| по дигорскому ущелью | Встреча с ледяным сфинксом | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ПО ДИГОРСКОМУ УЩЕЛЬЮ Встреча с ледяным сфинксом | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Встреча с ледяным сфинксомС холодной ночевки на Морене Бартуйского ледника начинается маршрут на перевал Цихварга (3670 м, 2Б). Он расположен между вершинами Цихварга (4138 м) и Цагардор (4122 м) и ведет с ледника Бартуй на ледник Фастаг. Впервые этот перевал пройден в 1972 году группой зеленоградских туристов под руководством В. Медведева. Путь на перевал условно можно разделить на три основных участка: пологая центральная часть ледника Бартуй, некрутой правый рукав ледника и непосредственно перевальный взлет. Движение по центральной части ледника Бартуй не представляет сложности. Выход на ее поверхность подробно описан ранее (стр. 100). Прохождение ледника от конца до его правого рукава занимает немногим более двух часов. Ледник открытый, трещин немного. Правый рукав Бартуйского ледника пологий и только в центральной части разорван двумя небольшими ледопадами. Начинается он из небольшого фирнового плато, расположенного на северном склоне вершины Цихварга. Когда идешь по пологой поверхности правого рукава Бартуйского ледника, то постоянно видишь впереди, высоко на склоне, ледяную скульптуру, напоминающую голову сфинкса. Минуешь трещины, проходишь вдоль склона, а загадочная голова ледяного сфинкса все смотрит на тебя из-под опущенных век. Солнце перемещается по небосклону, и на ледяном лице сфинкса появляется слабая снисходительная улыбка — как будто он удивляется упорству маленьких и слабых фигурок, стремящихся к его подножию! На пути к сфинксу оба ледопада можно обойти, прижимаясь к правому склону ущелья. Правобережная часть ледника разорвана слабее, чем левая. Встречающиеся на участке ледопадов 2—3 значительные трещины проходят по мостам. В верхней части ледника несколько крупных трещин разрывают его правый край, поэтому после обхода верхнего ледопада следует выходить на его верхнее фирновое плато по средней части ледника. Последнее покрыто конусом выноса огромной лавины, образованной глыбами льда и смерзшегося снега. Поверхность его очень неровная, перепады высот в отдельных местах достигают 5—7 м. (Внимание! В этом месте возможны лавины со склона перевала и с вершины Цихварга). Подъем по правому (орографически) притоку с выходом на плато занимает 3—3,5 часа. Левый край ледника очень лавиноопасен! Следует заметить, что после сильного снегопада склон правобережного хребта также лавиноопасен, но из-за большой крутизны его поверхности снег здесь не задерживается и быстро сходит. Предперевальный взлет — это крутой (45—50°) снежно-ледовый склон, заканчивающийся острым ледовым гребнем, в центре которого свисает мощный карниз. Под склоном — большой бергшрунд. Высота ледового сброса достигает в центре 15 м. Склон чрезвычайно лавиноопасен, а под скалами — камнеопасен! Погодные условия в районе перевала Цихварга весьма своеобразны. Вблизи от него находится глубокое понижение перевала Гурдзи-вцег, через которое большую часть лета дуют теплые и влажные ветры из долины Риона. Поэтому перевал часто закрыт облаками, идет снег или крупа, которые налетают, как правило, порывами и длятся не больше часа, после чего наступает затишье. А через полчаса все начинается снова и стихает лишь к утру. Причем, в соседних ущельях в это время может стоять довольно хорошая погода. Так что Цихварга — это самый сырой и ветреный уголок Дигории. При прохождении перевала можно ожидать более или менее хорошую погоду только ранним утром. Эти обстоятельства следует учитывать, составляя график движения. Целесообразно в первый день обработать бергшрунд, а во второй — проходить перевал. Основные сложности перевального взлета сосредоточены на двух участках: переход бергшрунда и выход на скалы. Снежного моста через трещину нет, что заставляет спускаться в трещину и оттуда выбираться на ледовую полку. Траверсом по наклонной полке выходят к тому месту бергшрунда, где можно подняться на склон. Поднимаются по камнепадоопасному ледовому желобу, покрытому несколькими сантиметрами фирна. Движение по нему — на кошках, с попеременной страховкой. Из-за опасности камнепада проходить желоб следует ранним утром. Камни могут сойти со скал вершины Цагардор, а укрытия от них на склоне нет. Поднявшись по желобу, надо выходить из него на склон, чтобы двигаться к скалам. На расстоянии 30— 40 м подъем проходит по плотному фирну, покрытому слоем рыхлого снега и крупы, затем начинается лед. Крутизна склона от 30 до 45°. Страховка через ледоруб очень ненадежна, поэтому нужно налаживать перила на ледовых крючьях. Расстояние от бергшрунда до скал около 100 м. Скалы крутые, сильно разрушенные, плохо держат скальные крючья, но выше путь становится проще. Подниматься следует возле границы ледового склона так, чтобы попасть на удобную осыпную полку. Она почти без набора высоты приводит к седловине, подъем на которую труден и требует осторожности. Перевальный гребень сложен гладкими плитами гранита. Перевалив через него, оказываются на таких же разрушенных скалах. По уступам спускаются с гребня на скальный выступ, находящийся под самой низкой точкой седловины. Выступ достаточно большой — на нем с комфортом умещаются две палатки и есть озерцо талой воды. Ледяной сфинкс затягивается туманом и продолжает загадочно улыбаться, ожидая новых гостей. Восточный склон перевала (в сторону ледника Фас-таг) покрыт льдом и слоем раскисшего снега. По центру его протягивается вниз, на 60—70 м, скальный выход. Расстояние от него до выступа на перевале, где возможна ночевка, составляет одну веревку. Поэтому здесь нужно наладить перильную страховку. Спуск по скалам несложен, можно идти одновременно. (Внимание! Скалы разрушены и возможны камнепады). С обеих сторон скалы окаймляются небольшими ледовыми желобами. По ним течет вода, мокрый снег и скатываются камни. Под правым желобом нередко бывает «мост» через бергшрунд. Спускаясь со скал, необходимо прорубить до края желоба ступени и забить крюк. Лед здесь натечный, однако крюк забить можно. Затем начинается спуск вдоль желоба до трещины, а потом — по «мосту» на другую сторону бергшрунда. От бергшрунда — 20—30 м крутого спуска по плотному фирну. Затем склон выполаживается, а через 50 м встречается второй бергшрунд. Он виден только с 10— 15 м, поэтому необходима осторожность! Мост через него находится ближе к левому краю, проходить его надо с попеременной страховкой. Далее следует идти к центру ледника Фастаг, который в верхней части довольно пологий. Спуск вначале очень простой и легкий, но через 200—300 м начинаются трещины, которые из-за волнообразного рельефа можно заметить только подойдя к ним вплотную. Большинство трещин перешагивается, но некоторые надо обходить. Спуск приводит к зоне трещин, через которую лежит путь на нижнюю часть ледника. Спускающийся к ней справа с вершины Цихварга приток образует большой ледопад. На правом краю основного потока ледника почти нет трещин, но идти надо осторожно, чтобы не попасть в опасную зону под ледопадом притока. Участок открытого льда не превышает 150 м. После того как основные препятствия останутся позади, идут по пути, ведущему на перевал Гурдзи-вцег. Этот путь описан выше. По нему следует идти в направлении к Райской поляне. Время пути от подножия перевального взлета распределяется так: прохождение бергшрунда — 2 часа, движение по склону до скал — 2 часа, выход по скалам на перевал— 1,5 часа. Всего на подъем требуется 5—6 часов при условии, что через бергшрунд навешаны перила. С перевала Цихварга на Райскую поляну можно спуститься за6 часов. Для прохождения перевала необходим полный комплект горно-туристского снаряжения.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |