пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществe

Рассматривая в историческом плане туризм как социальное явление. можно отметить следующее: если в середине 19 в. туризм был неотъемлемым элементом образа жизни образованных и состоятельных людеq в европейских странах, то с конца 19 столетия, когда в ведущих странах Европы и Сев. Америки произошла так называемая «индустриальная революционная потребность в туризме как в рекреационной деятельности сформировалась у самых широких слоев общества. В "Справочнике народного хозяйства Швейцарии" зa 1905 г. было дано определение туризма как "феномена новейшего времени, возникшего вследствие усиления потребности в восстановлении сил и перемене климата, пробуждения эстетического интереса к произведениям искусства и природным ландшафтам, стремления к общению с природой." Это определение указывало на то, что туризм как "феномен новейшего времени" в значительной степени был откликом на индустриализацию общества. Именно на рубеже 19 -20 вв. формируется понимание туризма как рекреационной деятельности в свободное время, связанной с воспроизводством "жизненных сил" и потреблением рекреационных услуг. Можно сказать, что туризм становится не просто престижным времяпровождением, но и необходимым видом релаксации, которая компенсирует то, чего человек лишен в условиях жизни в промышленном городе. Наряду с традициями отдыха аристократии на дорогих курортах (которые мало изменились, если не считать того, что избранный круг "общества на водах" со второй половины 19 в. все заметнее разнообразился за счет разбогатевших представителей нового класса) появилась традиция длительного дачного отдыха для представителей среднего класса, а однодневные или двухдневные экскурсии, походы и поездки на природу становятся желательной и необходимой формой отдыха для самых широких слоев общества.

Нужно отметить, что туризм как вид отдыха распространялся именно в городской среде. Дело в том, что крестьянство, независимо от уровня благосостояния, в силу особенностей крестьянского труда и образа жизни, более тесно привязано к постоянному месту жительства. У крестьянства вырабатывались свои традиционные формы рекреации, отличные от городской культуры. Даже в наше время, как показывает статистика международного туризма, доля сельских жителей (фермеров) среди туристов весьма незначительна.

Интересно, что в России, которая до 30-х гг. 20 в. оставалась преимущественно крестьянской страной и где городское население было тесно связано с крестьянской культурой, сложились свои собственные, характерные именно для России, традиции отпусков. Помимо общепринятых нерабочих дней - церковных праздников, городские рабочие (в том числе фабричные) в определенные дни, невзирая на штрафы и потери в заработке, устраивали себе выходные на период сельскохозяйственных работ и отправлялись из города в деревню. Одним из таких традиционных отпускных периодов были так называемые Петровки - на это время приходился покос, который начинался в Петров день (12 июля). В книге воспоминаний известного писателя И. С. Шмелева «Богомолье» описано отчаяние строительного подрядчика, рабочие которого уходят в деревню на покос, несмотря на то, что на стройке могли получить втрое больше, "чем со своих покосов." (..ничего с ними не поделаешь, со спокон веку так. И сами понимают, а... гулянки им будто, травкой побаловаться...") Иными словами, такие перерывы в работе воспринимались именно как форма рекреации - возможность провести время на природе, в общении с родственниками.

Естественно, что масштабы и разнообразие форм и видов туризма "для народа" поначалу были ограничены. Практически единственно общедоступной формой рекрсационно-познавательного туризма оставались походы или экскурсии выходного дня с пикниками на природе. Впрочем, возможность уехать из города на выходной день (на Пасху, на Троицу и т.п.), к родственникам в деревню, на охоту или на рыбную ловлю, не говоря уже о настоящей поездке в отпуск, осознавалось как способ социального самоутверждения и самосознания. Рабочие маевки ведут свое начало именно от этой традиции, которая со временем органично вошла в рабочее движение.

Широкое туристское движение "навстречу природе" смыкалось с народной традицией странствий, идущей еще от подмастерьев и ремесленников Средневековья, и облегчало вовлечение в туризм тех слоев городского населения, которым была близка эта культурная, или фольклорная традиция. Походы по родному краю, соединяясь с другими народными традициями проведения досуга, порождали разнообразные формы туризма, некоторые из которых соединялись с целями общественных движений. Так, в Вене в 1895 г., при участии видного деятеля социал-демократического движения Карла Реннера (1870 - 1950, первый президент Австрийской республики после Второй мировой войны) был основан один из самых массовых туристских союзов, связанный с целями рабочего движения, союз "Друзья природы" (Naturfreunde). С 1905 г. движение "друзей природы" распространяется на Германию и Швейцарию, а позже охватывает Францию, Бельгию и Голландию, ряд стран Восточной Европы и даже Испанию. Союз организовывал походы, однодневные познавательные экскурсии "выходного дня", а позже и многодневные поездки, в которых принимали участие сотни людей. В Германии в начале 20 века возникло молодежное движение "Перелетные птицы", провозгласившее новый стиль жизни - близость к природе, походы и народные песни.

На развитии традиций рекреационного туризма более состоятельных слоев населения сказывался также дух исследования и утверждения цивилизации в борьбе с природой, присущий тому времени. В конце 19 в. входит в моду спорт и, соответственно, спортивный туризм, в чем-то сходный по мотивации с исследовательско-приключенческими путешествиями. С середины 19 в. в Англии, а затем и в целом ряде других стран, включая Россию, возникают спортивные туристские клубы и ассоциации (альпинистские, велосипедные туристские клубы и т.п.). Спортивный туризм мыслился также как способ развития в молодежи-пытливости ума и любознательности, что вместе с движением на свежем воздухе должно было "способствовать физическому развитию и укреплению органов" (из Устава Крымского Горного клуба 1890 г.)

С середины 19 в. героями современности становятся исследователи-географы и другие носители цивилизации (миссионеры, знаменитые охотники), которые, каждый по своему, осваивают неизведанные пространства колониальных владений европейских стран в Африке и Америке (Д. Ливингстон, Г. Стенли). В число популярнейших литературных жанров входят приключенческие романы о путешественниках, индейцах и т.п. Юноши того времени мечтают стать исследователями неизведанных земель, охотиться на бизонов и сражаться с индейцами (эти настроения отражены, в частности, в рассказе Чехова "Мальчики"). На волне такого интереса к игре в "следопытов и разведчиков" канадский писатель Сетон-Томпсон основал молодежное движение бойскаутов, которое быстро стало международным и остается жизнеспособным до сих пор.

Сама по себе связь тех или иных видов туризма с интересом к открытиям географов и натуралистов не была новым явлением. Но в конце 19 в. характерным для мироощущения эпохи становится отношение к природе не как к предмету эстетического любования или изучения, а как к объекту, подлежащему освоению и преобразованию. Исследовательский дух того времени в этом смысле далек от современных общественных движений, направленных на защиту окрз'жающей среды. Пафос освоения новых пространств и распространения цивилизации приобретает оттенок миссионерства. Так, "Ежегодник Русского горного общества" (основанного в 1901 г.), чья деятельность строилась во многом по английским образцам, провозглашал: "Наша миссия будет состоять в том, чтобы заносить нашу культуру в самые отдаленные уголки нашего обширного отечества, приучать разноплеменных соотечественников к нашему литературному языку, насаждать принципы честности и добросовестности там, где эти качества отсутствуют." По существу, туристские спортивные клубы брали на себя обязанность нести, говоря словами Р. Киплинга, "бремя белого человека". Эти настроения отражались, в частности, в популярности тем и мифов, связанных с освоением дикого Запада, золотой лихорадкой и т.п.

Подводя итоги, можно сказать, что рекреационный туризм становится одним из способов компенсации отрицательных последствий жизни в условиях индустриальной городской цивилизации. Это способствует вовлечению в туризм широких слоев населения. Другим важным последствием индустриализации является развитие спортивно -рекреационного туризма, который понимается как средство физической закалки и самоутверждения в духе определенных нравственных принципов.

Соответственно, определилась "оппозиция" двух направлений развития туризма: на одном "полюсе" находился коммерческий туризм, организаторами которого были турбюро, делавшие бизнес на потребности в путешествиях; на другом - туризм как средство воспитания определенных социальных качеств. Такой туризм развивался на некоммерческой основе как составная часть деятельности добровольных общественных союзов обществ и клубов. В перспективе это создавало возможности для использования туризма в целях тех или иных социально-политических движений.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!