пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Рабочее туристское движение после первой мировой войны

Подъем рабочего движения после первой мировой войны самым непосредственным образом отразился на рабочем и социальном туризме. С развитием социал-демократического и профсоюзного движения организацию рекреационных или познавательных поездок начали брать на себя профсоюзы или близкие к ним. социал-демократические организации, которые создавали свои собственные турбюро. Такие турбюро существовали в большинстве индустриальных стран Европы (в Австрии, Бельгии, Германии, Голландии, Дании, Чехословакии, Швейцарии, Швеции и др.)

Международный рабочий туризм, даже если речь шла о поездках в отпуск, рассматривался в первую очередь как средство укрепления мира и взаимопонимания между народами. Надо сказать, что в то время представления о пацифистском потенциале международного туризма разделяли представители самых разных слоев общества и носители самых разных политических взглядов. Так, английскому военному министру Томасу Шоу приписывалось известное высказывание: "Войны в прошлом возникали из-за того, что рабочие разных стран не были лично знакомы со своими коллегами по ту сторону границы." Многие рабочие туристские союзы важнейшим направлением своей деятельности считали организацию общения между рабочими разных стран. Для этого открывались курсы иностранных языков, организовывалась переписка; поездки обязательно предусматривали встречи между участниками рабочих союзов.

Важнейшей проблемой рабочего туризма была необходимость поддержания низкого уровня стоимости туров, приемлемого для рабочих. Любая рабочая туристская организация должна была тем или иным способом добиваться удешевления туристских услуг без существенного снижения их качества. С этой точки зрения размещение в семьях было оптимальным решением, оно значительно удешевляло стоимость поездки (участникам приходилось оплачивать только транспортные услуги, а валютные затраты турбюро сводились практически только к выдаче весьма скромных сумм на карманные расходы). Кроме того, такая форма размещения соответствовала идеологическим целям международного рабочего призма - сближению народов через межличностное общение. Но самое главное - эта форма туризма оказалась наиболее приемлемой для самих участников поездок Многие участники организованных туристских поездок в составе групп, завязав личные контакты с коллегами за границей, потом предпочитали ездить на индивидуальной основе (семья к семье).

Другим способом снижения стоимости туристских услуг стало приобретение или аренда дешевых помещений с последующим их переоборудованием под средства размещения. Так, в Вене уже в 1900 г. был построен так называемый приют друзей природы, а в 1930 г. Друзья природы в одной Германии располагали более чем 200 «приютами». Это позволило поддерживать на относительно низком уровне стоимость средств размещения и давало возможность финансировать длительные экскурсионные поездки, в том числе за границу. При этом использовался в той или иной форме безвалютный обмен: например, при поездках в Швейцарию или Австрию немецкие "друзья природы" размещались в приютах местных отделений друзей природы и, соответственно, принимали их у себя.

Правда, такие средства размещения могли располагаться не в самых привлекательных с точки зрения рекреационно-познавательного туризма районах, но это скорее соответствовало политическим целям рабочего туристского движения, которое мыслилось как часть международного рабочего движения и противопоставлялось буржуазному туризму как части буржуазного образа жизни.

Журнал левых сил Германии "Урания" писал в то время: «... только тот, кто знает своих товарищей по классу и испытывает к ним чувство солидарности, может понять политические задачи рабочего движения с точки зрения международного пролетариата. Пролетарий смотрит на мир иначе, чем буржуа где-нибудь в Ст.-Морице или Брайтоне. Если же это не так, то он обычный турист, не вооруженный классовым сознанием; он в плену буржуазного сознания.»

Отметим, что лозунги наиболее радикальных групп европейского рабочего туристского движения перекликались с лозунгами организованного туризма в Советской России, который по целям и содержанию был назван "пролетарским". Об идеологии этого движения дают представление призывы, публиковавшиеся в то время (1926 г.) в "Комсомольской правде": "Хочешь знать страну - будь туристом! Наш туризм не похож на буржуазный. Для буржуазии это - забава, попытка уйти от нудной скуки паразитической жизни. Наш туризм - одна из ступеней, по которой масса народа совершает восхождение к культуре."

Вообще, воспитание привычки к туризму было важной проблемой рабочего туристского движения. Так, согласно статистике, в познавательных поездках за границу, организуемых профсоюзными и социал-демократическими туристскими организациями, большинство составляли не рабочие, а служащие и представители интеллигенции. Интересно отметить также, что с 1930 г. количество женщин превышало количество мужчин.

Естественно, что многое в рекреационном поведении рабочих объяснялось низким уровнем жизни: даже удешевленные туры или отдых в пансионатах или домах отдыха, принадлежавших профсоюзам, часто были для них неприемлемы. Многие предпочитали экономить на отпусках. В конечном итоге именно экономические причины оказались главной причиной упадка международного рабочего туризма, который совпал с международным финансово-экономическим кризисом 1929 - 1933 гг. С приходом к власти национал-социалистов в Германии рабочий туризм практически прекратил свое существование в тех формах, которые сложились в период между двумя мировыми войнами. Все социал-демократические и коммунистические рабочие организации были распущены, а их имущество конфисковано. При этом национал-социалистический режим в Германии в полной мере использовал наиболее эффективные методы, которыми пользовалось рабочее туристское движение для вовлечения в туризм широких масс.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!