пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе

Как было отмечено выше, до достижения определенного масштаба путешествий путники рассчитывали на приют у знакомых или просто добрых людей. Вообще, дух корпоративной, сословной и духовной общности объединявшей людей Средневековья и Возрождения, во многом облегчал жизнь путешественников, которые даже в чужой земле могли рассчитывать на поддержку и солидарность себе подобных. Можно сказать что в средние века (и даже позже) функцию современных туристических документов подтверждающих право на получение туристских услуг, выполняли рекомендательные письма или устные рекомендации, ссылки на общих знакомых. Система платных туристских услуг обязана своим возникновением паломничествам и торговле.

В Европе светская традиция «платного гостеприимства» связана с ростом городов. Не случайно первые заведения такого рода под названием taberna perpetua (круглосуточная торговля вином) появились на Рейне и Мозеле (важнейшая торговая дорога Средневековья). Сведения о них содержатся в резолюции местного архиепископа 8 в., которая запрещала духовным лицам посещение этих «злачных мест». В народных песнях и балладах часто встречаются мотивы, связанные с ночевкой усталого путника (солдата, подмастерья, купца и т. п.) под гостеприимным (или негостеприимным) кровом. В постоялых дворах хозяин часто держал специальную комнату, предназначенную для ночевки гостей. Постоялые дворы располагались обычно на пересечении важных торговых дорог или в центре города у рыночной площади, где находились главный собор и ратуша.

В Средние века сложилась своеобразная геральдика вывесок и названий. В наши дни по ним можно определить историческое прошлое той или иной старой гостиницы и в какой-то степени ее специализацию на той или иной категории путников. Так, воинственно-религиозный дух Средневековья живет в названиях типа «Под знаком меча», «Рыцарь», «Железный шлем», «Голубой щит», «Райская птица», «Единорог» и т.п. Названиях старых гостиниц часто связаны с религиозным туризмом: например «Подворье Св. Георгия» (Hotel de la Cour St. Georg) в Женеве. Это относится и к таким распространенным названиям, как «Лев», «Орел», «Бык», «Ангел» (или, соответственно «У золотого льва» и т. п.): лев, бык, орел и ангел - это символы четырех апостолов-евангелистов. Нередко названия давались по имени близлежащего замка или городской площади, или по имени знаменитого постояльца, или прямо указывали на постоянную категорию постояльцев (например, «Пилигрим»). В некоторых городах в качестве постоялых дворов использовались залы собраний, которые принадлежали местным цехам или купеческим гильдиям. Правда, они были открыты только купцов или ремесленников - собратьев по цеху или гильдии, прибывших из другого города по делам. Несколько позже появились объединения подмастерьев, которые также содержали свои собственные приюты (общежития). В Германии такие общежития для подмастерьев просуществовали вплоть до 19 в., о чем есть упоминание в путевых заметках Г. Гейне «Путешествие по Грацу» (1826 г.).

Многие постоялые дворы помимо вывесок имели настоящие гербы, подобно гербам средневековых цехов или купеческих гильдий. Выполненные в красках, нередко украшенные позолотой, такие эмблемы (изображение льва, орла или почтового рожка) устанавливались на высоких столбах, чтобы издали привлекать внимание путников. В городах расписные или позолоченные эмблемы дополнялись эмблемами из кованого металла. Некоторые из них дошли до наших дней. В Великобритании, где последние четыре столетия не было войн, таких старых вывесок сохранилось довот много. Их реставрируют художники, и ежегодно проводится кон. вывесок.

Несмотря на блестящие вывески, интерьеры постоялых дворов был» очень просты. В наши дни в заведениях, стилизированных под старину, часто можно видеть на стенах пожелтевшие от времени карты или оттиски старинных гравюр, образцы старинного вооружения, иногда - модели старинных судов. Все эти вещи - позднейшие добавления. В действительности комнаты ччя гостей были оборудованы самой необходимой и примитивной мебелью исцарапанные столы без скатертей, скамьи, полки для посуды, нескочько стульев. Нравы того времени были грубы, и часто ссоры между гостями переходили в рукопашную. Поэтому, как правило, гости должны были сдавать оружие, входя в помещение, а одним из главных требовании к предметам мебели была их безопасность и невозможность использовать в качестве оружия в случае драки. Нередко столы представляли собой доски, положенные на козлы - такой стол можно было легко убрать после того, как гости поели (чаще всего постояльцы питались в общей комнате и в часы, установленные хозяином). Самым почетным и престижным местом считалось место у камина или печи, которые были не только источником тепла, но нередко и главным украшением помещения для гостей - благодаря орнаменту и изразцам. Украшением помещения могла служить и начищенная до блеска медная или оловянная посуда на полках у стены. И сегодня в гостиницах в старинном стиле можно увидеть такую посуду, но в наши дни она не используется по пряму назначению.

Об уровне комфорта того времени дает представление один из первых средневековых путеводителей («Малая книга с описанием путей по всей Германии, Венгрии и Богемии»), изданный в Германии в 1590 г в., который включает в себя рифмованные советы путешественникам, главный смысл которых можно выразить кратко: будь доволен тем, что получишь, или «ешь, что дают.»

Часто в комнате для ночлега размещалось до дюжины постояльцев или более. Спали обычно на скамьях, на тюфяках, набитых соломой. Гостям более высокого ранга хозяин уступал свою спальню с кроватью. Как сказано в упомянутом путеводителе, если фортуна к гостю благосклонна, то его проводят в спальню с чистой и мягкой постелью. В остальных случаях рекомендовалось не роптать на судьбу (богобоязненный гость на закате дня будет доволен уже тем, что спит на сене). Гость, пользовавшийся благосклонностью фортуны (или хозяина), мог выспаться на перине. Характерная деталь средневековой (и более поздней) спальни - балдахин над кроватью, что было не роскошью, а средством защиты от насекомых.

Существенной частью услуг, предоставляемым постояльцам были возможности для размещения лошадей и карет. С конца 16 в. в Германии, Австрии и Нидерландах бьша введена система государственных почтовых карет, курсировавших по определенным маршрутам. Несколько позже сходная система утвердилась и в других странах Европы. Существовавшие гостиницы стали транзитными пунктами, где меняли лошадей и кареты С этого времени идет традиция почтовых гостиниц, или гостиниц при почтовых станциях. Часть таких гостиниц располагалась за пределами города (подобно современным мотелям), т.к. они были рассчитаны на почтовых курьеров и других путешественников, которым требовалась только ночевка, чтобы не задерживаться в пути. Кроме того почтовые гостиницы требовали больше места, чем городские - при них строились стойла и кормушки дпя лошадей, поблизости размещалась кузница и каретный двор на случай поломки. Состояние дорог в то время устраивало, по словам одного из современников, только кузнецов и врачей. В Англии в 16 в. существовали постоялые дворы, которые могли принять до 300 лошадей. В Германии, в Мильтенберге до сих пор сохранилась гостиница «Zum Riesen» («У великана»), при которой было стойло и кормушка для 100 лошадей.

Но судя по всему, потребность в путешествиях была настолько сильна, что низкий уровень комфорта не отпугивал даже тех, кто путешествовал для собственного удовольствия. Так, для Монтеня неизбежные дорожные неудобства и непредвиденные обстоятельства не лишены даже известной привлекательности: «Подыскивая себе удобное помещение, я нисколько не думаю о пышности и роскоши меблировки; больше того, я их, можно сказать, ненавижу; нет, я забочусь только о простой чистоте, чаще всего встречающейся в местах, где все бесхитростно, и которые природа отмечает своей особенной, неповторимой прелестью... И наконец, всякие дорожные затруднения и опасности постигают лишь тех, кто, побуждаемый своими делами, пускается в разгар зимы через швейцарские горы. Что до меня, то я чаще всего путешествую ради своего удовольствия и неплохо справляюсь с обязанностями проводника. Если небезопасно двигаться вправо, я забираю влево; если мне трудно держаться в седле, я останавливаюсь. И, поступая подобным образом, я, по правде говоря, никогда не стакивался с чем-либо таким, что казалось бы мне менее приятным и привлекательным, чем мой собственный дом...»

Постоялые дворы были тем местом, где встречались местные жители и проезжие путешественники, там обсуждались события и происходил обмен мнениями, заключачись знакомства и торговые сделки. Для человека, который вез с собой новости (будь это чиновник или курьер из столицы, купец, моряк или путешественник), всегда находилась благодарная аудитория. Видимо, эта атмосфера непринужденного общения, позволявшая быстро сойтись незнакомым людям, привлекала тех, кто путешествовал с целью расширить свои познания о мире и человеческой природе.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!