пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы | «свято-лазаревский храм» | некрополь |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«СВЯТО-ЛАЗАРЕВСКИЙ ХРАМ» • НекропольОГЛАВЛЕНИЕ



 Свято-Лазаревский храм 

Некрополь

Некрополь

Пятигорский Некрополь

Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам...
А. С. Пушкин

Лазаревский храм и некрополь, расположенный вокруг него, неразрывно связаны своим формированием с историей города Пятигорска и его культурой. Замысел открытия некрополя у подножия Машука принадлежит командующему Кавказской линией К. Ф. Сталю, а идея постройки кладбищенской церкви - архиепископу Владикавказской и Моздокской епархии Иеремии.

Пятигорский некрополь - одно из старейших кладбищ на Северном Кавказе. Возникло в первой четверти XIX в. на покатости южного склона Машука, когда начал развиваться курорт у горячих источников. Губернатор края К. Ф. Сталь, предвидя растущее значение молодого курорта, решил сам выбрать территорию для будущего кладбища. Ему особенно понравилось живописное место у склона Машука, с которого открывался вид на город, на цепь Главного Кавказского хребта с Эльбрусом. Историк В. А. Потто писал, что военный губернатор сказал сопровождающему его инженерному офицеру: «Теперь надо, чтобы здесь для начала был погребен кто-нибудь из замечательных лиц. Через несколько дней после этого разговора он внезапно скончался от разрыва сердца и первым лег на пятигорское кладбище». Это случилось 28 июля 1824 г. С тех пор первое погребение К. Ф. Сталя считается датой основания пятигорского кладбища. Его могила представляет собой каменное надгробие в виде саркофага и находится на главной аллее некрополя.

Старое пятигорское кладбище многонациональное. Основная часть захоронений - христианская. На кладбище сформировались и особые участки: католический, протестантский, греческий и армяно-григорианский. Здесь можно увидеть памятники с православным крестом, мусульманским полумесяцем, шестиконечной звездой. Отношение к жизни и смерти, к человеческой личности и ее значение для потомков, постоянно меняющийся мир чувствований и идеалов находят свое отражение в надгробных памятниках некрополя, позволяющих проследить последовательное развитие всех форм надгробия и стилей, господствовавших в разное время в Пятигорске.

На старых захоронениях можно увидеть все типы архитектурных надгробий, всю систему аллегорических символов, эмблем, выражающих быстротекущее время: Смерть, Забвение, Славу - всю совокупность эмоций и этико-философских взглядов, присущих мемориальному культу. За время функционирования некрополя с 1824 по 1957 гг. многие старые захоронения были утеряны. Снесены, разбиты или ограблены памятники начала XIX-XX вв. Особое сожаление вызывают утраты могил В. И. Чилаева, хозяина домика, где жил в 1841 г. М. Ю. Лермонтов, генерала В. Н. Дикого, доктора Конради и Дроздова, арендаторов Пятигорской и Кисловодской рестораций А. П. и П. А. Найтаки, извозчика, привезшего тело М. Ю. Лермонтова с места дуэли И. Чухнина, священника П. М. Александровского, поставщиков машукского камня для строительства лермонтовского сквера братьев Халдояновых. Но к середине XIX в. кладбище сильно разрослось и было решено его огородить. Деньги на строительство дал пятигорский купец первой гильдии Михаил Якунчиков. Ворота на кладбище были поставлены с южной стороны. Прошло более 150 лет, ограда и ворота частично разрушились от времени. В 1998 г. их отреставрировали на средства города.

Недалеко от входа, с левой стороны, хоронили священников. Справа сохранились захоронения семьи Шумовых - почетных граждан города Надгробие сделаны из травертина, но одно надгробие чугунное. Шумовы, в прошлом крепостные крестьяне, в 1855 г. получили отпуск на волю, благодаря трудолюбию и предприимчивости добились успехов, став купцами первой гильдии.

Здесь же часовня над склепом, где погребены Вениамин Александрович Башкиров и его жена.

Он окончил физико-математический факультет Петербургского университета. Был одним из мировых судей г. Москвы, членом Московской городской управы, заведовал московским отделением телеграфного агентства. В 1895 г. в чине генерала назначен правительственным комиссаром на КМВ, с правом директора курорта КМВ. В часовне на одной стене была картина с образом Иисуса Христа.

К концу столетия кладбище было уже заполнено, поэтому дальнейшие погребения шли по старым захоронениям.

На высоком холме, где некогда стояла первая Лазаревская церковь, все захоронения относятся к раннему периоду. Особый интерес к кладбищу вызывается тем, что здесь на пятигорской земле восемь месяцев покоилось тело М. Ю. Лермонтова, похоронены семья Верзилиных - Шан-Гиреев, семья Чилаевых, первые архитекторы города братья Бернардацци, профессор Московской Медико-хирургической академии И. Е. Дядысовский, известные врачи, сделавшие много для развития курорта и отечественной медицины и другие известные люди.

Со временем старое кладбище стало тесным и в 1957 г. Горисполком Пятигорска принял решение о запрещении захоронений на его территории. Вскоре оно пришло в запустение, а на месте первое начального погребения М. Ю. Лермонтова в любое время свежие цветы. Нет, не зарастет тропинка к скромному памятнику, которым отмечено первоначальное захоронение поэта.

Воспоминания современников, архивные документы, старинные печатные источники донесли до нас печальные и трагические события гибели М. Ю. Лермонтова

17 (29) июля 1841 г. Пятигорск хоронил великого поэта. Э. А. Клингенберг, знакомая М. Ю. Лермонтова по Пятигорску, рассказывала: «Похоронили и положили небольшой камень с надписью «Михаил» как временный знак его могилы».

Декабрист, однополчанин поэта Н. И. Лорер, служивший в 1841 г. в Тенгинском пехотном полку, вспоминал о похоронах поэта: «Представители всех полков, в которых Лермонтов волею и неволею служил в продолжении своей короткой жизни, нашлись, чтобы оказать последнюю почесть поэта и товарища. Полковник Безобразов был представителем от Нижегородского драгунского полка, я от Тенгинского пехотного, Тиран от лейб-гусарского и А. Арнольди - от Гродненского гусарского. На плечах наших вынесли мы гроб из дому до уединенной могилы кладбища на покатости Машука. По закону, священник отказывался было сопровождать останки поэта, но деньги сделали свое, и похороны совершены были со всеми обрядами христианина и воина. Печально опустили гроб в могилу, бросили со слезою на глазах горсть земли и все было кончено».

Весной 1842 г. прах поэта по просьбе бабушки Е. А. Арсеньевой был перевезен в Тарханы и погребен 23 апреля в фамильной часовне Арсеньевых. Там же были похоронены дед поэта М. В. Арсеньев, мать - М. М. Лермонтова, а в 1845 г. А. Арсеньева.

Со временем на Пятигорском кладбище затерялись следы могилы поэта, но интерес ко всему, что связано с именем М. Ю. Лермонтова, не ослабевал. Единственным достоверным документальным свидетельством остался рисунок, сделанный летом 1841г. А. И. Арнольди. На рисунке, восточнее лермонтовской могилы видны два больших надгробных памятника, один из которых каменный саркофаг на могиле генерала К. Ф. Сталя, сохранился до наших дней. Спустя 15 лет после гибели М. Ю. Лермонтова в Тифлисской газете «Кавказ» (№ 58) появилась заметка Н. Монаенко «Вести из Пятигорска», в которой он писал: «...Теперь над этой могилой нет ни креста, ни камня, так что отыскать ее довольно трудно, но при помощи здешнего благочинного я посетил эту могилу и горячо усердно помолился за упокой души славного поэта. 10 июля 1856 г.» Эти сведения не упоминались больше ни в одном источнике.

Шли годы. Первым начал поиски первоначального места погребения М. Ю. Лермонтова журналист П. К. Мартьянов. Приехав в 1870 г. в Пятигорск, он встретился со многими, кто знал, где был похоронен поэт. Так поручик Куликовский рассказывал ему, что посетил могилу М. Ю. Лермонтова ранней весной 1842 г. На ней простой, узкий, продолговатый камень с надписью: «Поручик Тенгинского пехотного полка М. Ю. Лермонтов». Родился и умер тогда-то. Камень этот по вырытии праха поэта лежал рядом с могилою, которая оставалась незакопанною. Вдруг пронесся слух, что кто-то хочет взять этот камень, и распорядительное начальство приказало зарыть его в могилу. Через несколько дней по увозе тела Лермонтова из Пятигорска в одну из родительских суббот, я сам видел, камень был сброшен в могилу и стоял в ней торчком, где его после зарыли. Теперь нет никакого следа могилы, немногие старожилы узнают это место по углублении в земле или по соседним могилам, но я уже указать вам не могу», - закончил свой рассказ старый поручик. Ничего нового не узнал П. К. Мартьянов и от владельца домика, где жил в 1841 г. М. Ю. Лермонтов. Со старческим упрямством В. И. Чилаев толковал только одно: «Могу ошибиться!.. Навру! - Ну и что тут хорошего». Обращался журналист и к пятигорскому священнику В. Д. Эрастову, известному своей непрязнью к поэту. «... Место, где была могила, я указать не могу, так как на кладбище, вблизи этого места, поставлен новый храм, и затем всякий признак могилы утратился. Знаю только, добавил он, - что это место не занято храмом, но находится почти что у самой стены церкви». Безрезультатными оказались поиски офицера К. П. Белевича, журналистки Е. С. Некрасовой, побывавшей в Пятигорске в 1887 г. и опубликовавшей очерк «Пятигорск как место его жизни и дуэли. Из путевых заметок» в журнале «Русская старина» в мае 1888 г.

Накануне 60-й годовщины гибели М. Ю. Лермонтова в 1901 г. общественность Пятигорска вновь занялась поисками захоронения поэта, пожелав увековечить памятником это святое место.

Обратились к старожилу В. Николаенкову, который тринадцатилетним мальчиком видел, как разрывами могилу и гроб с останками поэта поместили в свинцовый, стоящий в деревянном футляре. Николаенков рассказал, что он часто бывал на кладбище. «В одно из таких посещений, - говорил он, - нашли камень, служивший, по-видимому, надгробьем. Это была обыкновенная цокольная неотделанная плита, приблизительно в один аршин, на которой было высечено только слово «Лермонтов». Кто-то, может быть солдаты, раскапывавшие могилу, столкнули этот камень с места, и он скатился под гору, где провалялся несколько месяцев и исчез».

Комиссия, занимавшаяся поисками, столкнулась с противоречивыми показаниями современников поэта И это неудивительно. Память человеческая не в силах помнить все детали спустя десятилетия. Да и на кладбище все так изменилось, что ни поручик Куликовский, ни домовладелец В. И. Чилаев и В. Е. Николаенков, ни священник В. Д. Эрастов и дьякон В. Мадритов не смогли точно указать первоначального захоронения. Директор Вод Хвощинский писал в газете «Новое время», что попытки комиссии установить место первоначального погребения великого поэта не привели к положительным результатам. Помогла племянница поэта Евгения Акимовна Шан-Гирей, жившая в Пятигорске в доме, где произошла ссоpa M. Ю. Лермонтова с Н. С. Мартыновым. Со слов своей матери Э. А. Шан-Гирей (Клингенберг) она указала на место рядом со старой кладбищенской церковью, в пределах которой были похоронены ее родители.

В 1903 г. в городе шел сбор пожертвований на скромный памятник, но собранных денег оказалось недостаточно. Обратились за помощью к местному подрядчику Шульцу: «Ты построишь памятник, а мы поместим его в путеводитель и отметим, что построен он твоим иждивением». Польщенный подрядчик к собранным по подписке 130 рублям добавил 600 рублей. Проект памятника составил пятигорский архитектор И. И. Байков. Выполнен он был из мраморной крошки в виде усеченного четырехгранного обелиска. На лицевой стороне небольшой венок, крест и дата, ниже на мраморной доске надпись: «Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова».

Открытие памятника приурочили к традиционному дню памяти поэта - 15 (27) июля 1903 г., но вдруг неожиданно получился скандал, о котором писала газета «Русское Слово»: «Пятигорск, 15 июля. Сегодня предполагалось освящение и открытие памятника М. Ю. Лермонтову на месте его первоначального погребения. Памятник был убран дубовыми ветками и гирляндами. О дне освящения и открытия памятника объявить забыли, на кладбище явилось всего три человека. Открытие не состоялось. Даже панихиды по случаю открытия не было». По этому же поводу вышла заметка в газете «Южный телеграф»: «... Не состоялось открытие памятника М. Ю. Лермонтову, потому что об этом забыли и явились только корреспондент «Русского слова», фельдшерица из Баку и строивший памятник подрядчик Шульц». Думаю, что равнодушные чиновники были во все времена. Они стояли и на пути великих поэтов.

Вначале памятник обнесли деревянной оградой, но она быстро обветшала. Со временем стал рушиться памятник. В 1939 г. отреставрировали обелиск, на каменный цоколь поставили металлическую ограду, сохранившуюся до наших дней.

В период подготовки к лермонтовскому юбилею в 1964 г. на ограде установили мемориальную доску с надписью: «Здесь 17 (29) июля 1841 г. был похоронен великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, убитый на дуэли 15 (27) июля...»

В 1986 г. на месте первоначального погребения поставили новый памятник. Сделан он из машукского камня и полностью повторяет прежний. В 160-ю годовщину гибели поэта здесь была отслужена панихида священником Лазаревского храма.

Стремителен бег времени. И вот уже свыше 160 лет прошло с тех пор, как М. Ю. Лермонтов отдал любимому Пятигорску свое вдохновение, свой гений. Воспетые им примечательные уголки нашего города, суровый и величественный Кавказ, созданные им яркие, пленительные, гордые образы героев предстают перед нами в особом лермонтовском свете.

Нескончаем поток людей к лермонтовским местам Пятигорска, к месту, где поэт был первоначально погребен. Это место священно для всех, кому дорог поэт, кому дорога память о нем, кому удалось почувствовать душу поэта, увидеть своего, единственного, живого Лермонтова.

Рядом с местом первоначального погребения поэта находится фамильный склеп семьи Верзилиных-Шан-Гиреев. Расположен он в подвальной части бывшей кладбигценской церкви во имя Христа Спасителя, воскрешающего Лазаря. Вход в склеп - с южной стороны, в нем два помещения: общий склеп, где по словам троюродной племянницы Лермонтова Е. А. Шан-Гирей, было много погребений, в том числе семьи Ребровых, полковника Чорбы и др.

Семьи Лермонтовых и Шан-Гиреев связаны между собой родственными узами по материнской линии. В начале XIX в. на Горячих Водах поселилась Е. А. Хастатова, родная сестра бабушки поэта. Дочь Хастатовой Мария Акимовна вышла замуж за Павла Петровича Шан-Гирея. В 1825 г. семья Шан-Гиреев переехала в Пензенскую губернию и приобрела небольшое имение Апалиха, близ Тархан. Их старший сын Аким (Иоаким) Павлович воспитывался вместе с Михаилом Юрьевичем в Тарханах, затем в Москве и позже в Петербурге, где учился в артиллерийском училище. Аким Павлович был близким другом Михаила Юрьевича и был посвящен в его творческие замыслы. У него было много рукописей поэта и списков с его произведений. Весной 1842 г. прах Лермонтова был перевезен из Пятигорска в Тарханы для вторичного погребения, туда же были доставлены вещи и рукописи поэта. Е. А. Арсеньева незадолго до этого переехала из Петербурга в Тарханы, и А. П. Шан-Гирей сопровождал ее. Акиму Павловичу пришлось разбирать вещи поэта, от бабушки он получил в дар письменный стол поэта, «книгу хваления и псалтырь на российском языке» с дарственной надписью: «Екиму Павловичу Шан-Гирею. Знаю, что тебе приятна будет эта книга - она принадлежал тому, кого ты любил Читай ее, мой друг. Е. А. 1841 г.» На том же месте Шан-Гирей написал: «Лермонтов. 15 июля 1841 года убит на дуэли».

Рукописи и книги поэта А. П. Шан-Гирей передал в Публичную библиотеку в Петербурге (ныне библиотека имени Салтыкова-Щедрина). В 1851 г. Шан-Гирей женился на падчерице генерала П. С. Верзилина Эмилии Александровне, урожденной Клингенберг, в доме которой произошла ссора Лермонтова с Мартыновым

Аким Павлович был человеком высокообразованным, свободно владел французским языком. Ему мы обязаны воспоминаниями о Лермонтове, написанными в 1860 г. и впервые опубликованными в 1890 г. в журнале «Русское обозрение». А. П. Шан-Гирей просто и искренне поведал нам о своей дружбе с поэтом В мемуарной литературе мы не располагаем другими более достоверными, более полными и более беспристрастными воспоминаниями. Последние годы жизни Аким Павлович занимался мелиорацией в безводных районах Армении. Скончался он 8 декабря 1883 г. в Тифлисе, тело его в цинковом гробу было привезено в Пятигорск и похоронено в этом склепе.

«Гроб поставили в цинковый футляр, запаяли, накрыли черным сукном и повезли его домой. По приезде в Пятигорск, похоронили его в склепе, где похоронена мать М. И. Верзилина, на расстоянии нескольких шагов от того места, где был погребен М. Ю. Лермонтов». (Мемуары Е. А. Шан-Гирей хранятся в фондах Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова.)

В 1978 г. во время реставрации склепа была обнаружена черная мраморная плита с могилы Л. П. Шан-Гирея с надписью: «Иоаким Шан-Гирей, 64 лет, скончался 8 декабря 1883 года».

М. И. Верзилина умерла от рака груди в 1848 г. Вероятно, ее похоронили в отдельном склепе, а потом, когда построили на кладбище Лазаревскую церковь, ее могила оказалась в пределах храма.

В 1891 г. в склепе Верзилиных - Шан-Гиреев была похоронена Э. А. Шан-Гирей. Тепло и про­никновенно рассказывала об Эмилий Алексан­дровне ее дочь Евгения Акимовна Шан-Гирей: «Мою мать все любили и уважали, она была очень отзывчива к чужому горю и старалась помочь бедным, как могла. Вскоре ее выбрали пожизненной Председательницей благотворительного общества».

Эмилия Александровна с дочерью присутствовали в 1884 г. на открытии мемориальной доски на домике, где жил Лермонтов в 1841 г. в Пятигорске. Неоднократно выступала с воспоминаниями о Лермонтове в периодической печати. В 1890 г. сильно простудилась, получила воспаление легких, Перешедшее в чахотку, скончалась 19 июля 1891 г.

Рядом с фамильным склепом Верзилиных - Шан-Гиреев памятник из серого гранита, поставленный в 1987 г. Государственным музеем-заповедником М. Ю. Лермонтова троюродной племяннице Лермонтова Е. А. Шан-Гирей.

Родилась она в Пятигорске в 1856 г. с детства от своих родителей впитала безграничную любовь к Лермонтову и умела заразить этой любовью всех, кто соприкасался с ней. Она присутствовала при встрече ее родителей с профессором П. А. Висковатым, первым биографом Лермонтова, встречалась с иллюстратором поэта М. Зичи. После смерти матери закончила двухгодичные курсы медсестер в Тифлисе. Огромна ее заслуга в том, что она сберегла сохранившиеся в ее семье некоторые вещи Лермонтова и вещи из семьи Верзилинных и передала их в музей. Акиму Павловичу Шан-Гирею и Евгении Акимовне мы обязаны сохранением письменного стола и кресла Лермонтова, которые она передала в музей «Домик Лермонтова» в 1912 г. Часть сохранившихся вещей она передала в Лермонтовский музей при Николаевском кавалерийском училище в Петербурге.

Многие годы Евгения Акимовна выступала с беседами и лекциями в санаториях, в школах, предприятиях города, отвечала на многочисленные письма, принимала ученых, лермонтоведов, помогала в работе музея. В 1940 г. она снялась в фильме «Гибель поэта».

28 июля 1941 г. в Пятигорском городском театре состоялся вечер, посвященный памяти Лермонтова. Он шел под девизом: «Уж постоим мы головою за Родину свою». На этом вечере выступила Е. А. Шан-Гирей. Шли первые страшные дни войны, стихи Лермонтова о Москве, о Родине были созвучны времени, доходили до сердца каждого. Евгения Акимовна прожила 87 лет. Она скончалась 2 октября 1943 г. похоронена рядом со своими родителями, в нескольких шагах от первоначального места погребения Лермонтова, определенного с ее помощью в 1903 г.

На старом пятигорском кладбище сохранилась могила профессора Московской Хирургической академии И. Е. Дядьковского. Личность Дядьковского, широкий круг его интересов, не ограничивавшийся вопросами медицины, его глубокие исторические и археологические знания привлекали к нему самых различных людей. Он сумел создать и распространить такое прогрессивное учение о природе и человеке, которое имело огромное значение для дальнейшего развития научного естествознания в России и, в первую очередь, для научной материалистической медицины.

Его профессорско-педагогическая деятельность продолжалась до 1835 г. Огромная популярность И. Е. Дядьковского объяснялась тем, что на его лекциях студенты получали глубокие знания, чего не было и в помине на других кафедрах: острую критику метафизических теорий и изложение медицины в единственно правильном научно-материалистическом освещении. Все сведения сообщались просто, логично и красноречиво. Иустин Евдокимович обращался со студентами серьёзно, и они без смущения обращались к нему в затруднительных случаях.

В 1830 г. Дядьковский активно включается в борьбу с холерой, которая распространилась на многие губернии России и докатилась до Москвы. На основе опыта борьбы с эпидемией холеры, он пришел к важным теоретическим обобщениям. В «Трактате о холере» из 12 статей объемистого тома три написаны Дядьковским.

Слава Дядьковского как врача-практика была велика У него лечились люди различных социальных кругов - от крестьян до государственных сановников. Среди его почитателей - военные, ученые, поэты, артисты.

И. Е. Дядьковский проявил высокое гражданское мужество, выступив в 1833 г. с речью, обличавшей уродливое воспитание молодежи и направленной в защиту естественных наук. За его атеистическое мировоззрение ему было предложено выйти в отставку.

Здоровье ученого было сильно подорвано, и в 1836 г. Иустин Евдокимович приехал лечиться на Кавказские Минеральные Воды. Но и здесь он не оставил научных занятий. Им были обследованы и даны характеристики минеральных источников.

В 1841 г. он снова едет лечиться в Пятигорск. Здесь работали некоторые из его учеников. Главным врачом пятигорского госпиталя был товарищ И.Е. Дядьковского - Я. Ф. Ребров. К этому периоду жизни Дядьковского относится его встреча с М. Ю. Лермонтовым.

Он посетил знаменитого поэта, но не застал его дома. В этот же день Михаил Юрьевич сам пришел к Дядьковскому.

«Далеко за полночь беседовали поэт и ученый. Лермонтов с особым интересом расспрашивал Дядысовского о родной Москве, о многочисленных знакомых. Кроме того, говорили о Бэконе, о Байроне, об Англии».

«По уходе его, - передает современник, - Иустин Евдокимович много раз повторял: «Что за умница!»»

На другой день Лермонтов пригласил Дядьковского на вечер в дом Верзилиных. Дом наказного атамана Кавказского казачьего войска генерал-майора Верзилина находился по соседству с квартирой Лермонтова. Мы не знаем, с кем встретился Дядысовский в этот вечер у Верзилиных. Из письма Молчанова к Пассеку (другу А. И. Герцена) известно, что Лермонтов читал свои стихи. Они произвели на профессора огромное впечатление» Вернувшись домой, он вновь восхищался поэтом: «Что за человек! Экий умница! А стихи его - музыка, но тоскующая!»

Все это происходило в первых числах июля, а через несколько дней гибель Лермонтова потрясла Дядьковского. Состояние его здоровья ухудшилось, в ночь на 22 июля 1841 года его не стало.

Дядьковского похоронили у подножия Машука, недалеко от могилы Лермонтова. На могилу было положена простая каменная плита с надписью: «Действительный статский советник И. Дядьковский». Великий по простоте памятник великому по простоте человеку положен был товарищем его А. Ф. Ребровым, пятигорским врачом.

И. Е. Дядьковский любил и учил любить Родину. Он внес значительный вклад в историю отечественной медицины. Его жизнь была отдана служению науке и своему народу.

Сохранился до наших дней надгробный памятник братьям Бернардацци, первым строителям Пятигорска.

На памятнике надписи: на одной стороне - «Здесь покоится прах Иосифа Бернардацци, архитектора и топографа, уроженца Швейцарии г. Лугано. Родился в 1788 году, скончался в 05.10.1840 года в Пятигорске». На другой стороне памятника - «Здесь покоится прах Ивана Бернардацци, архитектора, уроженца г. Лугано, родился в 1782 году, скончался в 1842 году в Пятигорске».

Произведения архитекторов Бернардацци носили на себе отпечаток изящного вкуса, прочности и дешевизны исполнения. На устройство и украшение города Пятигорска талантливые зодчие не жалели ни сил, ни здоровья. Родились они в Швейцарии, в г. Лугано, в семье простого каменотеса, учились в Италии, стали мастерами по обработке камня. В 20-е годы XIX в. приехали в Россию сделать себе карьеру. Участвовали в строительстве Исаакиевского собора, сооружали строения в Царском Селе, Петропавловской крепости.

Прибыли на Кавказские Минеральные Воды в 1822 г, по контракту, заключенному в Медицинском департаменте Министерства внутренних дел Пригласил их на строительство курортного города генерал А. П. Ермолов, много сделавший для его устройства.

Покрытые лесами, невысокие горы-лакколиты Машук, Бештау и другие, видневшийся на горизонте Кавказский хребет с Эльбрусом во главе, горячие источники, теплый климат напомнили архитекторам милую их сердцам родину. С отменным усердием до самой смерти они работали для благоустройства Пятигорска. В их рапорте за 1839 г. насчитывается около 150 наименовании работ (с проектами), выполненными ими по государственным заказам.

М. Ю. Лермонтов в повести «Княжна Мери» обессмертил постройки, созданные архитекторами Бернардацци. Эолова арфа, Грот Дианы, Эммануелевский парк, бульвар, Ресторация, Николаевские ванны, Елизаветинский источник с галереей и т. д. По их плану застройки строился и украшался город. Провели они и каменный водопровод пресной воды от Бештау, устроили парк «Цветник». Среди дикой, скалистой местности возник «маленький чистенький городок». Главной магистралью города служила заложенная архитекторами широкая улица с бульваром из лип (ныне проспект им. Кирова). Братья Бернардацци работали в тес­ном содружестве; «Старший владел строительным искусством, техникой дела, младший был блестя­щим проектировпрпсом, художником с изящным вкусом». Работали они и на строительстве Кисло­водска и в других местах Северного Кавказа Строительная комиссия отмечала усердие братьев и высокое качество их работ. За отличные труды и усердие Иосиф Бернардацци в 1828 г. был награжден чином 12 класса и пожалован табакеркой с живописью, украшенный бриллиантами, а через 2 года за составление плана г. Пятигорска и планов для всех каменных зданий награжден чином 10 класса. Работать приходилось много, на износ, так как не хватало рабочих рук, их постоянно торопили, им приходилось самим тесать колонны, класть печи, возводить стены, терпеть высокомерие чиновников, инженерных офицеров. Непосильный труд надорвал силы талантливых архитекторов, они рано умерли.

Кавказский наместник граф М. С. Воронцова писал: «После смерти братьев Бернардацци, оказавших величайшую пользу тому делу, которому они посвятили свой труд, на Водах нет никого, достойного носить имя архитектора, и все, что ни сделано - сделано дурно». В наши дни все, построенное братьями Бернардацци, охраняется законом как памятники архитектуры, имеющие историческую ценность.

Бернардацци оставили о себе добрую память.

На пятигорском кладбище похоронен писатель Эффенди Капиев. Памятник на его могиле работы Джемала из серого травертина опоясан бронзовой лентой кубачинского орнамента. Бронзовый барельеф - Эффенди Капиев в полупрофиль с крупной прядью волос На стеле слова: «Родина, ты одна бессмертна, как мать. Пусть молодость моя откликнется в твоем доме».

Этот памятник на могиле поставило правительство Дагестана. Эффенди Капиев считается основоположником дагестанской литературы, известен читателю как автор книг «Поэт», «Резьба по камню», как переводчик Сулеймана Стальского, собиратель устного народного творчества.

В 19 лет Капиев работал учителем в селе Аксай, был неутомимым искателем, первооткрывателем древних песен дагестанцев, прошагал отчий край вдоль и поперек. Капиев постоянно имел при себе три записные книжки: «Одна для себя, другая для печати, третья на всякий случай...», называя их ловушками мыслей мудрых слов. Где бы он ни находился, он всегда был представителем Дагестана, и свой долг перед ним считал первозначным.

В 30-е годы он жил в Махачкале, работал в газете, часто печатался. «Почему я пишу по-русски?

Потому что русский язык - язык миллионов, а нас, лаков, горсточка. То, о чем я пишу, узнает и мой народ».

О, великий русский язык
Стою перед тобою на коленях.
Усынови и благослови меня, но не как
Приблудного, а как найденного сына.

Э. М. Капиев ушел в армию в 1942 г., несмотря на тяжелую болезнь. Сохранились его военные дневники, написанные честными глазами очевидца. Благодаря жене, Н. В. Капиевой, они были опубликованы через много лет. В 1944 г. во время операции язвы желудка он умер в пятигорской больнице.

Последние годы жизни поэта прошли в Пятигорске. Эффенди Капиев любил поэзию М. Ю. Лермонтова, часто бывал в музее поэта.

В те годы там работала удивительная женщина М. Ф. Николаева, много лет занимавшаяся изучением жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

С юности М. Ф. Николева была связана с деятелями русского революционного движения - Н. К. Крупской, Ф. Э. Дзержинским. Училась на Бестужевских курсах, принимала участие в распространении среди петербургских рабочих нелегальной марксистской литературы, прокламаций, брошюр Ленина. Ей приходилось неоднократно встречаться с вождем революции. Будучи членом нелегальной марксистской организации, М. Ф. Николева подвергалась тюремному заключению, была выслана в Вятскую губернию. Яркой страницей в ее жизни было знакомство с Ф. Э. Дзержинским. Местом поселения для Николевой был город Нолинск, она навещала Дзержинского в тюрьме, называясь его невестой, старалась ему помочь, чем могла. Дружила Николева с академиком Тарле, была близка с семьей Короленко. После ссылки занималась педагогической деятельностью, преподавала литературу и русский язык. Занялась изучением творчества любимого поэта М. Ю. Лермонтова. Во время Великой Отечественной войны она, персональная пенсионерка, была эвакуирована из Ленинграда в Пятигорск, работала в музее «Домик Лермонтова». Она - автор нескольких исследований, обогативших отечественное лермонтоведение. Несмотря на преклонный возраст, Николева до последних дней своей жизни продолжала деятельно и плодотворно работать. Последняя ее книга о Лермонтове вышла в 1956 г. М. Ф. Николева написала ценные воспоминания о Дзержинском и Короленко. Она была человеком исключительной скролшости, большого сердца и светлого ума. Скончалась Маргарита Федоровна на 84 году жизни. Надгробье на ее могиле, что на Лазаревском кладбище, было поставлено при содействии музея «Домик Лермонтова».

Выше, на центральной аллее, находится могила учительницы Анны Цаликовой и ее сестры Юлианы. Памятник выполнен по проекту И. И. Байкова по картине художника Богданова-Бельского. На надгробной Стеле изображена учительница перед классом. Стелу венчает полукруг с крестом. Анна Цаликова, дочь осетинского священника Александра Цаликова Семья Цаликовых была хорошо известна в Пятигорске. Отец - Александр Иванович Цаликов был священником. Бесхитростный и добрый человек, отец Александр любил свою семью и своих прихожан. Он был похоронен рядом с церковью Василия Великого (могила сохранилась).

Сестры Анна и Юлиана были учительницами. Дом Цаликовых был открыт для приезжающих в Пятигорск земляков. Сестры принимали участие в культурно-просветительной жизни Пятигорска Среди посещавших гостеприимный дом Цаликовых первое место принадлежало осетинскому поэту Коста Хетагурову. Он читал свои стихи, здесь разыгрывались его пьесы. О своей привязанности к этой семье он говорит во многих письмах. Однако только к Анне он обращается в своих стихах. В его лирике Анна представляется девушкой, для которой благо народа, его просвещение и свобода превыше всего.

Врачи в жизни города играли большую роль. Эта была самая активная и самая просвещенная группа интеллигенции. На этом кладбище похоронено много врачей, но их могилы сохранились не все.

Недалеко от места первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова похоронены и Лермонтов В. М. (1874-1954), и доктор Маневич Моисей Иосифович (1888—1955), опытный врач-невропатолог, хорошо знающий лечение бальнеологическими факторами. Он 13 лет возглавлял медицинскую службу курорта. Во время войны был консультантом в госпиталях доктор В. А. Друлев (1885—1950) - директор бальнеологического института.

Рядом с Цаликовой похоронен врач Кобылин Василий Александрович. Его надгробие сделано из машукского камня, на котором выбит герб семьи Кобылиных. Кобылин работал одно время в г. Кисловодске, затем главным врачом Управления Кавказских Минеральных Вод. Десять лет он был председателем Русского бальнеологического общества В его доме собирались интереснейшие люди КМВ. За участие в революции 1905 г. его арестовали и почти год он находился в тюрьме. В прессе его называли председателем Пятигорской республики. Скончался доктор Кобылий в 1908 г.

На противоположной стороне аллеи похоронен один из первых бальнеологов, активный общественный деятель доктор Е. А. Ларин (надгробие разрушено).

Выше могилы В. А. Кобылина похоронен доктор П. А. Ржаксинский (1862—1918). Он был первым врачом пятигорской больницы, председателем бальнеологического общества. За политическую неблагонадежность высылался за пределы Терской области. Был другом К. Хетагурова, близко знал Кирова. В доме Ржаксинского Киров бывал, а во время сорокинской авантюры даже скрывался в его частной лечебнице. Умер доктор П. А. Ржаксинский от сыпного тифа, которым заразился в госпитале, где лечил больных красноармейцев.

Напротив места первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова сохранилась могила фотографа Г. И. Раева. Его фотографии были известны всей России. Коллекция Г. И. Раева находится в Историческом музее, есть его работы во многих музеях мира, а также в Государственном музее-заповеднике «Домик Лермонтова», в краеведческом музее г. Пятигорска. Раев принимал участие в междуна­родных выставках. Его фотографии неоднократно награждались медалями. Имя Григория Ивановича Раева вошло в историю отечественной фотографии.

Неподалеку от склепа, где похоронена семья Шан-Гиреев, находится могила врача Александра Егоровича Ризенкампфа. Он окончил Петербургскую Военно-хирургическую академию, работал военным врачом. В юности А. Е. Ризенкампф вместе с Ф. М. Достоевским жил в Петербурге, а потом в Сибири. Когда Достоевский был сослан по делу Петрашевского, Ризенкампф неоднократно помогал ему.

Выйдя в отставку, Ризенкампф много путешествовал по России, собирал коллекции растений, карт, рисунков, описаний мест, в которых он побывал. Круг его интересов был весьма широк. В 1875 г. он приехал в Пятигорск, который ему очень понравился. Зесь он прожил более 20 лет. В свое время, работая врачом, опубликовал «Полный список пятигорской флоры». В этой работе описано 1244 вида растений. Одно время считалось, что он владел рукописями ранних произведений Лермонтова. Памятник на его могиле несохранился.

В ограде Лазаревского храма, с южной стороны, похоронен протоиерей Спасского Собора Василий Дмитриевич Эрастов. Он умер в 1903 г. в возрасте 89 лет. В. Д. Эрастов печально известен тем, что отказался отпевать убитого на дуэли М. Ю. Лермонтова и всю жизнь относился недоброжелательно к поэту и его памяти.

ЧИТАТЬ НА ТЕМУ:

Кладбища Пятигорска
Пятигорский некрополь


БИБЛИОТЕКА

Введение
Предисловие
История строительства Свято-Лазаревского храма
Второе рождение храма Христа Спасителя, воскрешающего Лазаря
Пояснительная записка к Проекту на перестройку каменной кладбищенской церкви во Имя Воскрешения Лазаря на городском кладбище в Пятигорске
Внутреннее убранство храма
Служители церкви
Лазаревский храм сегодня
Некрополь
Воинский мемориал
План-схема Пятигорского некрополя

ИСТОРИЯ ЕГО ХРАМА В ЛАРНАКЕ
Предисловие
Святой Лазарь. История храма в его месть в Ларнаке










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!