пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМА | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Традиции рекреационно-познавательного туризма в РоссииСо времен Петра I можно говорить о формировании в России общеевропейской традиции путешествий. Изначально путешествия русских дворян в Европу были связаны со служением государству, будь это поездка на обучение или дипломатическое поручение, что, впрочем, не мешало путешественникам того времени удовлетворять и праздное любопытство. Во времена Екатерины I любой дворянин имел право уехать за границу и вернуться в любое время. К началу 19 века можно говорить о путешествиях за границу как о сложившейся форме досуга праздного класса. В это время русская культурная традиция путешествий откликается на все ведущие идейные течения Европы - "руссоисты" отправляются в Швейцарию; Италия привлекает любителей живописи, музыки и античной архитектуры (Чаадаев в одном из своих "Философических писем" упоминает о Риме городе, "о котором столько говорят и где все бывали"). Романтические настроения влекут в Германию и Швейцарию, чему немало способствовали переводы В. А. Жуковского баллад немецких и английских романтиков. Характерной особенностью русской культурной традиции путешествий были ее тесные связи с Германией, что отчасти объяснялось географической близостью, отчасти - заложенными еще при Петре традициями связями в сфере образования и профессионального обучения. Многие и многие деятели русской культуры учились в немецких университетах ("геттингенская душа" Владимира Ленского из "Евгения Онегина" избавляет от необходимости приводить иные цитаты). Большую роль в туристских предпочтениях русской аристократии играли традиционные династические связи русской императорской фамилии с немецкими правящими домами. В частности, благодаря этому русская аристократия предпочитала немецкие курорты. Общество "на водах" в Баден-Бадене или Мариенбаде часто описывается в произведениях русской классической литературы 19 в. Впрочем, со второй половины 19 в., точнее с началом правления Александра II, когда выехать за границу стало значительно легче, курортный туризм перестал быть привилегией аристократии. О том, что путешествия за границу прочно вошли в культуру досуга образованной н состоятельной публики, можно судить, в частности по популярности в России "литературы путешествий". Н. Г. Чернышевский в рецензии на "Письма об Испании" Боткина отметил, что во времена Екатерины II и Александра I, "когда переводилось у нас очень много книг, путешествий переводимо было едва ли не больше, нежели каких-либо других книг серьезного содержания. В числе любимейших книг русских читателей он называл "Всемирный путешествователь" аббата де ля Порта - путеводитель по разным странам Старого и Нового Света, переведенный на русский язык (выходил отдельными выпусками в Санкт-Петербурге с 1778 по 1798 г.). Даже в эпоху Николая I, малоблагоприятную дпя развития международного туризма, интерес к путешествиям за границу поддерживался в числе всего прочего литературой путешествий. В той же рецензии приводится по меньшей мере 10 названий книг русских авторов о путешествиях по Европе, изданных в России в течение десятилетия - с конца 30-х до начала 50-х гг. 19 в. Во времена великих либеральных реформ Александра II круг путешествий и путешественников значительно расширился. Если при Николае I загранпаспорт выдавали по распоряжению императора и выпускали за границу далеко не всех, то со второй половины 19 в, уже каждый губернатор достаточно свободно выдавал паспорта. Н. С. Лесков в очерках «Русское общество в Париже» (1863 г.) говорит о значительной колонии «русских туристов» в Париже, которая разделялась на «латинцев» (т.е. студентов, преподавателей, журналистов и художников обитателей "Латинского квартала") и «елисеевцев» (семьи аристократов и высших чиновников, которые селились в престижных и дорогих районах - в том числе на «Елисейских полях»). Примечательно, что Н.С. Лесков употребляет слово "турист" как вполне обиходное - еще за 10 лет до того в путевых очерках различных авторов употреблялось исключительно слово "путешественник". Вообще, Россия со второй половины 19 века вписывалась в оощие тенденции развития международного туризма. Достаточно сказать, что в конце 19 - начале 20 вв. русские составляли значительную часть отдыхающих на французских морских курортах (Лазурный берег и побережье Атлантики). На русских туристов ориентировался местный туристский бизнесс, специально для русских гостей открывались "русские пансионы", содержателями которых обычно были люди русского происхождения; в Ницце издавалась газета на русском языке. Известный журналист Н. А. Лейкин писал в 1897 г. в корреспонденции "Из Биарица": "На пляже русская речь так и звенела. Теперь в разгаре так называемый русский сезон. Русские приезжают в Биариц, обыкновенно, поздней осенью. Я встретил массу знакомых петербургских лиц и среди мужчин преимущественно военных." На иностранных курортах можно было встретить не только представителей аристократии, буржуазии или высшего чиновничества, но и интеллигенции (преподавателей, врачей, литераторов, адвокатов). В то время цены были вполне доступны человеку среднего достатка. В частности, А. П. Чехов в письмах из Ниццы и Биарица за 1897 г. неоднократно говорит о дешевизне местных услуг: "Я превосходно сделал, что не купил участка в Ялте. Здесь и теплей, и интересней, и жизнь гораздо дешевле... За превосходную комнату.... за завтрак, обед (по качеству и количеству, не уступающее ничем 2-х рублевому обеду в Эрмитаже), кофе и проч. и проч. я плачу 70 франков в неделю, т.е. 100 руб. в месяц. Стало быть, холостой человек, зарабатывающий 2500 - 3500 руб. в год, может прожить здесь прекрасно." Для сравнения следует указать, что в Ялте в то время цена номера в гостинице составляла от 1 руб. до 1 руб. 50 коп. в сутки. После первой русской революции 1905-1907 гг. наступил период относительной политической стабильности и экономического роста. В это время в России появляются частные туристские конторы, а также общественные организации, занимающиеся социальным туризмом. В книге Г. П. Долженко приводятся сведения о том, что земства (органы местного самоуправления) и другие организации предлагали познавательные поездки за границу по весьма умеренной цене. Так, с 1908 по 1913 г. "Общество по распространению технических знаний" организовало поездки для 7217 клиентов, из которых большую часть составляли учителя, в такие страны, как Германия, Швейцария, Италия, Франция. Англия и Скандинавские страны. Стоимость 22-дневной поездки на отдых в горах "Саксонской или Богемской Швейцарии" с посещением Берлина и Дрездена по маршруту Москва-Берлин составляла от 60 до 75 рублей. В целом масштабы туризма за границу из России были весьма значительны. Это представляло собой серьезную проблему для экономики, поскольку за границу вывозились огромные валютные средства. Но эту тенденцию невозможно было переломить, не повысив уровень сервиса на курортах России. Уровень цен, как уже было показано, был приблизительно одинаков. Что касается транспортных расходов, то действующая система скидок для учителей и некоторых других категорий туристов, направлявшихся в поездку земскими или городскими органами самоуправления, делала поездки за границу доступными для людей среднего достатка. Судя по всему, поездки за границу были гораздо более распространенной формой досуга образованной и состоятельной публики, чем путешествия по России. Как отмечает Б. Ф. Егоров в очерке "Труд и отдых в русском быту", "если Запад привлекал не только желающих лечиться (неважно, всерьез желающих или же просто стремящихся себя показан, в модном месте), но и туристов, объезжавших замечательные города и чудеса природы, то в России туризм был в зачаточном состоянии - слишком мною неудобств ожидало русского путешественника." В русской мемуарной и художественной литературе можно найти массу примеров таких неудобств от русских дорог и забитых съестными припасами тарантасов, в которых из-за тесноты нельзя повернуться, до скудости, несвежести, нечистоты пиши и посуды в провинциальных гостиницах. По-видимому, опыт путешествий по России объясняет некоторые особенности в поведении туристов из новой русской буржуазии конца 19 века, которые быстро усваивали привычки аристократии, но в поездках за границу нередко удивляли Европу своей эксцентричностью. Например И. В. Щукин, один из ярчайших представителей купеческого сословия, основатель знаменитой московской династии меценатов, начинал сборы в путешествие приготовлением огромной корзины с провизией. Туда укладывались окорок ветчины, телячья нога, бычий язык, рябчики, цыплята, солонина, несколько бутылок красного вина и минеральной воды, бутылка вермута, банки с паюсной икрой, с вареньем, с черносливом, приборы и салфетки...По вспоминаниям одного из сыновей И. В. Щукина, сопровождавшего отца в этих путешествиях, за границей из-за больших размеров корзины их часто не хотели пускать в вагон, но в конце концов после препираний с начальниками станций все улаживалось. Иван Васильевич вообще не любил ресторанов. В Биарице, куда он обычно ездил на отдых, Щукин одновременно с квартирой нанимал кухарку и часто сам ходил на рынок, выбирая провизию по своему вкусу. Впрочем, не следует думать, что русское купечество поставляло только юмористические сюжеты. Уже представители нового класса в первом поколении прекрасно понимают значение образования и старались направить своих детей в самые престижные учебные заведения России или Европы. Достаточно сказать, что потомки И. В. Щукина, который был женат на родной сестре автора "Писем из Испании" В. П.Боткина, были высококультурными и образованными людьми и проявили себя, в частности, как знатоки и собиратели произведений искусства, составившие коллекции мирового значения. Самым известным представителем этой купеческой династии был прославленный С. И. Щукин, собиратель западно-европейской живописи, оценивший Матисса и Пикассо раньше, чем европейские собиратели. Подводя итоги, можно сказать, что международный туризм в России развивался в соответствии с общеевропейскими тенденциями. С конца 19 в в России возникали туристско-спортивные общества и клубы, которьк поддерживали и международные контакты. Наряду с коммерческим тури складывалась система социального туризма, ориентированного, правда на рабочих, как это было в Западной Европе, а на представителен малооплачиваемых групп интеллигенции (учителей народных школ и училищ, земских врачей и медицинского персонала и др. Но дли подавляющего большинства населения России единственным видом путешествий, относящимся к кругу привычных представлений, были паломничества.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |