|
Горные лыжи |
Крепления
Связующим звеном между ботинками и лыжами являются крепления. Они прочно удерживают ногу при поворотах, плотно прижимая ботинок к лыже, и своевременно реагируют на критические нагрузки. Если крепления правильно установлены и отрегулированы, они откроются при опасном падении лыжника вперед, назад, вбок или при непредвиденном винтовом вращении ног. В таком случае катание будет безопасным. Именно безопасности сегодня уделяют главное внимание все фирмы-производители и рекомендуют, чтобы покупатели устанавливали их крепления у дилеров. Только так гарантирована точная регулировка и установка по специальному кондуктору. С 2001 года Salomon предложил новую интегрированную систему лыжи-крепления Pilot, в которой крепления установлены на специальные поперечные оси и позволяют отрегулировать их на любой размер ботинка, а также прогибаться лыже в области грузовой площадки.
Отличие спортивных креплений от креплений, предназначенных для менее динамичной езды, в целом состоит в том, что конструкции туристические и экспертные более облегченные и изготовлены из пластмасс и композитных материалов, в спортивных же из-за высоких нагрузок применяется больше надежных металлических деталей.
На современных креплениях высокого класса обязательно имеются платформы, соединяющие головку и пятку, встроенные устройства виброгашения и амортизации. Они необходимы для лучшего контакта ботинка с лыжей, более эффективной передачи усилия от ноги на кант и более быстрой перекантовки. Другая важная функция платформы — поднять широкую часть ботинка над поверхностью лыжи для удобства совершения более крутых поворотов, что необходимо для карвинговой техники. Две основные части любых креплений — это головка и пятка, или передняя и задняя головка. И на той, и на другой части есть шкалы и регулировки, устанавливающие усилия срабатывания. У любительских креплений шкала регулировки ниже, чем у спортивных моделей. Уровень срабатывания крепления выражается в DIN. Это принятый международный стандарт. На детских креплениях шкала обычно имеет диапазон от 0,5 до 4 DIN, на подростковых от 2 до 8 DIN, на креплениях для широкого круга катающихся от 3 до 9 DIN, для экспертов от 4 до 16 DIN, на спортивных от 7 до 24 DIN.
Для точной установки усилия срабатывания креплений имеются специальные таблицы, учитывающие анатомические, физические, технические и возрастные данные каждого лыжника. Основным фактором срабатывания передней головки является диаметр головки большой берцовой кости (тибии), для задника — вес лыжника. Сюда добавляются коррективы по возрасту, полу, уровню катания, размеру ботинка и др.
Для проверки правильности выставленной регулировки необходимо надеть лыжи, развести ноги немного шире плеч, одну лыжу упереть внутренней частью носка в снег и скручивающим движением вовнутрь ноги попытаться освободить ботинок от лыжи. Передняя головка должна освободить ботинок с трудом, но без болевых ощущений. При необходимости скорректируйте данные таблицы в соответствии с проделанным тестом. Задняя головка проверяется резкой подачей всей массы тела вперед. Перед этим надо как следует размяться, чтобы не повредить связки. Не забывайте, что крепления лучше немного не дотянуть и потом подрегулировать в процессе катания, чем установить заведомо большее значение и получить травму.
Чтобы при срабатывании креплений лыжи не устремлялись вниз, существуют специальные удерживатели, или ски-стопы, которые автоматически тормозят лыжу. Они находятся в сложенном состоянии, когда ботинок давит на платформу, и опускаются, когда давление ботинка исчезает. Для катания по целине некоторые эксперты рекомендуют использовать ремешки, пристегивающие лыжу к ноге. В таком случае отстегнувшаяся лыжа не будет потеряна, но это может быть чревато травмами. Чтобы крепления правильно застегивались, перед каждым надеванием лыж необходимо очищать их и подошвы ботинок от снега и льда. Фирмы-производители, выпускающие заслуживающие внимания крепления: Atomic, Look, Marker, Rossignol, Salomon, Tyrolia.
|