пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Введение

В рамках данной работы туризм рассматривается как специфическая деятельность людей в свободное время и по свободному выбору. Современные определения туризма предполагают, что туризм как вид рекреационной деятельности не ограшгшвается отдыхом дтя восстаноатения жизненных сил и укрепления здоровья, но служит удовлетворению потребности в «расширении знаний, в эстетическом наслаждении во внерабочее и свободное время, вне места постоянного жительства и работы». Иначе говоря, отдых понимается здесь в широком смысле - не только как способ восстановления сил, но и как способ удовлетворения познавательных, социальных, эстетических и других потребностей человека. Такое понимание туризма позволяет рассматривать его в историческом плане как продолжение традиций различных видов путешествий, в том числе и тех, которые по своим целям и функциям были далеки от отдыха и развлечений.

Вообще говоря, путешествия вплоть до новейшего времени были связаны с риском, и путешественники шли на риск не ради собственного удовольствия: купцы рассчитывали получить прибыль, паломников влекло в дорогу религиозное воодушевление и т.п. Однако не задаваясь вопросом, когда именно люди начинают рассматривать путешествия как способ приятного и полезного времяпровождения, можно согласиться с тем. что определенные цели и мотивы, присущие туризму в современном понимании, проявлялись у путешественников задолго до возникновения понятий «турист» и «туризм».

В социальной психологии различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. При внешней мотивации главным фактором деятельности выступает последующее вознаграждение, т.е. такая деятельность ориентирована на внешние, утилитарные или иные цели (например, приобретение дохода или признания в обществе). При внутренней мотивации важен сам процесс деятельности, когда она направлена на приобретение внутренне значимых для ее субъекта ценностей (эстетические впечатления, приобщение к религиозным ценностям, социальные контакты, самоутверждение, и т.п.). Для внутренне мотивированной деятельности характерно, что человек воспринимает ее как самодостаточную ценность. Такой деятельностью человек готов заниматься бескорыстно. Именно внутренняя мотивация характерна для туризма как для деятельности, которой люди занимаются по собственному свободному выбору и для собственного удовольствия.

Исследователи выделяют, в частности, такие мотивы туризма, как рекреация (релаксация) и времяпровождение: престиж; стремление преодолеть регрессию; поддержание родственных связей; стремление к переоценке и обновлению своего «Я»; стремление к социальным контактам. любовь к экспериментам; стремление к разнообразию; накопление нового опыта; познание нового; пополнение знаний и т. п.

Некоторые западные исследователи выводят за рамки туризма, например, деловые и коммерческие путешествия, т.к. они связаны с внешней мотивацией (приобретением дохода). На наш взгляд, исторический обзор требует иного, более широкого подхода (отметим, что деловой и конгрессный тургпм рассматриваются как виды современного туризма в большинстве общепринятых классификаций). Дело в том. что путешествие - это сложная, многокомпонентная деятельность. Этому соответствует и смысловая многозначность исторического понятия «путешественник»: это купец и мореплаватель, паломник и искатель приключений, ученый исследователь и любитель романтических ландшафтов, а иногда, возможно, и то. и другое, и третье одновременно. Но ведь и современный турист, путешествуя в свое свободное время, руководствуется сложным набором мотивов и ставит перед собой разные цели: например, отдых на пляже не исключает интереса к памятникам культуры и истории, а при выборе маршрута важную роль играют такие соображения, как цена тура и уровень цен в стране пребывания.

Таким образом, деятельности человека, связанной с туризмом и путешествиями, свойственны как внешние, так и внутренние мотивы, соответствующие важнейшим человеческим потребностям: от утилитарных (т. е. связанных с приобретением конкретных материальных или иных выгод) до эстетических, познавательных, рекреационных и др. Цели, функции и формы тех или иных исторических видов путешествий и туризма складываются под влиянием культурных и социальных норм и ценностей того или иного общественного слоя, формируя устойчивые типы рекрелционно-досугового поведения, т.е. культуру, или традицию, путешествий и туризма.

В данном контексте культура понимается в широком смысле (что соответствует современным социологическим подходам) как комплекс духовных и материальных проявлений социальной памяти, являющейся определителем системы социальных ценностей и норм. Устойчивые типы человеческого поведения в сфере туризма и путешествий вырабатываются на основе предыдущего опыта, передаваемого из поколения в поколение Механизмом такой передачи выступают социальные институты, вырабатывающие ценности, нормы, моды, интересы, престижные качества, требования, санкции и т.п. К таковым социальным институтам относятся, в частности, системы образования, воспитания, общественного мнения, другие каналы массовой коммуникации. В их число входят, например, и литература путешествий, которая в определенные исторические периоды играла важнейшую роль в формировании и распространении традиций путешествий Носителем социальной традиции являются традиционные предпочтения тех или иных видов путешествий, туризма или отдыха, принятые в тех или иных слоях общества. В то же время, изменения в общественном сознании, вызванные различными факторами (в том числе экономическими или политическими), изменяют устойчивые формы рекреационного поведени и создают, в частности, новые формы и традиции туризма.

Говоря о туризме как о виде рекреационного поведения, необходим сделать несколько оговорок, связанных с предметом данной ра первых, следует уточнить понятия рекреации и досуга, которые используются для описания проблем отдыха и свободного времени. Большинство современных исследователей рекреационной деятельности исходят из того, что труд представляет собой высшую ценность и цель человеческого существования, а рекреация является, таким образом, средством «восстановления жизненных сил» после труда и для труда (Обзор современных концепций рекреации см. в работе А. С. Орлова «Социология рекреации». М., «Наука». 1994). Однако представления человека о социальных достижениях и ценностях связаны с определенным историко-культурным контекстом и исторически изменчивы. Существует классическое определение досуха, восходящее к Аристотелю, согласно которому досуг -это деятельность, обогащающая человека морально, умственно и духовно. По Аристотелю, именно в этом (а не в труде) и состоит высшая цель и ценность существования свободного человека. Досуг - это время, свободное от общественных и иных обязанностей, которое может быть использовано личностью для социальных достижений и реализации своих склонностей и способностей, т. е. для саморазвития.

Понятие «рекреация», в отличие от понятия «досуг» носит не историко-культурный, а скорее общебиологический, внесоциальный характер, т. к. связана с поддержанием жизнеспособности человека: независимо от деятельности и социального статуса субъекта, восстановление сил необходимо для того, чтобы жить. При этом рекреация и досуг - не тождественные, но соотносимые понятия: «досуг может быть рекреацией, когда посвящен восстановлению физического и психического нормативного состояния (релаксация), и... релаксация... может быть досугом, если происходит в свободное время и направлена на саморазвитие личности».

Рекреация для восстановления сил доступна и необходима всем и каждому. В то же время можно принять как аксиому, что первичные формы туризма и путешествий как вид развлечения и досуга были доступны только представителям так называемого «праздного класса» (понятие, введенное американским социологом Т. Вебленом), т.е. состоятельных слоев общества, располагающих свободным временем и средствами. «Праздный класс» - это аристократия и духовенство, которые принципиально воздерживаются от ручного или иного труда, связанного с добыванием хлеба насущного. Праздность в данном случае не означает лень или неподвижность. Это означает лишь непроизводительное потребление времени. «Праздный класс» занимается управлением, военной и религиозной службой, спортом и развлечениями. Развлекательные путешествия представителей «праздного класса» служат, таким образом, не восстановлению сил, затраченных в труде, но являются демонстрацией принадлежности к привилегированному сословию, т. е. способом демонстрации своего сословного превосходства и одновременно одним из видов непроизводительной деятельности, которой занят «праздный класс». Такая деятельность не исключает познавательных мотивов, которые нередко сопутствуют развлекательным путешествиям. Не случайно путешествия аристократии всегда считались способом удовлетворения «праздного любопытства».

Наряду с культурой досуга «праздного класса» в ряде стран Европы приблизительно с конца 15 в. формировался принципиально иной тип мышления и поведения, который можно определить как культуру «третьего сословия», или буржуазии, т.е. того класса, которому предстояло совершить промышленный переворот 18-19 вв.. Выдающийся немецкий социолог М. Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 - 1905) показал связь этой новой культуры с религиозными ценностями. Не вдаваясь в полемику по поводу того, насколько велика в действительности была роль протестантской этики для становления западно-европейского капитализма, следует отметить ее связь с формированием традиций досуга и рекреации и, соответственно, путешествий, характерных для «индустриального общества».

Дело в том, что пуританские ценности «протестантской этики», согласно которой не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит «приумножению славы Господа», формировали особую культуру полезного досуга. Самым тяжким грехом считалась бесполезная трата времени... на светские развлечения («recreations»), «пустую болтовню», даже на сон. Именно в русле пуританской, или протестантской, этики складывается столь знакомая нам система ценностей «индустриального общества», в которой труд (и, следовательно, приумножение богатства) понимается как высшая цель существования, а отдых как средство восстановления сил для последующего труда. С протестантской этикой связаны также такие формы проведения досуга, как совместные посещения церкви, чтения и толкования библии, благотворительная деятельность и т. п.. Такой досуг предполагал различные формы общения с единомышленниками с целью укрепления главенствующей системы ценностей и приобретении полезного знания. Указанным целям отвечала, в частности, деятельность туристского агентства Томаса Кука, о которой более подробно пойдет речь в дальнейшем.

Знание о формировании и об изменении различных культурно-исторических традиций путешествий и туризма позволяет получить более полное представление о функциях различных видов туризма в современном обществе. На наш взгляд, такой подход к туризму может оказаться полезным не только для понимания его природы и сущности, но даже с точки зрения туристского бизнеса. Дело в том, что в условиях конкуренции на рынке туристских услуг эффективность туристского бизнеса зависит от учета потребностей клиентов, их внутренних мотивов и ценностных ориентации. Данная работа не ставит себе целью подробно осветить историю развития туристских центров и регионов - эти вопросы достаточно полно рассматривались в целом ряде работ отечественных и зарубежных авторов. Точно так же она не ставит себе целью дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с историей туризма и путешествий; ее цель скорее в том, чтобы обозначить социокультурные, социально-психологические и иные проблемы, с которыми сталкиваются путешественники прошлого и настоящего. Это могло бы, на наш взгляд, оказаться полезным для понимания и более взвешенной оценки тенденций и перспектив развития международного и отечественного туризма.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!