пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМАПо мнению ряда исследователей истории туризма (см. Frommann, Jacobs etc), именно путешествия гуманистов, о которых шла речь в главе I, следует считать началом туризма в современном понимании: для них познавательные путешествия становятся самостоятельной ценностью и перестают быть средством для достижения иных целей. До этого времени, как мы видели на примере религиозных или коммерческих путешествий, так называемые туристско-познавательные мотивы были сопутствующим явлением. Не случайно Монтень, один из наиболее выдающихся представителей гуманистической культуры, посвятил целую главу своей знаменитой книги "Опыты" (впервые опубликована в 1580 г.) рассуждениям о природе и функциях познавательных путешествий. Интересно, что название этой главы "6 суетности", как бы относит читателя к средневековым представлениям о паломничествах, которые, как мы помним, должны были подчиняться требованиям благочестия и покаяния. В случае, если к этим целям примешивался познавательный или эстетический интерес, церковь считала такие путешествия суетностью. Монтень излагает принципиально иной взгляд на путешествия. Его рассуждения „о суетности" отражают изменения в культуре путешествий, которые не ограничивались только утверждением новых объектов эстетически-культурного интереса и новых эстетических ценностей. На смену религиозному сознанию Средневековья приходит иной образ мышления, который характеризуется интересом к окружаюшелгу миру и внутреннему миру человека. Интерес гуманистов к античной культуре предполагал, в частности, и усвоение одного из важнейших положений античной философии: "Познай самого себя". Пожалуй, впервые в истории путешествий появляется тип путешественника, который отправляется в путь из потребности в разнообразии, для того, чтобы удовлетворить свою бескорыстную любознательность, расширить круг своих впечатлений, обрести новое "Я" и приобрести новый жизненный опыт, т.е. путешествие становится самостоятельной и самоценной досуговой деятельностью. Так, Монтень отмечает присущее человеку влечение к новому и необычному - потребность в развитии, уравновешиваемую потребностью в безопасности, в психологическом равновесии: "Среди человеческих черт широко распространена следующая: нам больше нравится чужое, чем свое, и мы обожаем движение и перемены. Кто придерживается противоположной крайности, а именно - довольствоваться самим собой, превыше всего ценить то, чем владеешь, и не признавать ничего прекрасного сверх того, что видишь собственными глазами, те если не прозорливее нас, то бесспорно счастливее, Я ничуть не завидую их премудрости, но что касается безмятежности их души, то тут, признаюсь, меня берет зависть." Говоря о причинах, "толкающих к путешествию", Монтень выделяет и чисто рекреационный мотив - потребность в смене обстановки для отдыха от рутинных занятий: "Я очень охотно отвлекаюсь от управления моими хозяйственными делами. Конечно, есть известное преимущество в том, чтобы распоряжаться... и держать в повиновении всех домашних, нотакого рода удовольствие слишком однообразно и утомительно." И далее: Пребывая в отъезде, я сбрасываю с себя все мысли о моем доме... Вне дома моя душа быстро и легко распрямляется, но когда я долга., она у меня в беспрерывной тревоге, как у какого-нибудь крестьянина-виноградаря. "Когда я путешествую. - расcуждает далее Монтень, - мне остается думать лишь о себе и о том, как употребить мои деньги; а это легко устраивается по нашему усмотрению. Чтобы накапливать деньги, нужны самые разнообразные качества, а в этом я ничего не смыслю. Но в том, чтобы их тратить, - в этом я кое-что смыслю, как смыслю и в том, чтобы тратить их с толком, а это, поистине, и есть важнейшее их назначение". Развивая мысль о свободе от меркантильных забот, которую дают путешествия, Монтень приходит к более широким обобщениям. Он отмечает, что при резкой смене привычной обстановки человек получает возможность освободиться от давления своей социальной роли и стать самим собой: он может позволить себе то, чего нельзя позволить в повседневной жизни. ("Ухищрения ли человеческого ума или сама природа заставляет нас жить с оглядкой на других, но это приносит больше зла, чем добра. Мы лишаем себя известных удобств, лишь бы не провиниться перед общественным мнением. Нас не столько заботит, какова наша настоящая сущность... сколько то, какова эта сущность в глазах окружающих...») По существу, здесь сформулирована вполне современная концепция компенсаторской функции путешествий, связанной с психологической разрядкой и рекреационными эффектами. И, наконец, помимо уже названных социально-рекреационных функций, Монтень формулирует те познавательные функция путешествий, которые, собственно, и составляют сущность того, что сегодня называется маршрутно-познавательным или маршрутно-экскурсионным туризмом : "...путешествия...- дело очень полезное. Душа упражняется в наблюдении вещей для нее новых и доселе неведомых, и я не знаю... ничего более поучительного для человеческой жизни, как непрестанно показывать ей во всей их многоликости столько других человеческих жизней и наглядно знашмить ее с бесконечным разнообразием форм нашей природы. При этом тело не остается праздным, но вместе с тем и не напрягается через силу, и это легкое возбуждение оказывает на него бодрящее действие... В познавательных путешествиях Монтень ценит свободу выбора, спонтанность в принятии решений и непредсказуемость впечатлений то, чего не хватает современному массовому организованному туризму- "В путешествиях меня именно то и влечет, что я могу останавливаться повсюду где мне вздумается, не руководствуясь никакими заранее определенными целями и так же свободно отступать от только что принятого решения. Это замечание оценит, по-видимому, каждый, кто сталкивался с характерным для современного экскурсионно-маршрутного туризма стрессом вызванным необходимостью выполнить определенную обязательную программу в условиях ограниченного времени. Подобно Геродоту, Монтень считает естественным, что каждый народ считает свои обычаи наилучшими и готов непредвзято воспринимать их в любых проявлениях: "Различия в образе жизни народов не вызывают во мне никаких других чувств, кроме удовольствия, доставляемого разнообразием... Когда я бываю за пределами Франции, и у меня спрашивают, желая оказать мне любезность, хочу ли я, чтобы мне подали французские блюда, я неизменно отшучиваюсь и усаживаюсь за стол, уставленный исключительно чужеземными кушаньями. Он как бы создает образец оптимального поведения туриста в познавательном путешествии: понять непривычные обычаи можно только отказавшись от стереотипов восприятия, точно так же, как понять собеседника можно только при способности стать на его точку зрения. Из рассуждений Монтеня видно, что уже в конце 16 в. путешествия становятся достаточно распространенной формой досуга аристократии. В рамках этих внешних форм, однако, в зависимости от направленности личности и внутренних мотивов, складывались различные типы туристского восприятия и поведения. Уже в то время можно говорить, по меньшей мере, о двух типах туристских мотивов: познавательные, направленные на открытие для себя новых сторон собственного "Я" и окружающего мира, и мотивы, связанные с желанием развлечься, модой, соображениями престижа и т. п. Но, надо полагать, именно мода и престиж способствовали распространению в Европе традиций туризма и туристских услуг.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |