| Библиотека |
Туризм по политическим мотивам
Бурные революционные события во Франции (Великая французская революция и революция 1830 г.) также наложили свой отпечаток на развитие туризма. Некоторые историки туризма считают нужным вьщелить в особую категорию "политического, или революционного" туризма поездки во Францию людей, которые хотели быть свидетелями или участниками событий. Разумеется, это была особая категория туристов - чаще всего люди, разделявшие идеи французской революции.
Иногда такой туризм трудно было отличить от политический эмиграции. В любом случае, после французской революции путешествия в "поисках политической утопии" стали достаточно распространенным видом занятий политически мыслящей интеллигенции. Наблюдая и сравнивая политическое устройство разных стран, эти люди пытались найти ответы на социально-политические вопросы, которые ставила современность. Для такого туризма был характерен интерес к условиям жизни и труда тех, кто находился на низших ступенях социальной иерархии, а также ориентированность на политические дискуссии с единомышленниками или оппонентами.
Такие поездки во Францию для того, чтобы "ощутить дыхание нового времени", были особенно характерны для немецких демократических романтиков, не имевших возможности реализовать свои политические идеи на родине. Впрочем, с точки зрения "политического туризма в поисках утопии" представляла интерес и Россия, где можно было воочию наблюдать и крепостничество (которое в Европе просто называли "рабство"), и крестьянскую общину, которую многие носители идей социализма считали прообразом будущего общественного устройстве!
Публицистика авторов, путешествовавших по Европе с целью составить свое мнение о перспективах того или иного общественно-политического строя, во многом способствовала увлечению самых широких общественных кругов социально-политическими вопросами и. кстати, во многом влияла на "образ" той или иной страны, который складывался в общественном сознании. Характерный пример в этом смысте - книга французского публициста Астольфа де Кюстина "Николаевская Россия" (вышла в свет в 1843 г.). Он совершил путешествие в Россию в 1839 г. с тем чтобы убедиться и убедить публику в преимуществах самодержавных форм правления.
Но впечатления от непосредственного контакта с российской действительностью оказались таковы, что монархист, чьи отец и дед были гильотинированы во время Великой французской революции вернутся либералом, сделав выводы: "Каждый, кто познакомится с царской Россией будет рад жить в какой-угодно другой стране. Всегда полезно знать, что существует на свете государство, в котором немыслимо счастье ибо по своей природе человек не может быть счастлив без свободы. Книга де Кюстина имела огромный успех (к 1854 г. ее общий тираж на французском, английском, немецком и шведском языках достиг ок. 200 тыс экземпляров) и
несмотря на очевидные для многих злоупотребления обобщениями (А. де Кюстин не знал русского языка и мог наблюдать жизнь народа только из окна кареты), оказалась для европейских читателей главным источником представлений и ключом для понимания России, которая в николаевскую эпоху оставалась для европейцев загадочной, недоступной страной. Многие стереотипные представления о России и русских, до сих пор существующие в массовом сознании европейцев, могут быть объяснены впечатлением от этой книги. Впрочем, это отдельная тема.
|