитор М. И. Глинка, приблизительно в то же время совершивший путешествие по Испании отзывается об испанских гостиницах с большой похвалой.

В 50-70 гг. 19 в. англичане составляли большинство иностранных туристов, путешествовавших по Европе. В 1888 г. Ла Манш пересекли около 500 тыс. англичан. После того, как Т. Кук в 1865 г. занялся организацией поездок англичан в Европу и США, а американцев в Европу масштабы международного туризма существенно расширились. Если в,60-е годы 19 века (начало развлекательных трансатлантических путешествий) чисю американских туристов в год составляло 40 тыс, то в 90-е гг - 100 тыс., в 1906 году - ок. 200 тыс., а в 1914 году - 280 тыс. Технические достижения не только облегчали путешествия, но и сами по себе становились предметом туристского интереса: такие события, как открытие Суэцкого канала или сооружение Эйфелевой башни в Париже, привлекают сотни тысяч туристов. С конца 19 в. важным видом познавательного туризма становятся поездки на всемирные промышленные выставки.

Приток состоятельных англичан и американцев в Европу изменяет традиционную культуру туристских услуг: они приобретают все более и более унифицированный и стандартизированный характер. Именно в обиход входят английские слова "экспресс", "комфорт", "лайнер." С конца 19 в. в Европе (прежде всего в Швейцарии) начинают строить современные гостиницы с высоким уровнем комфорта. На смену традиционным гостиницам со скромными названиям ("Английский двор", "Старая почта" и т.п.) появляются роскошные отели под звучными именами: "Бристоль", "Метрополь", "Палас", "Савой", "Эксельсиор" или просто "Гранд-Отель", лишенные какой-либо связи с местными традициями.

Конец 19 века - это время, когда сосуществуют старые традиции путешествий как вида досуга, связанного с определенной культурой и мироощущением, с одной стороны, и новые формы туризма, связанные с цивилизацией индустриального общества - с дрзтой. Если в таких странах, как Англия или США уже сформировался образ жизни, характерный для индустриального общества, то в странах Восточной и Южной Европы или, например, в Испании, во многом сохранялись старые, "доиндустриальные" формы быта и культуры.

Соответственно, у туристов, представлявших страны, находившиеся на "разных полюсах" технического прогресса, были разные представления о комфорте. В известных путевых очерках Марка Твена «Простаки за границей» (1863) и «Пешком по Европе» (1880) отсутствие современных удобств в Европе неоднократно служит поводом для насмешек. В то же время, как мы уже видели, у русских путешественников, ориентированных на культурно-эстетические ценности, наступление цивилизации вызывало, по меньшей мере, двойственное отношение. Герой Л.Н Толстого в "Люцерне", остановившись в гостинице, с раздражением отмечает, что старую террасу на живописном берегу озера перестроили в современный променад в угоду английским туристам.

На наш взгляд, отношение к комфорту - это один из критериев, по которым можно судить о месте туризма в обществе. Для путешественника романтического периода", для которого путешествие отвечает его внутренней познавательной или эстетической потребности, комфорт не так важен, как для участника увеселительной поездки, заплатившего деньги прежде всего за удобства и качество услуг. Для него путешествие - это товар, качество которого должно соответствовать цене.

Несмотря на критику со стороны защитников культурных традиции, технический прогресс и цивилизация с такими их атрибутами, как расширение и модернизация сферы услуг, были неудержимы. С конца 19 в туристский бизнес начинает действовать как самостоятельный фактор. Развития туризма - он формирует для себя рынки сбыта. Туризм довольно быстро начинает приобретать признаки «массовизации». Создаются туристические бюро (По образцу Общества Томаса Кука) и рекламные агентства, специализирующиеся на рекламе туристских услуг. В этой области, как и во многих других сферах туртма, роль первопроходца сыграла Швейцария. С 1884 г. швейцарские турфирмы распространяли в Великобритании рекламные материалы (плакаты и афиши), а в 1893 г, Ассоциация швейцарских туристских союзов открыла там свое представительство.13 В газетах и журналах, рассчитанных на состоятельную публику, регулярно печатаются рекламные и информационные материалы о путешествиях. Одним из самых популярных изданий становятся путеводители.

В Англии уже в начале 19 в. известный книгоиздатель Дж. Марри (John Murray) начал издавать путеводители в современном понимании этого слова, т.е. в виде справочников для туристов (Handbooks) с описанием достопримечательностей, характеристикой основных услуг, полезными советами и рекомендациями. Но наибольшую популярность приобрели путеводители немецкого издателя и книготорговца Карла Бедекера (1801-1859), который основал в 1827 г. фирму для издания путеводителей по английскому образцу. С 1846 г. его издательство начало выпускать путеводители на иностранных языках, вначале на французском, а затем и на других европейских языках. К. Бедекер сделал ставку не столько на увлекательность, сколько на оперативность и точность информации даже в мелочах. В отличие от своих предшественников он поручал работу над путеводителем не одному талантливому автору, как это делал, например, Дж. Марри, а целой группе ученых, географов, литераторов. Про К. Бедекера рассказывали, что он любил путешествовать инкогнито и, останавливаясь в гостиницах, вникал во всякую мелочь, касающуюся обслуживания туристов. Благодаря такой информативности, рассчитанной именно на потребности туристов, путеводители К. Бедекера довольно скоро завоевали ведущее положение на мировом книжном рынке. Его имя стало нарицательным: путеводители и до сего времени часто называют просто "бедекер".


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!