| Библиотека |
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Как уже не раз отмечалось, понимание путешествий как способа развлечения и удовлетворения «праздного любопытства» восходит к культуре досуга "праздного класса". Ей противостояла культура "третьего сословия, во многом связанная с пуританскими религиозными ценностями. В рамках этой культуры досуг в целом был весьма регламентирован и служил своеобразным способом социального контроля. В протестантской (пуританской, кальвинистской, квакерской и т. п.) среде преобладают коллективные или семейные формы досуга: воскресные посещения церкви, семейные или коллективные чтения и обсуждения библии, собрания в кругу единомышленников, "братьев по вере" для занятий богоугодной (филантропической) деятельностью. Ясно, что в пуританской этике буржуа с культом труда, бережливости и религиозного долга не было места развлекательным путешествиям. Для этой культуры характерны полезные формы досуга и, соответственно, путешествий.
В исследованиях по истории туризма в качестве некоего рубежа обычно называется деятельность Томаса Кука, организовавшего в 1841 г. массовую воскресную поездку по железной дороге "с целью прогулки" и тем самым положившего начало организованному туризму. В социокультурном аспекте деятельность Томаса Кука интересна ее связями с "пуританской" культурой полезного досуга. Т. Кук был председателем квакерского общества трезвости и проповедником (Bible-reader). Поездка. вошедшая в историю туризма, была организована не для развлечения, которые, как показал М. Вебер, пуританская культура отвергала, а как совместное проведение досуга единомышленников с целью, говоря языком социологов и психологов, укрепления "групповых ценностей" и "чувства сплоченности группы".
На начальном этапе деятельность агентства Т. Кука направлена именно на организацию посещения промышленных выставок, познавательных экскурсий и групповых поездок для укрепления контактов между религиозно-общественными организациями пуританского толка. Существенную роль в деятельности Т. Кука играли филантропические мотивы. Одно из его оригинальных изобретений - так называемые "экскурсии при свете луны" для рабочих и ремесленников, которые не могли найти свободного времени днем.
Деятельность Т. Кука как бизнесмена представляет собой яркий образец протестантской деловой этики - он неутомимо расширяет свое дело и набор предоставляемых услуг, находя при этом решения которые становятся классическими для туристского бизнеса. Он, по-видимому одним из первых понял возможности, которые открывало развитие относительно безопасного железнодорожного транспорта для массового туризма. Известно его часто цитируемое высказывание: "Мы должны иметь железные дороги дня миллионов". Первым шагом в этим направлении было заключение в 1844 г. постоянного соглашения с железнодорожной компанией Midland Railway Company об оптовых скидках на билеты для туристических групп. С 1847 г Общество Томаса Кука распространяло слециальные билеты на экскурсии в различные города Англии и Европы (с начала 60-х такие услуги предоставлялись и тем. кто путешествовал индивидуально). В 1863 г. организуется первая поездка в Швейцарию. Общество не
ограничивалось лишь заключением договоров с представителями железнодорожных, пароходных компаний и владельцами гостиниц, но предварительно изучало и составляло маршруты поездок, намечало места, где можно остановиться в гостинице, устанавливало, какие достопримечательности в той или иной стране посетят туристы. Общество Томаса Кука организовывало паломничества в Палестину, поездки на курорты (в том числе в Крым и на Кавказ) и познавательные поездки для индивидуальных туристов. Так, знаменитый московский коллекционер заладноевропейской живописи и состоятельный коммерсант С. И. Щукин во время своей поездки в Египет с семьей в 1905 г. воспользовался услугами конторы Кука, через которую был организован специальный караван, сопровождаемый двадцатью турецкими солдатами. Общество Томаса Кука стало, по-видимому, первым туроператором, предлагавшим полный комплекс туристских услуг.
|