пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ



 Библиотека 

Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени

Говоря о массовом туризме, мы имеем в виду не только статистические показатели, но и изменение стереотипа поведения туриста. С ростом масштабов туризма он все больше приобретает черты моды и часто становится не столько средством приобщения к духовным ценностям, сколько престижным способом времяпровождения. С середины 19 в., после окончания эпохи революций и наполеоновских войн, в Европе на ведущие роли выходит "новый класс" - состоятельные буржуа, которые начинают усваивать привычки прежнего "праздного класса". Туризм становится, говоря словами Т. Веблена, одним из видов "демонстративного потребления благ", предоставления очевидных доказательств богатства и власти. В принципе любая культурная традиция по мере ее распространения "вширь" имеет тенденцию становиться модой, когда она усваивается не как точностная ценность, а как внешний образец для подражания, как знак принадлежности к привилегированному слою общества. При этом, как часто бывает при поверхностном, подражательном усвоении тех или иных культурных образцов, их изначальный внутренний смысл утрачивается Как отмечал Г. Веблен, распространение культуры - "это в значительной степени привитие новых вкусов (системы приличий), которые уже приспособлены к образу жизни верхов... Эта новая система внедряется в обрат жизни низших слоев общества. И едва ли можно ожидать, что эта чужеродная система будет подходить к острым жизненным потребностям этих нижних слоев"

Условно говоря, если "руссоисты" и "романтики" начала века при путешествии в Швейцарию. Италию или Германию брали с собой томик Ж.-Ж. Руссо или Байрона, то типичный турист второй половины 19 в. в лучшем случае обходится путеводителем. Этот тип недалекого туриста с толстым бумажником и «бедекером» в кармане становится со второй половины 19 в. одним из излюбленных персонажей писателей-сатириков. Пример тому - путевые заметки Марка Твена, который в 1867 г. совершил путешествие из США в Европу. Палестину и Египет на пароходе «Квакер-Сити» вместе с группой паломников. Свои путевые заметки он позднее издал в виде книги "Простаки за границей" (1869), которая часто упоминается в исследованиях по международному туризму как литературное свидетельство одного из первых трансатлантических круизов. Публика на «Квакер-Сити» - это представители "нового класса": богатые коммерсанты с женами, офицеры на отдыхе, спекулянты, сделавшие состояние на войне северных и южных штатов, священнослужители, которые оправдывали участие в увеселительных поездках паломничеством в Иерусалим. Эти люди, как отмечает современньй исследователь, «ощущая себя тем, чем они были, простаками, скрывали свой провинциализм похвальбой, заносчивостью, мелочной торговлей при покупках.»

Сходные типы туристов - представители "нового класса" встречались и среди русской публики. Новые русские конца 19 века были, как правило, выходцами из купечества и в первом поколении не отличались высокой культурой и образованностью, но быстро усваивали вкусы аристократии. Несоответствие домашних привычек и европейских норм пopoй создавало трагикомические ситуации. Так, в переписке А. П. Чехова, который в 1897 г. провел несколько месяцев на французских курортах, упоминается некая Мария Антоновна Житкова (или Жидкова), "старая толстая купчиха из Москвы": "Она была постоянно недовольна всем и всеми, никуда не ходила, только сидела в саду, на солнышке. Ее привезли в Ниццу знакомые и здесь оставили. Ни на одном языке, кроме русского, она не говорила, очень скучала мечтала о возвращении домой, но одна ехать не решалась..."

В современной социологии для описания таких ситуаций используется понятие культурного шока. Культурный шок может быть вызван противоположностью культур, различием в психологических установках. темпераменте, поведении и т.п. Это может привести к фрустрации (чувство психологического дискомфорта, отягощенное невозможностью изменить вызвавшую его ситуацию), отчуждению, дезориентации и принимает особенно неприятные формы в тех случаях, когда турист не получил достаточной информационной подготовки.

Известный американский социолог Олвин Тофлер сравнивает такой шок с тем, что испытывает новобранец в бою или жертва катастрофы, когда осознает, что все прежние привычные модели поведения в новой ситуации не работают и полностью теряет ориентацию. Разумеется, шок такой силы имеет место в исключительных случаях, но те или иные негативные последствия, связанные с перегрузкой новыми впечатлениями и неспособностью их переработать, совсем нередки. Правда, в наши дни культурный шок - это чаще всего потрясение, которое испытывает турист, встретившись с проявлениями низкого уровня экономики, культуры и цивилизации той или иной страны, проще говоря, с бедностью и нищетой.

Весьма характерны в этом смысле туристские впечатления русского писателя Андрея Белого, который совершил в 1910 - 1911 гг. длительное путешествие на Восток (Сицилия, Тунис, Египет, Палестина). Если И. А. Гончаров видел в готовности местного населения оказать услуги туристам признак прогресса, то Андрей Белый пережил своего рода "культурный шок" от навязчивого сервиса: "Феллахи (так автор называет египтян - А. К.)...некультурны, грязны, жадны до денег; стоит двинуть пальцем, и на тебя с криком кидается стая феллахов...; вещи, например, переносит по крайней мере с десяток совершенно ненужных людей, чтобы отделаться от них, нужно ругаться и чуть ли не драться; турецкие городовые жарят их по спинам кулаками, а им - нипочем...И далее: "Египет чуть ли не самая дорогая страна в мире для туриста; и потом здесь все хищно смотрит на иностранца... дерут ужасно... К этой дороговизне приучили миллионеры англичане и американцы." К счастью, удручающие впечатления от массового туризма не смогли поколебать способности русского писателя к эстетическому восприятию Востока ("Египет переворачивает душу"): "...множество туристов, толпа феллахов-грабителей, чудовищно великолепно-дурацкий отель у подножия пирамид равны нулю; они не способны ни на йоту заглушить "Голос безмолвия", исходящий от Сфинкса..."

В Иерусалиме, наблюдая за поведением паломников и туристов во время празднования пасхи, Андрей Белый пришел к окончательному выводу о пагубном влиянии европейской цивилизации на культуру вообще: "Возвращаюсь в десять раз более русским; как хорош Иерусалим, как хороша Африка и... как Европа гнусна в Африке... Европейцы к святыням Иерусалима относятся... как к объектам синематографа; здесь любой русский мужичок выглядит культурнее желтоштанного паршивца англичанина.» Отрицательное отношение Андрея Белого к европейской цивилизации, которую он называет "цивилизацией гигиенических зубочисток и котелков", отражало представления той части русской интеллигенции того времени, которая в силу разных причин отрицательно относилась к "евроцентризму", но его взгляды на последствия массового туризма для культуры вполне актуальны. Как уже упоминалось, в наши дни целый ряд авторов считают современный международный туризм в его нынешнем виде одной из форм "культурного империализма" и призывают к решительным изменениям в туристской политике.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!