пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТУРИЗМАОГЛАВЛЕНИЕ


 Библиотека 

Традиции путешествий в восточном мире

Поскольку современный туризм концентрируется прежде всего на странах Европы и отчасти на Северной Америке, исследования в области туризма обычно характеризуются евроцентризмом. Тем не менее, контакты христианского и мусульманского мира, о которых уже шла речь, также оказывали влияние на формирование культурных традиций, в том числе традиций путешествий. Кроме того, религиозные паломничества Востока по масштабам превосходят аналогичные явления западного мира. Наряду с Иерусалимом, Римом, Сантъяго-де-Компостелла, Кентербери, Лорето, центрами притяжения как религиозного, так и познавательного туризма были и остаются исламские, буддистские и индуистские святыни Востока: Мекка и Медина, храмы Бенареса, священная река Ганг (Ганга), буддистские храмы и монастыри в Тибете, Индии, Китае, Юго-Восточной Азии и т.п.

В «Ригведе» древнейшем письменном памятнике индо-ариев ( XI-X вв. до н.э.), обитателей Индии, пришедших с северо-запада, в поэтической форме рассказывается, в частности, о священном месте, где сливаются воды рек Ганга и Джамна. Согласно «Ригведе», омовение в пункте слияния этих рек обеспечивает небесное блаженство и что добровольно умершие там обретут бессмертие. Это первое упоминание о Праяге (современный Аллахабад), крупнейшем религиозном центре древнего и современного индуизма, где начиная с 7 в. ежегодно в конце января - начале февраля собираются сотни тысяч паломников, а раз в двенадцать лет (большая Кумбхамела) празднование привлекает миллионы людей и является, по-видимому, самым многолюдным паломничеством в мире.

Во II в. до н.э. сложился Великий шелковый путь из Китая в Средиземноморье, по которому на протяжении тысячелетия двигались не только торговцы, но и миссионеры - буддийские монахи, которые, по свидетельств археологических памятников, посетили Сирию, Египет, Ливию и Грецию.

Заслуживает упоминания путешествие китайского монаха Сюань Цзяна Индию в первой половине 7 в.. за буддийскими сутрами, Его «Записки о странах запада в эпоху великой династии Тан» включают первое описание религиозных праздников в Праяге при стечении почти полумиллиона верующих. Празднование в те времена проводилось раз в пять лет и продолжалось в целом 75 дней. Приносили жертвы и участвовали в обрядах как индуисты, так и буддисты и члены различных религиозных сект.

Из записок Сюань Цзяна мы узнаем, в частности о массовых религиозных самоубийствах, основанных на вере в то, что принявший смерть в священных водах в дни празднования, обретет бессмертие (закон, запрещающий религиозные самоубийства был принят лишь в начале прошлого столетия).

В Средние века в китайской литературе сложился жанр приключенческого романа, в котором в причудливой форме переплетались сведения о реальных путешествиях и фантастические события, связанные с философскими пластами повествования. Записки Сюан Цзяна о его паломничестве в Индию послужили основой для одного из популярнейших романов 16 в. «Путешествие на Запад» У Чанъаня.

Особое значение не только для восточной, но и для европейской культуры имела арабская ученость. Европейское Возрождение многим обязано арабской науке и культуре, накопившей в библиотеках переводы античных авторов, ставших позднее достоянием европейцев. Культурные и научные достижения арабского мира были восприняты просвещенными христианами, главным образом, через Испанию, западную оконечность арабского мира, где библиотеки Толедо, отвоеванного христианами в 1085 г., стали центром притяжения для европейских интеллектуалов, которые в первое время были по преимуществу переводчиками.

Начиная с 8 - 9 в.в. н.э. страны арабского мира переживали период культурного и научного подъема, особенно ощутимого по сравнению с христианской средневековой Европой. При дворе наследников Гаруна аль-Рашида собираются и переводятся наиболее значительные источники географических сведений, о характере которых свидетельствуют их названия: «Книга картины земли» аль-Хорезми, представлявшая собой переработку «Географии» Птолемея с добавлением арабских и иранских материалов; своеобразные путеводители - «Книги путей и государств» (описи маршрутов купцов и паломников, часто с собственными наблюдениями авторов и описаниями разного рода достопримечательностей), «Чудеса стран», «Диковинки Земли» и т.п..

Свидетельства арабских купцов и путешественников 9-10 вв. являются наиболее полным источником сведений о Восточной Европе и Древней Руси, в частности. Например, ибнФадлан, купец, путешествовавший в 921 - 922 гг. в составе посольства из Багдада в Волжскую Булгарию, сообщает ценнейшие подробности о нравах и обычаях славянских и скандинавских купцов, которые он наблюдал на пути «из варяг в греки». Рекордным по протяженности и продолжительности было путешествие ибн Батуты (14 в.): отправившись 20-летним юношей из Танжера (Марокко) в паломничество в Мекку, он совершил путешествие по всему известноагу арабам обитаемому миру. За 24 года странствий он побывал на берегах Тихого океана, в Волжской Булгарии, в Мозамбике, Мавританской Испании. Западной Сахаре, Аравии. В своем ссшнении он, подобно Геродоту, приводит самые разнообразные сведения о странах, которые посетил, увлекательно рассказывает легенды и занимательные истории. Особое место в сочинении занимают рассказы о мусульманских реликвиях и святых местах (Мекка и Медина).

Как и в Европе, вокруг религиозных и торговых центров Востока формируется соответствующая сеть услуг: от торговли реликвиями (например, в Мекке - лоскутами «Кисвы», парчового покрова главной святыни мусульман Кааба) до услуг так называемых «баядер» (индийских храмовых танцовщиц). В мусульманских странах в караван-сараях и вьючным животным предоставляли кров и пищу в течении трех дней за счет казны (об этом сообщает, в частности, Афанасий Никитин в своем «Хождении за три моря»). По истечении этого срока путник должен был или платить, или отправляться далее.

В древнем Китае и в древней Индии существовала хорошо развитая и достаточно благоустроенная сеть дорог (в Китае у дорог размещались чайные домики, где можно было выпить чаю по умеренной цене, а в Индии дороги обсаживали деревьями для защиты путников от солнца). Интересно, что в Китае при прокладке дорог думали о том, как обезопасить путников от злых духов, которые, согласно традиционным китайским представлениям, передвигаются только по прямой линии («зло ходит кратчайшим путем»). Соответственно, дороги были извилисты и пути запутаны - что скорее напоминало средневековую Европу, чем Древний Рим.

В некоторых случаях система услуг была поставлена достаточно современно. Так, в Индии, во время уже упомянутого паломничества в современный Аллахабад, (к месту слияния священных рек), обрядом омовения с давних пор руководят так называемые панды, которым эта должность достается по наследству. В эту организацию входят сотни семей, поделившие всю Индию на округа; наиболее богатые панды посылают своих агентов путешествовать и подыскивать новых клиентов. Каждый новый паломник обязан заключить письменный договор о том, что в следующее посещение будет обращаться исключительно к своему панде, а тот заводит на клиентов подробную документацию. За счет паломников живут также сотни парикмахеров (в наши дни от всего ритуала, который был в древности довольно сложным, осталось три основных момента: купание, бритье и внесение платы).

В 19 в., по словам современного индолога, здесь «проявил себя предприимчивый дух европейцев»: В качестве пропуска в рай... был введен налог на паломничество. Интересно, что меры, принятые английским. правительством (строгий порядок передвижения, предписывающий проходить лишь по определенным улицам и через определенные ворота; выдача документов, удостоверяющих право на омовение; присутствие войск на случай, если толпа попьггается прорваться силой; правила, призванные устранить злоупотребления при взимании налога), органически сливались с традиционным порядком, который светские власти устанавливали уже в Средние века, как мы видели на примере паломничеств христиан в Святую землю.


К началу книги

I. ПРЕДЫСТОРИЯ ТУРИЗМА
Познавательный туризм античности
Путешествия в Римской империи. Курорты и командировки
Туризм Средневековья. Бродяги и паломники
Традиции путешествий в восточном мире
Cредневековые традиции услуг для путешественников в Европе
«Мы» и «они»: путешествия и проблемы межкультурного взаимопонимания
Литература путешествий в истории туризма

II. ТРАДИЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Становление экскурсионно-познавательпого туризма
Культурно-познавательный и эстетически-познавательный туризм
Лечебный и курортный туризм Нового и Новейшего времени
Туризм по политическим мотивам
Образовательный туризм
Начала горного и спортивного рекреационного туризма
Состояние туристских услуг конца 18- начала 19 вв
Культурные традиции «третьего сословия» и туризм
Промышленная революция и туризм. Модернизация туристских услуг
Стереотипы туристского поведения и проблемы межкультурного восприятия новейшего времени
Проблемы рекреационного туризма в индустриальном обществе

III. ВЗАИМОСВЯЗИ ТУРИЗМА И ПОЛИТИКИ В 20 ВЕКЕ
Возникновение и развитие социального и рабочего туризма
Рабочее туристское движение после первой мировой войны
Коллективный туризм в нацистской Германии. Сила через радость
Социальный и рабочий туризм после второй мировой войны
Между революцией и войной: пропагандистские и политические аспекты туризма
Особенности взаимосвязей туризма и политики после второй мировой войны

IV. ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА В РОССИИ
Культурно-исторические традиции путешествий в России
Восприятие Запада в русской традиции путешествий
Традиции рекреационно-познавательного туризма в России
Государственный туризм в Советской России и СССР
Туризм в современном мире








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!