пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | кавминводы | «свято-лазаревский храм» | внутреннее убранство храма |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«СВЯТО-ЛАЗАРЕВСКИЙ ХРАМ» • Внутреннее убранство храмаОГЛАВЛЕНИЕ



 Свято-Лазаревский храм 

Внутреннее убранство храма

Внутреннее устройство Лазаревского храма, как и всех других храмов с древних времен, остается неизменным и разделяется на 3 части: притвор, средний храм и алтарь. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор площадка, называемая папертью.

Войдя в храм, человек чувствует необыкновенное состояние, не похожее на обыденное. Это, прежде всего, праздник души, успокоение, надежда, вера в успех и спасение. Господь наш Иисус Христос, пришедший на землю спасения нашего ради, основал церковь, где невидимо присутствует и поныне. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», — говорит нам Спаситель. Пища духовная так же необходима душе человека, как пища телесная для поддержания сил. А где же христианин услышит слово Божие, как не в храме, там, где сам Господь невидимо наставляет собравшихся во Имя Его?

Чье учение проповедуется в церкви? Учение Пророков и Апостолов, говоривших по внушению Духа Святого, учение Самого Спасителя, который есть истинная Мудрость, истинная Жизнь, истинный Путь, истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир. Храм Божий по своему внешнему и внутреннему виду отличается от прочих зданий. Прекрасные в чеканно золотом фоне иконы, хоругви, сотни горящих свечей, свет, льющийся сверху купола, освещают одухотворенные лица. Благолепие храма, чтение псалмов и молитв, пение хора, аромат ладана создают особое настроение. Декор внутреннего убранства Лазаревского храма мягкий, успокаивающий, создающий благую атмосферу для верующего человека. Настенной росписи немного. В притворе по обеим сторонам Архангелы: справа - Михаил, слева - Гавриил. В напольных резных позолоченных киотах (лицом к алтарю, южная сторона) - Божия Матерь «Взыскание Погибших» (в 1999 г. пожертвована), распятие с предстоящими, икона Божией Матери «Скоропослушница», прекрасного письма и отделки (навесная), икона Божией Матери «Каирская», привезенная из Египта в 1994 г. (пожертвована прихожанками Татьяной и Ларисой), икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

В нише, примыкающей к южной стороне, в 1999 г. устроен придел в честь святителя Игнатия (Брянчанинова). Он был третьим Епископом Кавказским и Черноморским, управлял своей паствой сначала 1858 г. до осени 1861 г.

В центре иконостаса Царские Врата (копия взята с главного иконостаса). За неимением достаточного места для традиционного расположения икон изменен порядок. По бокам Царских Врат поместились только по одной иконе: слева - Архангела Гавриила, справа - Святителя Игнатия, над Царскими Вратами - «Тайная Вечеря», по бокам слева - изображение Божией Матери с Младенцем, справа - Спасителя, вверху в центре - «Воскресение Христово». Придел освящен Высокопреосвященнейшим Митрополитом Гедеоном 6 мая 2000 г. при большом стечении народа, администрации города и духовенства.

Правую сторону завершают иконы в киотах, отделяющие нижний клирос от храма: иконы «Воскрешение Лазаря», «Воскресение Христово» и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (2-я). Об этой иконе сохранилось предание: Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта М. Ю. Лермонтова, после его трагической гибели в 1841 г. в Пятигорске прислала в Скорбященскую церковь икону «Всех Скорбящих Радость». Позже икону передали в Спасский Собор. Сейчас она находится в Лазаревском храме (Спасский Собор был взорван в 1935 г.). Само название говорит о горячей Вере православных людей в помощь и заступничество Царицы Небесной, и едва ли найдется в России храм, где не было хотя бы небольшой иконы «Всех Скорбящих Радость». Северная сторона храма уставлена иконами в киотах: Преподобный Серафим Саровский, семейная икона, на которой изображены Ангелы и Святые, икона Божией Матери в рост, типа «Иверской», Святой Великомученик Георгий, Святитель Николай, икона Божией Матери «Моздокская», Благовещение Пресвятой Богородицы, Нерукотворенный Образ Спаса, Святитель Николай и праведная Анна (семейная). В нише по линии восточной стены напольное в натуральную величину Распятие Спасителя, по линии нижнего клироса по левую сторону амвона иконы в киотах, по направлению к северу - Преображение Спасителя, икона Божией Матери, весьма чтимая «Иверская» и Великомученика Пантелеймона.

Второй ярус икон - настенная живопись. Она расположена в следующем порядке: южная сторона - «Преображение Господне», Пророк Иоанн Креститель, Преподобный Антоний Печерский, святая равноапостольная Нина - просветительница Грузии, равноапостольный Великий князь Владимир - Креститель Руси. Южная сторона по восточной линии: вверху - «Рождество Христово», внизу в нише изображение Святой Троицы (ветхозаветной) на арке Алтарной, на столпах Пророк Моисей, равноапостольный Мефодий, Святитель Василий Великий.

На северной стороне по восточной линии: вверху «Вход Господень в Ируесалим», в нише «Крещение Господне», на Алтарной арке на столпе - Пророк Илия, Равноапостольный Кирилл, Святитель Иоанн Златоуст. Купол храма расписан в голубых тонах, в облаках Сам Бог - Отец. Кроме того, стены храма увешаны большим количеством разнообразных и разномерных икон. Иконы составляют главное богатство храма, и их почитание - это один из догматов христианской веры. Алтарь - святая святых храма, устроен в со­ответствии с православной традицией. В центре - Престол. Он освящается особым чином Правящим Епископом или на то благословенным священником.

Лазаревский храм был освящен 20 октября 1902 г. Архиепископом Владикавказским и Моздокским Владимиром.

На Престоле (это особо устроенный стол) в обязательном порядке должен находиться Антиминс. Это особый Священный Плат, имеющий благословение Патриарха Всероссийского и освященный Правящим Архиереем. На этом Плате изображено Положение Христа во гроб. С обратной стороны у него имеется особый кармашек, куда зашиты Святые Мощи какого-нибудь святого. Он имеет надпись Правящего Архиерея, которая говорит в каком году и к какому храму этот Антиминс приписан и благословен при совершении богослужения. Раскрывается, разворачивается он только при служении Литургии. При других богослужениях он сложен особым образом и лежит под Евангелием. Оно также является неотъемлемой принадлежностью Престола и символически обозначает присутствие Самого Царя Господа Иисуса Христа, Спасителя человечества. Слева от Престола - Жертвенник. На нем приготовляется вещество для совершения Литургии. Это Евхаристическая жертва в воспоминание пришествия и жизни на земле, смерти, погребения, воскресения и вознесения на небо Господа Иисуса Христаэ

Место за Престолом с восточной стороны называется Горним Местом Там помещена икона Спасителя, сидящего на Царском Троне, а справа и слева от нее помещаются иконы Божией Матери (с правой руки Спасителя) и Пророк Иоанн Предтеча (слева).

Алтарь отделен от интерьера храма перегородкой, которая называется иконостас Он представляет собой деревянную перегородку, на которой по особому чину помещены иконы.

В центре - «Царские Врата. Они символизируют собой вход в Небо, где находится Царь Славы Господь. Этими же Вратами Он сходит к людям в Таинстве Тела и Крови, то есть в Литургии. В центре самих Царских Врат Дева Мария и Благовествующий Ей о том, что она будет Матерью Спасителя, Архангел Гавриил. Таким образом выражается та Истина, что Дева Мария явилась дверью, через которую вошел в мир Господь Спаситель. Дело спа­сения описали и пронесли через весь мир Апостолы-Евангелисты. Их четверо, они изображены на Царских Вратах в таком порядке: вверху слева Святой Апостол и Евангелист Иоанн Богослов, справа Святой Апостол и Евангелист Матфей, внизу слева Апостол и Евангелист Лука, справа Апостол и Евангелист Марк, верх Царских Врат венчает Крест - символ Божественной Любви, низведшей Сына Божия на крестные страдания «нас ради и нашего спасения».

От Царских Врат слева Образ Божией Матери с Младенцем, затем следует образ Архистратига Михаила. Он помещен на северных входных дверях и этим своим расположением выражает ту истину, что Вход в Небо охраняется воинством Ангельским. Справа от Царских Врат помещается икона Спасителя, а далее, на южных входных дверях, храмовая икона «Воскрешение Лазаря».

Второй ряд иконостаса: в центре над Царскими Вратами икона «Тайная Вечеря». Она напоминает о прощальной вечери Иисуса Христа со своими учениками, на которой Он установил Таинство Святой Литургии и Евхаристии. В этом плане алтарь изображает Сионскую горницу, где проходила прощальная вечеря и где установлено Таинство Причащения. Слева - Рождество Божией Матери, направо - Рождество Христово.

Третий ряд: в центре - Воскресение Христово, слева - Апостол Петр, справа - Апостол Павел.

Иконы в храме все старинные, за исключением иконостаса Святителя Игнатия.

Все иконы верующими почитаются. В храме много подсвечников, на которых возжигаются свечи. Особо чтимыми являются иконы Божией Матери Иверской, написана она на Старом Афоне, привезена в дар Спасскому Собору, Святителя Николая, Георгия Победоносца, Великомученика и Целителя Пантелеймона и др.

Многие иконы, размещенные на стенах храма, принесены людьми после смерти стариков-родителей.

Храмовый праздник совершается в субботу Лазаря, перед Вербным Воскресением. Но, поскольку эта суббота всегда в Великом Посту, а его Устав не позволяет устраивать торжество храмового праздника широко, престольный праздник был перенесен на 17 октября (30 по новому стилю). Это день перенесения Мощей Святого Праведного Лазаря Четверодневного с Кипра в Константинополь в 898 г. при греческом императоре Льве. К этому празднику часто приезжает Архиерей со своей свитой, собирается много народа и духовенство. К сожалению, малая площадь храма не позволяет принимать участие в богослужении всем желаю­щим. Это заменяется Крестным Ходом, который совершается после Литургии вокруг храма и при участии всего духовенства и народа Торжественно и многолюдно проходят и другие праздники: Рождество Христово, Пасха, Крещение Господне. Несмотря на то, что в эти праздники службы совершаются ночью, храм всегда полон народа. Отрадно отметить, что народ этот в подавляющем своем большинстве молодые люди, выстаивающие службу от начала до конца. А это не менее 5-6 часов.

Храм в последнее время обставлен новыми украшениями: резьбою, аналоями, оборудованы свечные ящики (их два: при входе в храм и в самом храме), панихидные столы, подставки под свечи, под цветы. Народ с любовью относится к храму: дарят цветы, вазы для цветов, продукты питания и др.

Службы в храме совершаются ежедневно. Независимо от службы всегда при храме дежурит священник. Храм открыт в воскресные и праздничные дни с 6 часов утра до 7-8 часов вечера. В обычные дни службу отправляет нижний клирос во главе с псаломщицей А. И. Булавиной; под воскресные и под праздничные дни и в самые праздники поет правый (верхний) хор.


БИБЛИОТЕКА

Введение
Предисловие
История строительства Свято-Лазаревского храма
Второе рождение храма Христа Спасителя, воскрешающего Лазаря
Пояснительная записка к Проекту на перестройку каменной кладбищенской церкви во Имя Воскрешения Лазаря на городском кладбище в Пятигорске
Внутреннее убранство храма
Служители церкви
Лазаревский храм сегодня
Некрополь
Воинский мемориал
План-схема Пятигорского некрополя

ИСТОРИЯ ЕГО ХРАМА В ЛАРНАКЕ
Предисловие
Святой Лазарь. История храма в его месть в Ларнаке










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!