пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Становление экскурсионно-познавательного туризма

Надо отметить, что для образованной публики, начиная с эпохи Возрождения (образование предполагало знание античных авторов и латинского языка), поездка в Италию (прежде всего, в Рим) становится внутренней необходимостью, чтобы собственными глазами увидеть достопримечательности, описанные в трудах античных авторов. В частности, М. Монтень отмечает: "... я познакомился с историей Рима намного раньше, чем с историей моего рода. Я знал Капитолий и его план прежде, чем узнал Лувр, и Тибр - прежде, чем Сену. У меня в голове было больше сведений об образе жизни и богатствах Лукулла, Метелла и Сципиона, чем о ком-либо из моих соотечественников". И далее: „... вид площадей, на которых собирались и где обитали те, чьи славные имена сохраняются в нашей памяти, волнует нас значительно больше, чем если бы нам рассказывали об их деяниях или мы сами читали их собственные творения".

Поскольку главной целью таких путешествий становится желание удовлетворить интерес к античной культуре, а способом удовлетворения такого интереса становится осмотр произведений искусства и памятников архитектуры и истории, то можно говорить о формировании в общественной элите устойчивой традиции культурно-познавательных путешествий, важным элементом которых были эстетические впечатления.

При Людовике XIV Франция становится законодателем мод для всей Европы. Париж притягивает десятки тысяч людей со всей Европы. Как писал русский дипломат Петр Потемкин, посетивший Париж в 1667 г., "для науки философской и для учения ратного строя" в Париж приезжали из ря стран представители разных сословий - от простолюдинов, сумевших сюиг деньги на учение, до принцев. Характерно, что русский дипломат отметил в своих записках именно притягательность Парижа как европейского центра образования, заметив, что "... школ в нем безмерно много, а студентов,., бывает тысяч по тридцати и больше."

"Король-солнце" содержит блестящий двор и много заботится о том, чтобы аристократия развлекалась, но не вмешивалась в политику. Блеску французского двора старается подражать вся европейская аристократия. Обязательным элементом воспитания дворянина становится путешествие во Францию и нахождение там в течение более или менее длительного времени при королевском дворе, что должно было придать завершенность и внешний лоск образованию молодого человека. В конце 17 в. в обычай английской аристократии вошло большое путешествие по Европе для завершения образования ("Grand tour"). Термин "Grand tour" становится интернациональным. Так, уже в 1670 г: он появляется в книге англичанина Ричарда Лассела „Путешествие по Италии" ("Voyage of Italy").-" Принято считать, что слово «турист», которое, впрочем, входит в языковой обиход несколько позже, а именно, в начале 19 в., восходит к таким развлекательно-образовательным путешествиям.

Важно подчеркнуть, что речь сейчас идет именно об аристократической культурной традиции, принятой за образец в высших слоях общества в самой Франции и в других европейских странах. В какой-то момент путешествия становятся не столько средством самопознания и познания окружающего мира, сколько фактом престижа. Независимо от истинных внутренних мотивов большинство представителей аристократии считает для себя обязательным совершить путешествие за границу - это позволяет рассчитывать на успех в светском обществе. Человек. совершивший путешествие, может какое-то время быть в центре внимания, занимая своими рассказами собеседников. Можно предположить, что Ларошфуко, автор "Максимов и моральных размышлений" (первое издание - 1665 г.), имел в виду и эти соображения, когда писал: "Есть две разновидности любопытства: своекорыстное - внушенное надеждой приобрести полезные сведения, и самолюбивое - вызванное желанием узнать то, что неизвестно другим."

Известно, что мода (будь это мода на одежду или определенный стиль поведения, или на определенные формы досуга и отдыха, включая путешествия) обычно формируется в сравнительно узком слое общества со своей особой культурной традицией, а потом распространяется на более широкие общественные слои. Пути и способы распространения культурных традиций могут быть весьма разнообразны. Но ведущую роль в дотелевизионную эпоху играют, как правило, литературные образцы и желание людей подражать тому, что считается престижным. Через литературные образцы представители третьего сословия усваивали в частности, элементы аристократической культуры В 18 в быстро распространяются через литературу общественные идеи и эстетические вкусы эпохи просвещения, которые живо воспринимались разными слоями общества (к ним относились уже не только аристократия и духовенство, но и представители третьего сословия. И эти идеи сыграли значительную роль в формировании и распространении новых туристических традиций.

Поистине революционный переворот в культуре путешествий произвели романы и трактаты Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или о воспитании» «Юлия, или Новая Элоиза» и др.). Его идеи о мире природы как об идеальной среде для воспитания «естественного человека» (т.е. обладающего врожденным нравственным чувством и свободного от влияния дурных нравов, распространенных в светском обществе) были восприняты во всех слоях читающего общества. Благодаря Руссо Европа как бы открыла для себя одухотворенный и идеализированный мир природы. Швейцарские Альпы (точнее, окрестности Лозанны, где Руссо поселил героев своего романа, и Женева, где жил он сам) стали своего рода местом паломничества поклонников Руссо. Образ такого туриста воссоздает, в частности, в "Письмах русского путешественника" Н. М. Карамзин, который во время своего путешествия по Европе (1789 - 1790) посетил Швейцарию: "В пять часов поутру я вышел из Лозанны, с весельем в сердце и с Руссовою Элоизою в руках. Вы конечно угадаете цель сего путешествия. Так, друзья мои! Я хотел видеть собственными глазами те прекрасные места, в которых бессмертный Руссо поселил своих романических любовников." "Многие из тамошних жителей. - пишет далее Карамзин, - знают новую Элоизу и весьма довольны тем, что великий Руссо прославил их Родину, сделав ее сценой своего романа. Работающий поселянин, видя там любопытного пришельца, говорит ему с усмешкою: барин, конечно, читал Новую Элоизу." Можно предположить. что если "работающие поселяне" и были довольны наплывом "любопытных пришельцев", то скорее по меркантильным, чем патриотическим соображениям (сам Карамзин отмечает, что он с трудом устроился на ночлег близ Лозанны - все гостиницы были переполнены заезжими иностранцами).

Ведущей нацией путешественников в Европе конца 18 - нач. 19 вв. бьша Англия. По сведениям английского историка Э. Гиббона, проживавшего тогда в Швейцарии, в 1785 г. на континенте находилось ок. 45 тыс. англичан." Именно англичане формировали основные направления туристских потоков в Европе конца 18 в.: в Италию и в Швейцарию. Обе страны располагали (и располагают) разнообразными туристскими ресурсами, привлекательными для туристов как с культурно-познавательными, так и с рекреационными потребностями. Тем не менее в это время складывается определенная специализация. Италия привлекает выдающимися памятниками культуры и искусства, она является как бы отдушиной для тех, кто хотел бы жить по законам "упорядоченной красоты", Швейцария - красотой природы, романтическими и лирическими ландшафтами. Причем, если Италия со времен Возрождения обладала притягательной силой для художников, ученых, искателей приключений, то стремительный взлет Швейцарии как центра международного туризма происходит в течение двух-трех десятилетий.

Надо сказать, что этому взлету способствовало не только распространение в обществе идей руссизма и романтизма. Швейцария обладала существенными дополнительными преимуществами по ср. с Италией: высокий уровень комфорта и низкий уровень преступна привлекало практически все категории туристов. Нередко бывало так, что состоятельные родители предпочитали направлять своих сыновой для изучения французского языка не во Францию, а в Швейцарию.

Перераспределению туристских потоков в пользу Швейцарии способствовал также якобинский террор, последовавший за Великой революцией во Франции и наполеоновские войны, которые вызвали подъем антифранцузских патриотических настроений во всей Европе, прежде всего в Англии.

В начале 19 в. понятия турист и туризм вполне утвердились в общественном сознании. Считается, что слово "турист" было введено в читературный обиход приблизительно в 1800 году, когда в книге Anecdotes of English Lmmiege" Педжа (Pegge) было отмечено: "Путешественника в нашидни называют туристом'' ("a traveller is nowdays called a tourist''). По-видимому, это одно из первых, если не первое, документированное свидетельство появления нового слова. Примерно в то же время во Франции в словарь французского языка включается определение туриста: "тот, кто путешествует из любопытства или для того, чтобы "убить время". В 1838 г. выходят в свет "Заметки туриста" ("Les memoires d un Tourists") Ф. Стендаля. Ж. Дюмазедье, известный французский социолог, исследователь свободного времени и досуга, считает именно Стендаля изобретателем слова "турист". Как бы там ни было, но с начала 19 в. туризм становится частью образа жизни состоятельной и образованной публики. Приблизительно в это же время формируются основные виды туризма, сохраняющиеся в тех или иных модификациях до сих пор.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!