пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость

Национал-социалистический союз "Сила через радость" ("Kraft durch Freude") представляет собой во многих отношениях уникальное явление в истории туризма. Используя достижения рабочего туристского движения, методы государственной поддержки туризма, заимствованные отчасти в других странах (в том числе в Советской России) и разнообразные способы финансирования, нацистскому режиму в период между 1933 и 1938 г. (до начала второй мировой войны) удалось создать систему социального туризма, доступную для самых широких слоев населения. В 1934 г. по линии союза "Kraft durch Freude" (KdF) совершили туристские поездки ок. 2 млн. человек; в 1935 -ок. 3-х: в 1936-6; в 1937 -ок. 9 млн. Можно утверждать, что именно в предвоенный периоду немцев сформировалась привычка проводить отпуск в путешествии, которая в наши дни выделяет их даже среди высокоразвитых туристических наций. Эффективность движения KdF, вовлекшего в туризм широкие массы населения, сама по себе заслуживает внимания. Кроме того, многие черты организованного коллективного туризма, присущие этому движению, оказались очень устойчивыми и впоследствии воспроизводились в туристской практике социалистических стран.

Современные исследователи (в частности Б. Фромманн, автор книги о рабочем и социальном туризме, на основе которой написана настоящая глава связывают туристское движение KdF с именем Роберта Лея (Robert Ley), одного из ближайших сподвижников Гитлера, руководителя "Немецкого трудового фронта" ("Deutsche Arbeitsfront"), организации, которая в 1933 г. заменила все прежние профессиональные союзы и союзы предпринимателей. Члены "Трудового фронта" автоматически (без уплаты членских взносов) становились членами союза KdF, который занимался организацией отпусков, походов, экскурсий, физкультуры и спорта, посещений спортивных мероприятий, театров и концертов, выставок и лекций и т.п. Накануне второй мировой войны союз насчитывал около 40 млн. членов.

Сама по себе идея создания единого союза для организации свободного времени населения в государственных целях была заимствована у муссолиниевской Италии, где уже в 20-е гг. существовал "Национальный союз свободного времени трудящихся" (Opera Nationale Dopolavoro), состоящий из отраслевых организаций рабочих и служащих (без участия предпринимателей). Немцы пошли дальше и построили структуру, которая объединила в едином "народном сообществе" все "трудящееся население" - от рабочих до работодателей.

По мнению Б. Фромманна, движение KdF заимствовало также ленинскую идею об использовании для курортного отдыха трудящихся национализированных дворцов, гостиниц и санаториев, которые в результате революции, гражданской войны и эмиграции остались без клиентов. В Германии в 1933 г. в собственность "Трудового фронта" перешли дома отдыха, пансионаты и санатории, принадлежавшие ранее профсоюзам и рабочим туристским организациям, что помогало поддерживать на низком уровне стоимость размещения при организации поездок KdF.

В мае 1933 года Гитлер отдал распоряжение о создании союза "Сила через радость". Государственная пропаганда сообщила о наступлении третьей и последней фазы немецкой рабочей революции, на которой за политическим и экономическим переустройством общества должно было последовать общественно-культурное переустройство. Официально целями союза KdF провозглашались "укрепление единства национал-социалистического немецкого народного сообщества, а также духовное и физическое совершенствование немецкого человека. "Иными словами, официальная пропаганда "национал-социалистического" туристского движения строилась не на классовой, а на национальной идее, не на противопоставлении "пролетарского" и "буржуазного" образа жизни, а, напротив, на объединительных функциях туризма, в частности, на укреплении взаимопонимания и человеческих контактов между участниками совместных туристических поездок, в том числе между рабочими и работодателями. В числе всего прочего, целью движения KdF объявлялось достижение социального равенства. Провозглашалось, что маленький человек благодаря путешествиям должен получить доступ к "малым и большим ценностям этого мира." Лей взял на вооружение также популярную тогда социологическую концепцию, согласно которой туризм повышает самосознание рабочего, помогая преодолевать "комплекс неполноценности и создавая положительное отношение к собственной жизни и собственной стране. Важной функцией туризма считалось воспитание патриотизма ("только тот, кто знает свой край, может любить его, и только тот, кто любит свой край, любит свое Отечество и является достойным гражданином своего Отечества")"

По мнению историков и социологов, исходная ситуация для успеха KdF была крайне благоприятной. После тяжелейшего экономического и финансового кризиса, периода бедности и лишений реклама дешевых туристских поездок нашла самый благоприятный отклик. Рекламеая кампания велась изобретательно и разнообразно. Например, государственным радиоканалам постоянно транслировались не только репортажи о поездках KdF, но и радиопьесы - своего рода радиосериалы на тему «Рабочий едет в отпуск.» На ту же тему писались книги, ставились пьесы. KdF издал массовым тиражом карманные атласы. Был снят документальный фильм о круизе по Атлантике с заходом в Лиссабон, на Мадейру, Азоры и Тенерифе. Этот фильм показывали в кинотеатрах в киножурналах "llbchenschau". Разыгрывались лотереи с поездкой KdF в качестве выигрыша и т.п. В итоге, в течение короткого времени туризм kdf завоевал массовую популярность!

Что касается практической организации туристских программ, то она с самого начала служила внутриполитическим и пропагандистским целям движения KdF. Департамент по туризму и отпускам при "Немецком трудовом фронте" отвечал за идеологическое обеспечение поездки. Поездке предшествовал инструктаж и торжественный митинг в день отъезда. При прибытии группы на место главы местной партийной организации и местного отделения KdF обязаны были организовать торжественную встречу с оркестром и приветственный митинг. Первое время участники поездок получали подарки. Широко практиковались вечера знакомств или прощальные вечера, которые часто сопровождались выступлением, концертами художественной самодеятельности, что должно было, по замыслу руководства KdF, укреплять единство немецкой нации путем ознакомления гостей с местными обычаями. Во время длительных речных или морских круизов в программу входили доклады на политические темы; организовывались вечера боевых песен национал-социалистического движения и т.п. Особую категорию поездок представлял собой обмен делегациями с дружественной Италией (с 1937 по 1939 гг. в рамках этого обмена Германия и Италия принимали по 30 тыс. человекв год). Итальянских гостей размещали не в туристских регионах, а крупных городах. Программы таких поездок были насыщены официальными организационными мероприятиями, посещениями промышленных предприятий и социальных учреждений.

Судя по всему, такие жесты, как подарки, приветствия и т.п., а, главное, сами турпоездки, о которых большинство населения раньше не могло и мечтать, - все это оказывало определенное воздействие: в отчетах руководителей групп приводились восторженные отзывы рядовых участников ("Мы самое социалистическое государство в мире" и т.п.). Впрочем, можно предположить, что популярность поездок мало зависела от "пропагандистской насыщенности" программы. Пропагандистские мероприятия занимали только часть времени. Как показывает Б. Фромманн, проанализировавший программы поездок KdF, во время поездок, например. в Италию, программа была составлена так, что во второй половине дня участники оставались предоставлены сами себе и проводили это время в соответствии с собственными представлениями об отдыхе н развлечениях. Так руководители групп часто отмечали в своих отчетах о поездках в Италию. что "немецкие женщины, как кажется, выбирают эту поездку по мотивам эротического характера." Официальные публикации о таких поездках рисовали, естественно, совершенно иную картину.

Существенной чертой туризма KdF был отбор участников поездок. На каждом крупном предприятии были созданы ячейки KdF, которые следили за тем, чтобы в число участников поездок в первую очередь включались лучшие работники, наиболее нуждающиеся и заслуженные участники и активисты национал-социалистического движения. Территориальные отделения KdF охватывали не занятые в промышленности категории населения, включая домохозяек и безработных. Для определения особо нуждающихся учитывалась обычно зарплата (до 165 рейхсмарок) и число иждивенцев. Достаточно жесткий отбор и медицинское освидетельствование проходили участники морских круизов (исключались дети и лица старше 60 лет, «немощные, неработоспособные, склонные к алкоголизму). В остальных случаях отбор производился без каких-либо твердых критериев, что, естественно, создавало почву для злоупотреблений. В одной из публикаций Информационного Бюро "Немецкого трудового фронта" за 1937 г. отмечалось: "Постоянно находятся поди, которые могут себе позволить оплатить поездку в отпуск, но тем не менее пытаются выдать себя за нуждающихся и принять участие в поездках по линии KdF. Такие люди являются вредителями и не должны ожидать иного, если при разоблачении с ними будут обращаться как с вредителями".

Надо сказать, что "Немецкий трудовой фронт" имел широкие возможности поддерживать низкий уровень цен, доступный для нуждающихся. Как уже было сказано, в 1933 г. в его собственность отошли все средства размещения профсоюзов и рабочих туристских организаций. Кроме того, при поездках по Германии использовалась система размещения и питания в семьях. В этих случаях стоимость размещения могла составлять не более 2.5 марок в день на человека. В полной мере использовалась система скидок на транспортные услуги. При этом руководство "Трудового фронта" использовало политические рычаги давления на транспортные предприятия, которые вынуждены были соглашаться на убыточную для себя стоимость перевозок. В том, что касается политического давления, возможности руководства KdF были очень широки. Дело в том, что это движение было самым важным социально-политическим успехом гитлеровского режима, который был достигнут относительно быстро и имел очевидный пропагандистский эффект. Прочие социальные проблемы (безработица, инфляция, низкий уровень жизни, жилищный вопрос и т.п.) решались с большим трудом и значительно менее эффективно. Поэтому руководство движения KdF могло рассчитывать на поддержку на самом высоком уровне (так, в 1937 г. министерство финансов профинансировало трехнедельную поездку в Италию).

Тем не менее постоянно приходилось искать дополнительные источники финансирования. Широко пропагандировались в прессе и по радио случаи, когда частные предприниматели или государственные предприятия оплачивали поездки своих сотрудников. Такие предприниматели ставились в пример, что, видимо, было для них хорошей рекламой. Ряд маршрутов KdF, прежде всего заграничные морские круизы, были привлекательны и для состоятельной публики, которая в таких случаях оплачивала полную стоимость поездки. Часто практиковалось так называемое шефство, когда состоятельный участник поездки KdF оплачивал одно или более мест для нуждающихся. В финансирование движения KdF были вовлечены и банки, открывавшие специальные сберегательные счета для финансирования отпусков. Правда, действительно нуждающиеся часто использовали эти вклады не для отпуска, а для латания дыр в семейном бюджете.

В целом, однако, благодаря разнообразным скидкам, дотациям (от Немецкого Трудового фронта, от министерства финансов, от коммерческих структур и местных учреждений) и дешевым средствам размещения, для массовой публики становились доступными не только поездки по Германии но и заграничные поездки. Немецкий историк В. Мазер приводит в качеств примера круиз из Бремена в Норвегию (без выхода на берег) стоимостью 4 марки, причем участники круиза, пользовались на борту теплохода всеми удобствами, которые они (если говорить о рабочих и ремесленниках) до тех пор видели только в кино. Для сравнения: примерно столько же стоил недельный отпуск в Австрии, в долине Вахау, а стоимость 10-дневного отпуска в Италии (с отъездом из Франкфурта) составляла 73 марки (плюс 25 марок на карманные расходы). Для точности надо сказать, что обычно круизы в Норвегию стоили дороже - св. 60 марок. Чтобы дать представление о масштабе цен напомним, что работники с зарплатой до 165 райхсмарок считались тогда нуждающимися.

Надо сказать, что морские круизы KdF были наиболее престижным и в то же время наиболее «проблемным» видом туризма. Во-первых, проблемы создавала уже их продолжительность. В отсутствие закона об оплачиваемых отпусках продолжительность и условия отпусков на каждом отдельном предприятии были различны (в зависимости от индивидуального трудового или тарифного соглашения). Многим приходилось копить отпуска для двух-или трехнедельной поездки. Распределение кают часто приводило к конфликтам. Так, постоянно повторялись жалобы, что участники первой мировой войны, имеющие право на лучшие места, размещались в трюмах, в то время как каюты первого класса доставались совсем другим лицам (обычно состоятельной публике, т.е. тем, кто оплатил полную стоимость). Б. Фромманн, ссылаясь на отчеты руководителей круизов, пишет, что были случаи, когда рабочие проводили все свое время на нижних палубах, ни разу не поднимаясь в салоны, причем «публика первого класса» находила это «совершенно естественным». Нередки были сообщения о фактах пренебрежительного или просто хамского отношения стюардов к «простой публике», от которой не приходилось ожидать чаевых. Можно только предполагать, какой политический эффект с точки зрения укрепления единства «народного сообщества» оказывали такие поездки.

В массе своей поездки KdF не предполагали высокого качества услуг. Руководство KdF постоянно напоминало членам союза, что «KdF - это не турбюро.» В частности, при массовых поездках в курортные регионы не принимались претензии на размещение в конкретной гостинице или в конкретном населенном пункте. Естественно, получалось так, что участники одной и той же поездки, заплатившие одну и ту же сумм оказывались в разных условиях, что вызывало недовольство. Часто массовые поездки организовывались в так называемые «районы экономического бедствия» для того, чтобы улучшить экономическую ситуацию за счет притока туристов. В этих случаях участники поездок часто жаловались на скудость питания. Дело было в том. что хозяева при всем радушии не могли дать больше, чем имели сами. Впрочем, в групповых поездках, в которых принимали участие по несколько сотен человек, были неизбежны организационные и иные накладки, независимо от того, где проходили эти поездки - в Германии или за границей.

Характерной особенностью практики KdF был контроль поездок за границу или в приграничные районы со стороны служб безопасности нацистской Германии. Нацистские службы безопасности больше беспокоила возможность встреч участников поездок с представителями марксистских организаций и доставка подрывных пропагандистских материалов в Германию. Контрольные функции отчасти реализовывались уже при отборе участников поездок - люди, попавшие на заметку службам безопасности, исключались из состава участников. Во время поездок контрольные функции надлежало выполнять руководителям групп, но, поскольку те были предельно загружены обязанностями, связанными с обычной деятельностью гида -сотрудника турбюро, то в самого начала в состав групп инкогнито вводились тайные наблюдатели. Вначале это были представители Информационного бюро "Трудового фронта", с 1938 г. - сотрудники СД и Гестапо.

Как это обычно бывает, таким сопровождающим крайне редко удавалось сохранить свое инкогнито. Даже если участники поездок и не знали, кто именно из членов группы является сотрудником службы безопасности, они знали, что среди них есть такой человек. Судя по всему. это придавало поездкам оттенок щекочущей нервы игры в шпионов и ходьбы по лезвию бритвы. Несмотря на то, что любой обладатель загранпаспорта имел право свободно выехать за границу, участникам поездок KdF предписывалось этого не делать. Тем не менее, многие пытались обходить этот запрет, выдавая себя за других. По сведениям Б. Фромманна, во время поездок, например, на Боденское озеро участники поездок KdF довольно часто рисковали ездить на такси в Швейцарию. В случае разоблачения им могло быть предъявлено обвинение в государственной измене.

По поводу плотности и эффективности контроля мнения исследователей расходятся. В. Мазер считает, что сотрудники службы безопасности сопровождали каждую туристскую группу, что не могло не влиять на атмосферу поездки, но отталкивало лишь немногих. По мнению Б. Фромманна, всеохватывающий контроль был невозможен просто в силу масштабов туризма: в летний сезон 1936 г. из одного Берлина ежедневно отправлялось по 25 - 30 поездов KdF с отпускниками (т.е. до 50 тыс человек в день). Кроме того, в силу особенностей организации поездок KdF, группа нередко размещалась в 5-10 населенных пунктах. При таких обстоятельствах у служб безопасности просто не хватало сил для полного контроля.

Важное место в деятельности KdF занимала внешнеполитическая пропаганда. Одной из задач KdF объявлялось восстановление национальной чести: движение должно было продемонстрировать всему миру, что немецкий народ благодаря самоотверженной работе под национально-социалистическим руководством сплотился после политической и экономической катастрофы. Особенно циничный характер носило пропагандистское использование национал-социалистическим режимом идеи о международном туризме как средстве укрепления мира (в официальных органах печати провозглашалось: "Пусть наши теплоходы отправляются в плавание как символ воли к миру новой Германии!")

Истинные политические цели национал-социалистического туристского движения сформулировал А. Гитлер: "... рабочему должен быть предоставлен достаточный отпуск... и этот отпуск и прочее свободное время должно стать настоящим отдыхом", т. к. только "с народом, у которого крепкие нервы, можно делать действительно большую политику." (под большой политикой понималось прежде всего завоевание жизненного пространства). Эти мысли А. Гитлер высказал в личной беседе с Р. Леем, который сделал их достоянием общественности лишь накануне второй мировой войны, когда нацистскому режиму уже не было нужды скрывать свои агрессивные намерения. В речи, произнесенной в июле 1938 г. перед участниками очередного круиза KdF Р. Лей впервые высказал вслух, то что ранее предназначалось не для печати: "Все, что мы делаем... должно служить одной единственной цели: сделать наш народ достаточно сильным для решения острейшего вопроса - расширения жизненного пространства И далее: "Сила через радость" - это не туристский союз и не разатекательный клуб... Мы отправляем вас в путешествия по всему миру не для развлечения и не для того, чтобы познакомиться с Италией или повидать Португалию.. Нет! Все делается для того, чтобы укрепить ваши нервы, и тогда, когда фюрер будет решать этот последний вопрос, - тогда за ним пойдет вся мощь 80 миллионов."

Таким образом, пик движения KdF в 1938 г. оказался и его окончанием: к этому времени нацистское руководство Германии решило все свои главные задачи по подготовке к войне за завоевание жизненного пространства, и значительная часть мужского населения была направлена за границу отнюдь не с миссией мира.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!