| по дигорскому ущелью | тропою легенд | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПО ДИГОРСКОМУ УЩЕЛЬЮ Тропою легенд | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Тропою легендШирокая продольная долина, расположенная за высокой стеной Скалистого хребта,— край старинных горных аулов, где среди каменных замшелых развалин поднимаются высокие сторожевые башни — немые свидетели седой старины. По окрестным холмам лепятся низенькие, совсем вросшие в землю могильники и дзуары — древние святилища. Долина эта, благодаря хорошим климатическим условиям и замечательным пастбищам, всегда была самым населенным и развитым в хозяйственном отношении районом высокогорной Дигории. Сделав маршрут по ней, вы сможете не только познакомиться с ее своеобразной природой и населением, но и как бы заглянуть в глубь веков. Многочисленные, овеянные легендами памятники старины расскажут вам много интересного о тех, кто жил здесь и отстаивал свою независимость. По преданию, эта древняя земля — родина нартов — свободолюбивых, мужественных, честных и добрых богатырей. В представлении каждого осетина нарты — это их славные предки, жившие в какой-то героический период истории осетинского народа. В мужчине-нарте ценились прежде всего три качества: отвага в бою, воздержание в пище и уважение к женщине. Жители селений Мацута, Махческ, Лезгор, Донифарс уверены, что нарты жили именно здесь, на том месте, где сейчас находятся их родные села. В доказательство этому они расскажут вам много интересных легенд, покажут материальные памятники нартов — святилища в честь того или другого героя, нартские нихасы, места погребения нартов. Если не доезжая до Мацуты 1,5 км, сойти с машины и подняться по крутой тропинке метров на 300—350 (по высоте), то можно попасть на обширную холмистую поверхность, покрытую зелеными лугами. Куда ни посмотришь, всюду видны древние, сторожевые башни и полуразрушенные дома небольших горных аулов, вырисовывающиеся темными силуэтами на яркой синеве неба. Они придают ландшафту какое-то своеобразие и невольно приковывают внимание каждого, впервые попавшего сюда человека. Первое на нашем пути селение — Нижний Задалеск, за ним чуть выше — Верхний Задалеск. Раньше в народе это селение считалось священным. Еще и сейчас можно услышать из уст проезжающих: «Пожелай мне счастливого пути, мать Задалеска». В селении до сих пор сохранилось древнее святилище «дзуар» матери Задалеска. По преданию, в нем еще совсем недавно видели мумию погребенной женщины в хорошо сохранившейся одежде и с накосницей в волосах. В песне о матери Задалеска рассказывается о самом трагическом периоде истории осетинского народа — о нашествии татаро-монголов (XIII—XIV вв.), уничтоживших цветущую страну Аланию и истребивших ее народ. В образе матери Задалеска народная память запечатлела женщин-героинь, самоотверженно боровшихся с врагами и сделавших все, чтобы спасти свой народ от полного уничтожения. Осталась на счастье народа женщина одна на свете... Недалеко от Верхнего Задалеска, на высоком южном отроге Скалистого хребта, чернеет башня старинной разрушенной крепости. Ее называют башней Седановых. В народе говорят, что здесь в далеком прошлом жили семь братьев и три сестры Седановы. Когда в ущелье пришел завоеватель — персидский шах со своим войском, крепость Седановых долго и упорно ему не сдавалась. Тогда враг решил взять ее обитателей измором, лишив их доступа к воде. Но сестры Седановы все равно каждый вечер, с наступлением темноты, пробирались из крепости тайком к ручью и приносили братьям воду. И только спустя долгое время, шаху удалось выследить и поймать девушек. Он обещал даровать им жизнь, если они скажут, где находится тайный вход в крепость. Но сестры не предали своих братьев и были убиты. В ту же ночь в ущелье разразилась страшная гроза. Гром грохотал беспрерывно, сверкали молнии, поднялся ураганный ветер. Горы, казалось, сходились и расходились, а земля и небо боролись друг с другом. И вдруг скала, под которой располагался лагерь шаха, рухнула, похоронив под грудой камней все его войско. Наутро следующего дня братья Седоновы нашли и похоронили своих погибших сестер. Над могилой их стоят и сейчас три надгробных камня — «цырта». Место это в народе называют Ихалд, что означает «Разрушенное». На холмах и гребнях хребтов, возвышающихся над селениями, можно увидеть маленькие, сложенные из камней часовенки — это древние святилища, или «дзуары». Нередко для святилищ использовались пещеры и естественные углубления в скалах, где и сейчас еще можно видеть многочисленные рога и черепа различных животных: оленей, туров, косуль, иногда даже зубров. Все это — приношения и дары покровителю диких зверей и охотников Уастырджи. Охотники верили, что успех охоты всецело зависит от почитания Уастырджи. Отправляясь на охоту, обязательно подходили к святилищу помолиться Уастырджи, попросить у него из стада «одного бедного оленя или козла». После удачной охоты благодарили Уастырджи — угощали всех встречных частью добычи, а к святилищу приносили рога и черепа убитых животных. Все эти приношения Уастырджи считались неприкосновенными и поэтому их накапливалось здесь очень много. Побывавший в одной из этих пещер-святилищ (Дигори-изад, недалеко от В. Задалеска) в 1885 году известный путешественник и охотник Н. Я. Динник писал, что он насчитал здесь 19 черепов кавказского зубра и не менее тысячи черепов самок оленей; черепа зубров сильно отличались от всех остальных черепов своей массивностью и необыкновенно широким лбом с короткими толстыми рогами. Многочисленные рассказы о зубрах, о способах охоты на них свидетельствуют о том, что когда-то они были в этих местах «своим зверем». Следы их пребывания здесь сохранились и в названии небольшого ущелья «Домбайтта» («Зубры»), расположенного на левом берегу реки Урух, в пределах ущелья Ахсинта. В Дигории особенно популярны сказания о двух нартских героях — мужественном Сослане и хитроумном Сырдоне. Пройдем от Задалеска по «тропе этих нартов» через селения Ханаз, Нар к Мацуте. Сослан, как говорят в народе, жил в Наре, но любил спускаться в Мацуту, на нартский нихас — общественное собрание, происходившее на ровной площадке овальной формы, обложенной крупными камнями — «креслами». Восседавшие на этих креслах старейшины решали важные жизненные вопросы, рассказывали о славных подвигах. В Мацуте были найдены кресло, треножный стол, седло и миска собаки, которые, по преданию, принадлежали Сослану. Сослан был очень сильным, смелым и отзывчивым нартом, который даже после смерти продолжал помогать людям. Стоило только крикнуть: «Тревога, Сослан!» и он тотчас приходил на помощь. Похоронили Сослана будто бы в Мацуте, где вам и сейчас еще могут показать eгo склеп. В 1880 году профессор В. Миллер нашел в этом склепе скелет «действительно замечательных размеров» Теперь, говорят, Сослан уже не выходит из своего склепа, так как его однажды обманула женщина, которая только из простого любопытства подняла тревогу, чтобы увидеть легендарного нарта Сослана. И до сих пор жители селения Нар почитают склеп Сослана. До недавнего времени они верили, что останки Сослана обладают чудодейственной силой. Поэтому, поклоняясь ему, они всегда просили хорошей погоды и обильного урожая. Радугу в небе нарцы называют луком Сослана. Поднимаясь вверх по ущелью реки Айгамугидон, можно встретить все новые и новые памятники старины. Между Мацутой и Махческом, на левом берегу реки Айгамугидон, расположен холм Астановых. На нем среди развалин бывших укреплений и как бы вросших в землю усыпальниц возвышается башня. Весь этот комплекс полуразрушенных сооружений называется «Астанти федэерттае» — крепость Астановых. Овеянная преданиями и легендами, крепость эта невольно привлекает к себе внимание всех проезжающих мимо нее путников. Одно из преданий говорит, что здесь жили когда-то пять братьев Астановых. Старшего из них убил житель селения Вакац по прозвищу Дигор-Кобан. Однажды Дигор-Кобан возвращался домой ночью в густом тумане и сбился с пути. «Ну, конь мой,— сказал Дигор-Кобан,— отвези меня к тем людям, у кого сегодня самый лучший ужин. Если ими окажутся братья Астановы, то я все равно не поверну обратно. А если испугаюсь, то пусть больше никогда не вернусь в собственный дом!» Стегнул он своего коня три раза... и очутился у ворот крепости Астановых. Слово свое Дигор-Кобан сдержал — постучал кнутовищем в ворота: «Хадзаронта, гость у ворот!» На его стук вышел из ворот младший брат Астановых. Он сразу же узнал Дигор-Кобана и очень обрадовался, что кровник сам пришел к ним. Вернувшись в дом, он сообщил братьям радостную весть. Каждый из них хотел отомстить убийце за брата. Но отец Астановых гневно нахмурил брови и сказал: «Если вы встретите его па дороге — делайте то, что велит обычай. Но в нашем дворе он наш гость. И хотя он убил моего сына, а вашего брата, мы обязаны принять его как гостя. Ты, младший мой сын, помоги спешиться гостю. Посмотрю, мои ли вы сыновья? Если вы нарушите долг гостеприимства, пусть мои заботы о вас не будут вам в пользу». И сыновья подчинились отцу. Ненависть должна была уступить гостеприимству. Астановы приняли Дигор-Кобана, как принимали всякого, кто приходил в их дом. Его угостили, уложили спать, не спросив даже, кто он и зачем приехал, так как это считалось неприличным. Гость сам должен был рассказать хозяевам о себе. Утром подвели Дигор-Кобану оседланного коня, открыли ворота и сказали: «Фандараст! Пусть будет твой путь прямым и пусть бог даст нам возможность встретиться с тобой в удобном месте!» Вернувшись в Вакац, Дигор-Кобан попросил старейших решить вопрос о возможности мириться с кровниками. Семь суббот совещались старейшины и решили, что кровники могут мириться. Но для этого нужно совершить определенный обряд. Так, старики из Вакаца помирили Дигор-Кобана с братьями Астановыми. Одним из замечательных нартских памятников является. Махческий лабиринт. Это гранитный плоский красноватого цвета прямоугольный камень (длиной 1,3 м), на гладкой поверхности которого выгравировано изображение лабиринта. Он был найден в начале 20-х годов текущего столетия в ущелье реки Айгамугидон, недалеко от селения Махческ. Камень лежал у входа в подземный коридор развалин крепости Астановых. Местные жители уверяют, что на нем изображен план дома хитроумного Сырдона, жившего под землей и тщательно скрывавшего вход в свое жилище. Ученые видят в махческом камне с изображением лабиринта аналога критскому изображению лабиринта на монетах и этрусскому — на глиняном кувшине, которые датируются VII в. до н. э. По греческой легенде, критский лабиринт — изображение замысловатого сооружения легендарного архитектора древней Греции Дедала. В настоящее время махческий камень с лабиринтом хранится в Северо-Осетинском краеведческом музее. Путешествуя в долине за Скалистым хребтом, можно услышать еще много интересных легенд и сказаний. Все они рассказывают в поэтической форме о далеком прошлом жившего здесь народа, о его мирной жизни, обычаях и ожесточенной борьбе с захватчиками.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |