пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Туризм в современном мире

Философы и социологи приблизительно с начала 70-х гг. говорят о почти революционных переменах в массовом сознании постиндустриального общества. Речь идет о том, что ведущее место на шкале ценностей занимает свободное время, т.е. все больше людей видят возможность реализации своего личного потенциала не в работе, а в любимом занятии, в расширении и улучшении социальных контактов и т.п. Туризм становится для личности возможностью получить то, что невозможно в больших городах, где живет большинство населения стран, поставляющих туристов. Современное производство и быт больших городов, где индивидуум живет в ситуации отчуждения от результатов своего труда и испытывает сильнейший дефицит живого человеческого общения, заставляют горожан искать человеческие контакты и в конечном итоге искать себя вне привычного места жительства. К бегству из индустриальных городов толкает также ухудшение качества среды обитания.

Само собой разумеется, что развитию современного туризма способствуют и ряд внешних факторов, как нейтральных по отношению к сфере досуга и рекреации, так и прямо с ней связанных: рост информированности и образованности населения; рост благосостояния и свободного времени; технологические факторы мобильности населения (развитие сферы транспортных услуг и прежде всего - авиации и автомобильного транспорта, чье значение для мироощущения современного человека еще не до конца оценено).

Исследователи туристского поведения обнаружили в последние годы явную тенденцию к активным формам отдыха, связанным с познанием, общением, самоутверждением и экспериментом. В частности, швейцарский исследователь туризма Йост Криппендорф говорит об очевидной трансформации туристских мотивов за последние двадцать лет: усиление тенденции к активному отдыху, включая спорт и хобби; снижение потребности в пассивном времяпровождении; усиление стремления к социальным контактам, к разнообразию.

Это, однако, не означает, что туризм перестает быть видом рекреации. При всем разнообразии современных видов туризма и их социокультурных функций все они располагаются как бы между двумя полюсами. На одном находится так называемый клубный туризм как рекреация в чистом виде. В крайних формах такой туризм принимает вид туристских гетто, где отдыхающие живут в изоляции от окружающего мира, встречаясь только с теми представителями местного населения, которые их обслуживают. В таких центрах обеспечен высокий стандарт качества услуг, развлечения и анимация. Но стандартный набор услуг, а также развлечения руководством профессиональных аниматоров не устраивают тех, кто хотел бы самостоятельно реализовать свои индивидуальные потребности в отдыхе.

На другом полюсе - маршрутный познавательный туризм позволяющий при желании получить максимальное количество впечатлений и осмотреть максимальное количество достопримечательностей за минимальное время. Здесь возникает проблема, которую можно было бы определить как конфликт массового информационного производства и индивидуального восприятия. Иными слогами, насыщенные экскурсионные программы очень часто оставляют чувство неудовлетворенности даже при посещении самых выдающихся памятников истории и культуры или самых замечательных природных ландшафтов - из-за недостатки времени и огромного количества других туристов, которые хотят именно в это время ознакомиться именно с этими достопримечательностями.

Названные проблемы являются отчасти следствием того, что многие аспекты туристского поведения в современном западном обществе носят как бы вынужденный характер. Как отмечают исследователи, в современном постиндустриальном обществе сложилась система неформального принуждения, которая заставляет индивидуума принимать определенные модели поведения, формируемые массовой культурой и всеобщей «стандартизацией» социального бытия. В наши дни туризм становится обязательным элементом образа жизни самых широких слоев общества. Если раньше путешественник мог рассчитывать на повышенное внимание общества, то теперь, чтобы прослыть оригиналом, нужно оставаться дома. С этой точки зрения в массовом туризме все более выраженным становится разрыв между индивидуальными человеческими потребностями и массовым предложением туристских услуг. Как отклик на это противоречие появилась идея альтернативного туризма. При этом чаще всего речь идет о поездках в неосвоенные массовым туризмом экзотические места, об отказе от стандартных программ и услуг, об организации общения с местным населением. Но очень часто такой туризм быстро приобретает черты моды и происходит его массовизациия.

Современный массовый туризм порождает множество иных проблем самого различного характера - от макроэкономических до экологических. По мнению некоторых исследователей он несет в себе кризисные черты, характерные для современной индустриальной и постиндустриальной цивилизации в целом. Современные западные философы и социологи. занимающие критические позиции по отношению к постиндустриальному обществу и скептически относящиеся к будущему общества потребления и массовой культуры, находят последователей среди теоретиков туризма. Приблизительно с середины семидесятых годов появляются исследования, где анализируются негативные последствия массового туризма и ставится вопрос о необходимости пересмотреть рыночные приоритеты стратегии и философии туризма.

Целый ряд исследователей обратил внимание на то, что туризм, призванный по определению создавать возможность для реализации индивидуальных потребностей личности, для преодоления социальной изоляции, приобретает те же черты массовидности и стандартизации, от которых люда пытаются освободиться, отправляясь в путешествие. Вместо знакомства с иными культурами и иным образом жизни туристы получают стандартную насыщенную программу, часто не оставляющую свободного выбора и скорее изолирующую от ценностей страны пребывания, чем приобщающую к ним. Вместо полноценного отдыха, отвечающего жизненным ритмам человека, турист часто получает стандартный набор услуг, который нс соответствует его индивидуальным потребностям, все ту же концентрацию массы людей на популярных курортах и вес тот же стресс, вызванный нехваткой времени.

Туризм, который, как ожидалось, должен был принести благосостояние экономически неосвоенным регионам и создать рабочие места, часто приносит больше вреда, чем пользы, разрушая привычную среду обитания местных жителей, вторгаясь в сложившиеся нормы и неписаные законы. Нередко возникают конфликты, вызванные взаимным непониманием между гостями и хозяевами, а в так называемых развивающихся странах эта взаимная отчужденность усугубляется тем, что местные жители чаще всего оказываются в роли обслуживающего персонала и чувствуют себя людьми второго сорта.

В современной западной литературе по туризму можно условно выделить два подхода. Представители критического подхода говорят о кризисе современного массового туризма и считают, что без решительных перемен в сознании обществе!, а также самих туристов и тех, кто создает туристский продукт, отрицательные явления будут нарастать (Й. Криппендорф. Дж. Эш и Л. Тернер и др.). Другая группа исследователей (их большинство), не отрицая существования серьезных проблем, смотрит в будущее с оптимизмом, видя в развитии массового туризма возможность противостоять экономическим спадам, повышать благосостояние развивающихся стран, способствовать сохранению и возрождению национальных и региональных культур.

Но в контексте данной работы мы хотели обратить внимание именно на социокультурные проблемы туризма. Многие исследователи напрямую связывают эти проблемы с недооценкой социально-психологических факторов в туристском бизнесе. Дело в том, что в туризме, кроме профессионалов, производящих или продающих туристский продукт, существуют по меньшей мере еще два субъекта деятельности: туристы и те, кто выступает в роли принимающей стороны, т.е. жители мест, привлекательных для туристов. В условиях туристского бума конца 60-х -начала 70-х г.г. сложился одномерный или. в лучшем случае, двухмерный взгляд на туризм как в теории, так и в практике. Туристы рассматривались только как потребители туристских услуг, а хозяева (принимающая сторона) либо совсем не принимались в расчет, либо считались составной частью туристских ресурсов, привлекающих потребителей гостеприимством и экзотикой обычаев. Критики современной практики массового туризма. порой наносящей явный ущерб эюлогии туристских регионов и местным культурным традициям, находят для туристских потоков такие определения, как "золотые орды" (так назвали свою книгу американские авторы Дж. Эш и Л. Тернер), или "новые варвары". Й. Криппендорф в своей вызвавшей много споров в профессиональной среде книге "Человек отдыхающий" приводит критическую классификацию самыч разных типов туристов: от сравнительно безобидного "смешного туриста" с фотоаппаратом на животе, который он носит как отличительный знак, до ненавистного туриста, который ведет себя так, как будто весь мир принадлежит ему и делает все, что ему запрещено дома. Большинство этих типов в топ или иной форме встречались в истории туризма и легко узнаваемы. Например, простак - турист, который не имеет опыта путешествий, не знает иностранных языков, не разбирается в местных делах, задает дурацкие вопросы и легко становится жертвой обмана. Или организованный турист - турист, который лишен самостоятельности, чувствует себя совершенно потерянным, если отрывается от группы или руководителя, ведет себя как стадное животное и чувствует себя хорошо толью среди себе подобных. Всем знакома и фигура малокультурного туриста, который весь отпуск лениво лежит на пляже, совершенно не интересуется страной, в которой находится, и ее жителями и делает то, что привык делать дома: смотрит телевизор, играет в карты и ест шницель по-венски (если заменить блюдо на более привычный для нас продукт, то можно подумать, что швейцарский исследователь изучал и туристов из стран СНГ). Новейший тип в этой классификации -альтернативный турист, который, желая отличаться от прочих, проникает в последние нетронутые уголки туристических регионов и, таким образом, прокладывает путь массовому туризму.

В целом, как уже сказано, отрицательные (как и положительные) явления современного туризма являются следствием общих социокультурных и экономических процессов, происходящих в современном мире. В то же время сторонники критического подхода не снимают ответственностяг за происходящее с самих туристов, а также с тех, кто профессионально занимается туристским бизнесом. С этой точки зрения концепция "гуманизации туризма" предполагает конкретные направления решения. Некоторые из них требуют скорее "гуманизации" сферы досуга в целом и даже политических решений, и не зависят непосредственно от усилий профессионалов: например, иное территориально-временное распределение туристских потоков (отход от ярко выраженной сезонности отпусков и от концентрации туризма в определенных регионах); отказ от туристской монокультуры при туристском освоении регионов; стремление к равновесию интересов всех субъектов туризма (производители турпродукга, туристы, хозяева).


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!