пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы | «свято-лазаревский храм» | святой лазарь. история храма в его честь в ларнаке | |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «СВЯТО-ЛАЗАРЕВСКИЙ ХРАМ» Святой Лазарь. История храма в его честь в Ларнаке | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Святой Лазарь. История храма в его честь в ЛарнакеХрам святого Лазаря в Ларнаке Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км. к востоку от Иерусалима. Он известен как «друг Христов», который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11, 11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: «Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря» (Иоанн 11, 5). Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осужден к распятию «За жизнь мира» (Иоанн 5, 51)), две сестры Лазаря Марфа и Мария встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: «Господи! Вот кого Ты любишь, болен». И наш Господь, который провозгласил, что «эта болезнь не к смерти», но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий (Иоанн 11,4), отложил на два дня свое отбытие в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря «Восскорбленный духом» Он стоял перед гробол и, будучи Повелителем жизни и смерти, воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе еж! четыре дня и уже смердел» (Иоанн 11,1-44). Позже Лазарь был вынужден покинуть Родину и искать приюта в Китионе, так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор. «Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровал в Иисуса» (Иоанн 12,10-1 1). Наиболее вероятным временем, когда Лазарх покинул Родину, считается 33 год н. э., а точнее период преследований, которые вспыхнули после убиения Стефана камнями, когда христиане Иудеи «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии» (Деяния 11,19). Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет, а после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н. э. в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава встретили его здесь во время своего прибытия в 45 г. и рукоположили его в сан епископа Китайского; 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45-63 гг. н. а). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь (см. «Против ересей» Святого Епифания Констанцского, стр. 4). Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китийского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей, не могло быть легким из-за враждебных сил (двух соперников), с одной стороны, язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время, и, с другой стороны, фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу. Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них в течение тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок, увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: «Глина крадет глину». Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Состояние душ умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения.) Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить ее. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро. Наконец, еще об одном предании стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией. В соответствии с этим преданием, Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому послал он в Святую Землю корабль, чтобы привезти ее на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками. Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и ее спутники, подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко в Эгейское море, в Грецию к берегам Святой Горы Афонской. Там Она проповедью Евангелия обращала язычников ко Христу. И умоляла Своего Сына о благословении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут подвизаться «добрым подвигом веры» (I Тим. 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. На обратном пути Дева Мария доплыла до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский омофор, связанный ее руками. Благословив церковь Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю. Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китийского широко распространилось по всему миру, достигло, в том числе, и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная «Святому Лазарю, епископу Китайскому». В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день Святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик, представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем «лазарос». Во время процессии дети пели популярную песню Лазареву. В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскрешение Лазаря изображалось в церемонии. И священники, и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропари о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет. Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен До первых лет двадцатого столетия храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую Землю. Кроме того, множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614-1626 гг., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме. Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972 г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы мощей Святого. Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле, в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона отдали все мощи, не оставив себе хоть небольшую частичку Святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем, и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись, выполненную греческими заглавными буквами ФIЛIOY, что означает «Друг» в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с основной частью мощей. Событие перенесения Святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие Святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи, он описывает процессию, организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в Великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI, кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм в честь того же Святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. крестоносцы среди других сокровищ, которые они увезли на Запад, похитили и мощи Святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм Святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! храм излучает духовность, намоленность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный образец резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры Святых, украшающие его, полные «мира Божия, который превыше всякого ума». Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его, «сияющими звездами», истинной картиной «собора., первенцев, написанных на небесах» (Бвр. 12, 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире. Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов. Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола храма за купола мечети, прислонил колени и молился. Впоследствии, он приказал «укоротить» купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна. Однако в 1734 г., когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены. К концу Франкского периода (1191-1571), а по другому мнению, около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китийского Макариоса) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма. В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам, стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX в. все колокольни были запрещены завоевателями, так же, как и колокольный звон в христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. церковь же Святого Лазаря в Ларнаке пользовалась колоколами задолго до 1856 г., и турки не препятствовали этому. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192—1570) церковь Святою Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней (см. например, OL Dapper, «NauKeurige», Amsterdam, 1866 г.). Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в итальянском стиле. Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. Из-за этого немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям византийской церковной архитектуры, (см. «О впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г.» в «Excerpta Cypria»). Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по-видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: «В городе Салинес (так Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю, ее архитектура такова, что могу сказать, никогда я не видел ничего подобного». Упоминаемый выше Пьетро Делла Балле (1614-1626) описывает церковь как «старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле». Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же, как и иконостас Михаило-Архангельского храма «Трипетис» выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре, в 1793-1797 гг. иконостас был покрыт золотом, и иконы были написаны иконописцем Хаджи-Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера, располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (Распятия), они включают и символическое изображение «пеликана» у пьедестала Креста Остальные - маленькие циклические иконы, 16 из них расположены в среднем ярусе и две - на верху иконостаса. Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), так же, как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г. В храме хранятся некоторые драгоценные византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе. Одна из них изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному византийскому стилю и изображает Воскрешение Святого Лазаря. 4 больших иконы расположены на стендах, украшающих четыре контрфорса центрального свода. Первая - русская посеребренная икона Девы Марии, затем икона Воскрешения Лазаря, икона Святош Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрфорсах центрального свода. Вероятно, эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности в районе Ларнаки и, особенно, в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень небольшая. Окрестности церкви Святого Лазаря к юго-западу от храма до соленого озера представляли собой огромную болотистую местность, известную под названием «Свято Лазарево Озеро». В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем, и город был ограничен пределами Ларнаки. Храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско-католический) монастырь; какое-то время монастырь находился в ведении армянских римско-католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г., они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен православной церкви за 3 ООО серебром. В то же время римско-католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины), в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе, храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767-1810) и Епископа Китийского Мелитиоса I (1776-1797), так как латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»). А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю, сохраняется до сих пор маленький латинский алтарь как напоминание о присутствии римско-католиков в минувшие дни. На заре XVI-XVII вв., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город около старой Ларнаки, церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX в. церковь называется во всех документах того Времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм (прежде около двадцати), служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам. В северо-западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры. Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы, расположенные приблизительно в миле друг от друга, в средние века были построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко-венецианской оккупации (1192—1570) городом был Ларнака, известный европейцам по имени «Салинес» - город Соленого Озера, тогда, как «Скала», известная европейцам под именем Марина, состоял из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта и разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течение почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени - Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и другие основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалась европейская культура из-за проживания сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течение турецкой оккупации город Скала-Ларнака был единственным «окном» Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства. Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город доминировал в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу. Храм Святого Лазаря настолько тесно связан с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течение двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки. Историк И. Кириазис в книге «Город Ларнака в свете исторических документов» говорит: «Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря, несомненно, предоставлено особое место», и дальше, «немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность, какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся, храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов. Управление храмом было в руках комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации церковный комитет считали комитетом всей общины города Скалы; горожане его очень уважали Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание. Уникальной была роль храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX в. в Скале-Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей. Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью. Ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня. В течение турецкой оккупации и первых десятилетий британской администрации церковь играла также замечательную роль в области филантропии и социального обеспечения потому, что «Государство» того времени не предоставляло таких учреждений. Наконец, надо отметить, что, когда президентом церковного комитета в 1922-1924 гг. и 1927-1928 гг. был историк доктор Кириазис, был создан «Музей церкви Святого Лазаря», который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо, это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого, во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали к туркам в руки и исчезли. Мелодичный звон колоколов храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан. Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в день Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня. В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к Святым местам, и вновь переживают «Божественную драму и чудесные моменты перед Воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного друга Христова». Такова история храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной Византийской церкви, которой более тысячи лет.
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |