пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы | «свято-лазаревский храм» | пояснительная записка к проекту на перестройку каменной кладбищенской церкви во имя воскрешения лазаря на городском кладбище в пятигорске |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«СВЯТО-ЛАЗАРЕВСКИЙ ХРАМ» • Пояснительная записка к Проекту на перестройку каменной кладбищенской церквиОГЛАВЛЕНИЕ



 Свято-Лазаревский храм 

Пояснительная записка к Проекту на перестройку каменной кладбищенской церкви во Имя Воскрешения Лазаря на городском кладбище в Пятигорске

«...Прилагаемый проект в точности снят с натуры со старой церкви с некоторыми изменениями, а именно, вместо шапкообразного купола проектирован лукообразный и вместо деревянных сводов проектированы каменные; избранное место для постройки церкви значится ниже подошвы Машука и существующей церкви, по исследованию грунта буравом оказалось: на глубине первого аршина чернозем, на 2-м, 3-м мелкий щебень, а на 5-м аршине оказалась темносероватая сухая, твердая глина, вовсе не поддававшаяся бураву, на котором и предложено основать храм; поверхность сказанного места имеет покатость с востока к западу 3 аршина, а с севера к югу - 1 аршин.

Фундаменты: забутка фундаментов из крупных каменных плит на известковом растворе, под ватерпас правильными рядами, толщина бута под наружными стенами 2 аршина 6 вершков, под пилонами - 3 аршина, под колоннами сплошною стеною - 1 аршин, глубина фундаментов на востоке - 7 аршин, на севере 6 аршин, на юге - 5 аршин 14 вершков, на западе - 4 аршина, средняя глубина - 6 аршин.

Цоколь из тесаного штучного камня толщиной 2 аршина, высотою от 1 до 4 аршин, скрепить углы скобами.

Стены толщиною 1 аршин, высота - 9 аршин, от цоколя до крыши; пилоны толщиною 2 аршина 2 вершка, высотою до подпружных арок - 7 аршин 2 вершка; наружные колонны в диаметре около база 1 аршин, а около капители - 14 вершков. Весь материал от разборки старой церкви. Своды в боковых частях церкви, в алтаре в барабане кирпичные, толщиною в один кирпич, в барабане в пятах 1.1/2, в замке 1 кирпич. Связи по наружным стенам выше оконных перемычек, внутри крест на кресте чрез верхней точки подпрркных арок; в двух местах в барабане: одну в основании, другую выше оконных перемычек из полосного железа шириною три, толщиною 5/8 дюйм. Барабан - восьмигранный из жжен­ного кирпича диаметром 6 аршин, высотою 6.1/4 аршин, толщина стен 1 аршин, основан на 4-х пилонах, на них подпружныя арки, пространство между арками заполнено треугольными парусами, а на парусах и на верхних точках подпружных арок упирается барабан; а над ними купол, состоящий из 16 стропил, каждая из двух досок толщиною 1.1/4 вершка, сколоченных на ребро, вырубленные в шпалы, прикрепленные в стены железными хомутами, а опалубка стропил сплошная из шалевок. Крыша из кровельного листового железа как на церкви, так и на куполе. Пол из тесаных плит, толщиною в 2 вершка, от разборки церкви.

Штукатурка стены и своды внутри, барабаны с обеих сторон. В западной части церкви в цоколе под сводом и каменным полом помещение для сторожа. Крыльца каменные с трех сторон юга, запада и севера на сплошных самостоятельных фундаментах, не касаясь фундамента церкви».

И. Д. Городского архитектора В. Графф

Работая над чертежами и расчетами, архитектор четко и ясно изложил в пояснительной записке все изменения, которые он внес в проект нового храма.

Представленные документы позволяют сделать вывод, что первая церковь, построенная на Пятигорском кладбище, проектировалась по образу Ставропольской кладбищенской церкви Пятигорским городским архитектором Устиновым, а второй храм был построен на основе первого по плану и расчету архитектором В. В. Граффом.

Строительство шло медленно. Год за годом поднимали фундамент, стены, высокую центральную башню, колокольню. Не хватало денег, строительного материала. Из протокола заседания попечительского совета по постройке кладбищенской церкви от 1902 г. известно, что городской архитектор Э. Б. Ходжаев доложил: имеется всего 28 тысяч кирпича, а для окончательной достройки церкви с колокольней необходимо 75 тысяч, не хватало и других материалов. И тогда собрание постановило обратиться в Пятигорскую Думу, чтобы позаимствовать из городского запасного капитала 4 тысячи рублей на постройку храма с тем, чтобы потом в течение 8 лет вернуть казне деньги. Нужная сумма была получена и работа пошла успешнее. В мае главный купол, а также и колокольня, были окончательно отстроены, покрыты железом и окрашены. Внутри церкви шли отделочные работы, которые должны были завершиться к октябрю. Епископу Владикавказскому и Моздокскому Владимиру представили на утверждение проект иконостаса - дубовый с позолотой - и список икон в чеканно-золотом фоне. Имеющиеся для этой цели в церкви 25 тысяч рублей были недостаточны, так как цена иконостаса составляла 35 тысяч рублей. Комитет обязался изыскать недостающую сумму. Уже 9 октября 1902 г. был принят от мастера и установлен иконостас, на котором до сегодняшних дней сохранилась металлическая пластинка с надписью: «Исполнено в придворной художественной мастерской». Фамилия мастера стерлась, а далее указан адрес: «Москва, 1-я Мещанская улица, собственный дом». Приобрели церковную утварь, но заказанные для куполов кресты и медные колокола еще не были получены.

Новый храм по своей архитектуре стал характерным представителем так называемого «русского стиля», родившегося в конце века в противовес «русско-византийскому». «Русский стиль» как бы возрождал самобытную народную архитектуру, образ которой искали в зодчестве до петровской Руси.

Осенью 1902 г, строительство завершилось, о чем доложено во Владикавказ Епископу Владимиру:

«Полагая при сем рапорт настоятеля Пятигорского Спасского Собора от 10 октября 1902 г. за № 462, честь имею донести Вашему Преосвященству, что Пятигорская кладбищенская церковь и все потребные к освящению ее на 20 число сего октября приготовлено...».

1902 года, октября, 11 дня Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря покорнейший благочинный священник Алексей Никольский

На рапорте резолюция Епископа Владимира: «Освящение церкви назначить на 20 сего октября. Антиминс возьмет Священник О. Ц. Обновленский, который будет сопутствовать с ним. Освидетельствовать церковное здание может и местный городской техник».

Владимир

Епископ Владимир не мог пропустить такое знаменательное событие, как окончание строительства нового храма и «18 октября Его Преосвященство изволилъ от­быть изъ гор. Владикавказа для освящения кладбищенской церкви въ г. Пятигорске и для обозрения некоторых церквей епархии. Въ тотъ же день, съ вечернимъ поездомъ прибывъ въ Пятигорскъ, Владыка изволилъ принимать представлявшихся ему духовныхъ и светскихъ лиц, а следующий день посвятилъ на обозрение школъ г. Пятигорска Вечеромъ 19 октября Его Преосвященство торжественно совершило всенощное бдение въ предназначенном къ освящению кладбищенском храме. На следующий день Владыка въ сослужении настоятеля собора протоиерея М. Закхеева, ключаря Кафедрального Собора П. Обновленского и Священников собора о. Жукова и Покровского изволилъ совершить освящение кладбищенской церкви, а после онаго и божественную литургию въ освященномъ храме. По окончании литургии совершена панихида по въ Бозе почившемъ Государе Императоре Александре III. На освящении храма и панихиде присутствовали: г. Начальникъ Терской области, Атаманъ Пятигорского отдела, Пятигорский городской голова и др. административныя лица. Предъ панихидою Владыка произнесъ весьма прочувственное слово, посвященное памяти почившаго Государя; въ слове раскрыто и весьма важное значение освященнаго храма, построенного на месте упокоения православныхъ жителей Пятигорска/Богослужение окончилось въ два часа дня».

Владикавказские Епархиальные ведомости, №21, 1902, с. 408

Выстроенная по чертежам архитектора В. Граффа Лазаревская церковь была построена в форме вытянутого креста за счет того, что северный и южный пределы короче западного. Объемно-пространственное решение церкви относит ее к типу шатровых храмов, характерной особенностью которых является высокая центральная башня, увенчанная шатром с маленьким куполом. Шатер стоит на восьмиугольном барабане и покоится на прямоугольном объеме с четырьмя массивными углами. Главный вход украшен массивным порталом и полуколоннами, высеченными из Машукского камня, и имеет форму типичную для русский церквей XVII в. Вход оформлен в виде большого проема арочного очертания, обрамленного порталом сложной формы. Портал представляет арку, опирающуюся на колонны, напоминающие по форме балясины. Барабан церкви членится по высоте на две части. Нижняя декорирована скупо, только нишами, что придает храму ощущение массивности. Верхняя часть барабана несет сложный, насыщенный деталями декор. Такое архитектурное решение придает верхней части впечатление большей легкости, чем у нижней. Цоколь храма имеет фигурную кладку; такая же кладка и у кирпичных стен, в которых прорезаны по образцу старинных оконные проемы; подобные проемы находятся в восьмигранном барабане церкви. Все это способствует обилию дневного света в храме, создает приподнятое настроение у прихожан. Лазаревская церковь небольшая, имела один престол. Вначале в ее функции входили церемонии, связанные с погребением, но со временем храм стал городским.

Вместе с тем Лазаревский храм является памятником архитектуры. Это уникальный на Северном Кавказе и юге нашей страны шатровый храм. Его гармоничные архитектурные формы ласкают взор, обращают на себя внимание стройным художественным силуэтом, так прекрасно выделяющимся на фоне зеленого Машука и голубого неба, храм это не только культовое здание, это и памятник культуры, отражающий русское церковное зодчество в начале XX в.


БИБЛИОТЕКА

Введение
Предисловие
История строительства Свято-Лазаревского храма
Второе рождение храма Христа Спасителя, воскрешающего Лазаря
Пояснительная записка к Проекту на перестройку каменной кладбищенской церкви во Имя Воскрешения Лазаря на городском кладбище в Пятигорске
Внутреннее убранство храма
Служители церкви
Лазаревский храм сегодня
Некрополь
Воинский мемориал
План-схема Пятигорского некрополя

ИСТОРИЯ ЕГО ХРАМА В ЛАРНАКЕ
Предисловие
Святой Лазарь. История храма в его месть в Ларнаке










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!