| Библиотека |
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв.
Распространение моды на развлекательно-познаватетьньь путешествия в конце 18 - начале 19 в. во многом удивительно с современное точки зрения Объяснить это наличием материальных предпосьпо невозможно. Несмотря на разветвленную есть маршрутов так называемых почтовых карет (дилижансов), путешествия вплоть до появления
сети железных дорог были связаны с неудобствами и опасностями. В. Лешбург в своей книге об истории туристских услуг в Европе приводит отрывок из воспоминаний одного путешественника по Германии (1788 г.): "Невозможно вообразить что-либо более ужасное, чем маленькая, тесная, перегруженная почтовая карета с дырявой крышей, катящаяся по ужасной колее в кромешной тьме и опрокидывающаяся, как это часто бывает в дороге, по вине беззаботного и неумелого кучера. Впрочем, этот рыдван может с одинаковым успехом опрокинуться и днем, и ночью." Справедливости ради надо сказать, что Германия в то время по состоянию дорог лет на сто отставала от Франции, где уже в конце 17 в. начали мостить дороги щебенкой. Но дорожные происшествия были в порядке вещей: без них не обходится, кажется, ни одно описание путешествий в романах или мемуарах.
Другая опасность, подстерегавшая путешественников и на дорогах, и на постоялых дворах, - это разбойники и грабители. Литература и фольклор дают массу опасных ситуаций и типов, с которыми сталкиваются путешественники. Это и обычные "рыцари большой дороги", и постоялый двор, который оказывается притоном разбойников, и трактирщик, который убивает и грабит постояльцев. Путеводители того времени рекомендовали путешественникам при остановке в пустынных местностях дать понять хозяину постоялого двора или гостиницы, что у них с собой пистолеты, и сделать так, чтобы хозяин в этом убедился.
В. П. Боткин, автор знаменитых "Писем об Испании" (публиковались в "Современнике" с 1847 по 1851 гг.), писал еще в 1845 г.: "Мои товарищи по дилижансу советовали мне, путешествуя по Испании, иметь при себе наличными франков 200 или 300, а остальные деньги в векселях; эти 300 франков необходимы еще и для того, чтобы избавиться от дурного обращения разбойников, которые, если при путешественнике не окажется вовсе или очень мало денег, вымещают на нем неудовольствие побоями..." Перед лицом таких фактов можно сделать вывод, что вплоть до начата 19 в. туризм развивается не благодаря, а вопреки материальным условиям путешествий.
Положение меняется, когда в Европе (прежде всего в Англии) завершается "промышленный переворот", строится сеть железных дорог, международные коммерческие связи приобретают новое качество (полвека спустя после путешествия В. П. Боткина другой русский путешественник по Испании, Мордовцев Д. Л., процитировав вышеприведенный отрывок, напишет: "Эпоха дилижансов и разбойников закончилась в 1883 г., в связи с распространением железных дорог". С ростом масштабов поездок состоятельных коммерсантов из Англии на континент увеличивается потребность в комфортабельных гостиницах. Надо сказать, что во Франции уже с конца 17 в. появляются первые гостиницы ("отели"), которые вначале представляли собой просто более комфортабельные постоялые дворы, где каждый гость мог рассчитывать на отдельную спальню. С начала 19 в. примеру Франции начинают следовать в других сграшх. Гостиницы строятся прежде всего в торгово-промышленных центрах (для коммерсантов) и на модных курортах.
Характерно для этого времени, что гостиницы часто получают названия по основному контингенту туристов, которы размещаются в гостинице, например -'"Английский двор", "Русский двор" и
|