пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

По мнению советских исследователей, развитие международного туризма после второй мировой войны проходило под знаком идеологической борьбы двух систем. В Советском Союзе официально декларировалось, что международный туризм - это один из каналов пропаганды советского образа жизни и один из видов идеологической борьбы на международной арене. Характерной чертой туризма в капиталистические страны был отбор участников поездок по признаку политической зрелости и политический инструктаж; очень часто в программу пребывания туристских групп включались те или мероприятия политического или пропагандистского характера. Последнее было особенно характерно для некоммерческих видов туризма, строившихся на принципе обмена группами - прежде всего, по линии Бюро молодежного туризма "Спутник" и Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов. Туристский обмен между социалистическими странами рассматривался прежде всего как способ укрепления дружбы и взаимопонимания братских народов, что также предполагало насыщенность туристских программ пропагандистскими мероприятиями. Практиковались такие массовые формы туризма, как поезда дружбы с сотнями участников, что нередко приводило к организационным накладкам и давало скорее страдательный эффект.

После второй мировой войны сохранил свое значение такой вид туризма, как поездки общественно-политических делегаций. Такие крупные пропагандистские мероприятия, как, например, всемирные фестивали молодежи и студентов могли давать серьезный пропагандистский эффект при благоприятном стечении внешнеполитических обстоятельств. Так было, например, во времена оттепели при Н. С. Хрущеве, когда в СССР произошли довольно серьезные политические изменения, в то время как представления общественности Запада о Советском Союзе во многом еше были связаны с отношением к сталинскому режиму. В такой ситуации очное знакомство с советской действительностью помогало преодолевать наиболее одиозные антисоветские стереотипы восприятия, восходящие еще к сталинскому времени.

Пожалуй, последним крупным этапом в истории туризма как продолжения политики иными средствами была эпоха Горбачева. Как бы ни относиться к этому политику, но именно благодаря ему в общественном мнении Запада произошел перелом, суть которого была в том, что ушел страх перед Россией и русскими, который в силу разных причин со времен Средневековья был существенным компонентом отношения к нашей стране. В середине 80-х гг. наблюдался всплеск туристского интереса к Советскому Союзу, который был во многом связан с популярностью М. С. Горбачева, создаваемой средствами массовой информации Запада. Согласно анкетным опросам, проводимых в то время Проблемной научно-исследовательской лабораторией при Госкоминтуристе, начиная с 1986 г. значительная часть туристов из западных стран называла в качестве ведущих побудительных мотивов поездки в Советский Союз интерес к тому, что называлось перестройкой. В группах с высоким образовательным уровнем эта доля могла достигать 25% и более, что позволяло говорить о политически мотивированном туризме. В тот период в общественном сознании европейцев представления о Советском Союзе и его жителях стремительно менялись в лучшую сторону, и это создавало благоприятные предпосылки для роста масштабов туризма в СССР, но катастрофа в Чернобыле остановила эту тенденцию. После этого можно было говорить только о восстановлении туризма хотя бы в прежних объемах, а последующие события - путч 1991 г., распад СССР и вооруженные конфликты сделали все рассуждения о политической эффективности туризма бессмысленными.

Что касается стран Запада, то там после второй мировой войны в определенном смысле произошла деполитизация туризма Даже туристские организации, связанные с теми или иными общественными движениями, принципиально заявляли о своей независимости от государственной политики и политики вообще, выдвигая на передний план личные права и свободы индивида.

Но именно эти подходы несли в себе в условиях идеологического противостояния двух систем мощным пропагандистский потенциал: как известно, в последние годы "холодной водны" идеологическое и пропагандистское давление стран Запада на Советский Союз осуществлялось под лозунгом защиты прав человека, С этой точки зрения международный туризм оказался той сферой, в которой западный мир имел очевидные преимущества: такое фундаментальное право человека, как свобода передвижения, в значительной мере реализованное на Западе, было ограничено в Советском Союзе и в ряде социалистических стран.

Деполнтизация проявилась и в том, что на место политической пропаганды выдвинулась так называемая "социологическая пропаганда", связанная с демонстрацией привлекательности определенных вкусов и определенного образа жизни. Советские исследователи, в частности М. А. Ананьев, считают, что поощрение послевоенного туризма из США в западноевропейские страны было частью плана Маршалла: "туризм должен был создать в Западной Европе прочную идеологическую базу путем пропаганды американского образа жизни и экономически вынужденного приспособления в сфере обслуживания, торговли, культурно-зрелищных предприятий западноевропейских стран к вкусам заокеанских потребителей". По мнению М. А. Ананьева, туризм в социалистические страны также использовался как пропаганда западного образа жизни, для чего работала целая система подрывных центров и проводилась вдеологическаа обработка туристов, выезжающих в Советский Союз. На наш взгляд, такие представления об идеологической функции туризма несколько преувеличены. Дело в том, что такие реалии советской действительности, как дефицит потребительских товаров и связанные с этим очереди, отсутствие или низкое качество определенных бытовых удобств и т. п., бросатись в глаза даже тем, кто смотрел на советскую действительность из окна автобуса и сами по себе производили колоссальный эффект с точки зрения социологической пропаганды. Точно так же витрины магазинов в западных странах сами по себе оказывались весьма эффективным способом пропаганды западного образа жизни: советские туристов, попадая из страны всеобщего дефицита в общество потребительского изобилия, нередко испытывали своеобразный культурный шок и вынуждены были пересматривать свое отношение к советскому образу жизни.

При всем при том безусловно справедливым представляется утверждение о приспособлении в сфере обслуживания, торговли, культурно-зрелищных предприятий западноевропейских стран к вкусам заокеанских потребителей. Но здесь следует также учесть, что в условиях свободного рынка туристских услуг, который сложился в Западной Европе и Северной Америке после второй мировой войны, в полную силу не работали только политические, но и экономические факторы. Так, существует известная закономерность, согласно которой возрастает объем шоппинг-туризма в страны, где происходит снижение курса национальной валюты. Видимо, не план Маршалла как таковой, а именно твердый курс доллара по отношению к слабым европейским валютам в первые послевоенные годы способствовал росту туризма из США в Европу. Это косвенно подтверждается тем. что в 1967г.,когда США столкнулись с проблемой отрицательного внешнеторгового баланса, была принята государственная программе, гоюрая предусматривала снижение объемов туризма за границу и привлечение туристов в США. При этом США не пошли на такие меры, как ограничения на вывоз валюты (что в аналогичной ситуации практиковала, например, Франция). Было опубликовано обращение президента Л. Джонсона к нации. в котором он, апеллируя к чувству патриотизма, призывал американцев временно воздержаться от поездок в Европу.

Политические аспекты туризма в современном мире чаще всего очень тесно связаны с экономическими процессами. В целом, по очевидным экономическим причинам большинство стран заинтересовано в том, чтобы привлечь как можно больше иностранных туристов и готовы предпринять для этого определенные меры неэкономического характера. Самая простая из них - облегчение визовового и паспортного режима. В частности, это стало одной из причин привлекательности таких стран, как Кипр или Турция, для туристов из СНГ. С другой стороны, многие страны, обеспокоенные наплывом иммигрантов, том числе нелегальных, и ростом масштабов международной преступности, вводят ограничения на въезд граждан из стран третьего мира и бывших социалистических стран. Это относится прежде всего к европейским странам. Что касается США, то там последние годы в результате изменения иммиграционной политики было принято законодательство более строго регулирующее въезд в страну по сравнению со странами Зап. Европы Канадой, Мексикой и Японией. Правда, в США существует облегченный визовый режим для граждан 20 стран. Россия в число этих стран не входит.

Говоря об общих тенденциях, следует отметить также и отклонения от них. Например, очевидно, что в последние годы взаимовлияние туризма и политики носит более сложный и острый характер, чем в эпоху стабильного противостояния крупных политических блоков: политические изменения с трудом поддаются прогнозированию, и это ведет к ошибкам в оценках. снижению финансовых поступлений от туризма и социально-экономическим потерям. Можно привести достаточно примеров, когда политика самым непредсказуемым и драматическим образом вмешивалась в развитие туризма.

В частности, окончание "холодной войны" и другие события в Восточной Европе в конце 80-х - начале 90-х гг. вызвали волну оптимистических прогнозов по поводу развития международного туризма. ожидался взрыв интереса западных туристов к поездкам в Восточную Европу и прежде всего - в страны СНГ, поскольку этот регион обладал, с точки зрения специалистов по туризму, значительными природными, культурными достопримечательностями, а также славился традиционным гостеприимством и благожелательностью населения.34В целом эти прогнозы не сбылись. Достаточно сказать, что гражданская война в Югославии серьезно подорвала туристский потенциал этого региона. Падение туристского интереса к странам СНГ также можно объяснить политической нестабильностью и военными конфликтами, но это только часть причин.

В силу неограниченного выбора сложилось такое положение, когда, по результатам анкетных опросов, до 50% туристов из ГДР или ЧССР бывали в нашей стране по два раза и более. В общем, туристский интерес к СССР был удовлетворен с избытком. После падения "железного занавеса" и объединения Германии (что произошло еще до распада Советского Союза) наступила естественная реакция - туристы из стран Восточной Европы начали ездить туда, куда раньше не могли, т.е. - на Запад.

Иногда политические события влияют на туризм самым неожиданным образом - через поведение людей в сфере туризма. Так, в обзоре Департамента по туризму и путешествиям США приводится пример того, как война в Персидском заливе в 1991 г. нанесла значительный ущерб туризму на Гавайях. Дело в том, что Гавайские острова - одно из популярных мест отдыха для японских туристов. После того, как страны НАТО начали военные действия против Ирака, японский парламент выступил с заявлением в поддержку союзников. В заявлении было, в частности, сказано, что для японцев было бы неуместно и недостойно отдыхать и развлекаться на американской территории на Гавайях, в то время как США ведет войну. В результате за несколько дней была аннулирована масса уже забронированных поездок японских отдыхающих и штат Гавайи лишился значительной части доходов.

Таким образом, можно сделать вывод, что несмотря на общеполитические благоприятные тенденции (снятие идеологического и политического противостояния двух систем, получение права на свободу передвижения гражданами России и стран СНГ и т.п.), взаимосвязи туризма и политики остаются сложными и противоречивыми. Политическая нестабильность часто имеет самые разрунпггельные последствия для целых туристских регионов. Международная преступность и терроризм, а также внутриполитическая ситуация приводят к тому, что право на свободу передвижения и в наши дни трактуется достаточно произвольно: несмотря на декларации о правах человека и законы, гарантирующие свободу передвижения, современные государства в случае необходимости находят способы ограничить эти права для тех или иных категорий граждан. Все эти соображения заставляют отнестись к перспективам полной деполитизацнн и деидеологизации туризма со сдержанным оптимизмом.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!