между машуком и бешту | мемориальная гостиная
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
МЕЖДУ МАШУКОМ И БЕШТУ • Мемориальная гостинаяОГЛАВЛЕНИЕ



 Лермонтовские места 

Мемориальная гостиная

Мемориальная гостинаяМы прошли, дорогой читатель, по шести комнатам верзилинского дома, в которых разместился литературный отдел музея. Теперь мы переступаем порог той самой гостиной, в которой произошло роковое событие, навсегда запечатлевшее этот дом в памяти почитателей Лермонтова.

Дом Верзилиных был одним из наиболее известных в Пятигорске. Гостеприимство семьи генерал-майора П. С. Верзилина, состоявшей из хозяйки дома и трех дочерей (сам Верзилин в это время находился по делам службы вне Пятигорска), привлекало к нему многочисленное общество, главным образом из числа молодежи.

Частым гостем был здесь и живший по соседству Лермонтов. «В продолжение последнего месяца перед смертью он бывал у нас ежедневно»,—отмечает падчерица Верзилина Эмилия Александровна, вышедшая впоследствии, в 1851 году, замуж за троюродного брата Лермонтова Акима Павловича Шан-Гирея.

«Как сейчас вижу его,— вспоминала о Лермонтове Эмилия Александровна,— среднего роста, коротко остриженный, большие красивые глаза; говорил он приятным грудным голосом; любил повеселиться, посмеяться, поострить, затевал кавалькады, распоряжался на пикниках, дирижировал танцами и сам очень много танцевал... Бывало, сестра заиграет на пианино, а он подсядет к ней, опустит голову и сидит неподвижно час, другой, зато как разойдется да пустится бегать в кошки-мышки, так, бывало, нет удержу... Характера он был неровного, капризного, то услужлив и любезен, то рассеян и невнимателен».

В часы хорошего настроения Лермонтов развлекал себя и веселил других (а некоторых злил) остроумными экспромтами и эпиграммами, меткими шаржами и карикатурами. В кругу обитателей верзилинского дома и пятигорских знакомых Лермонтова был, в частности, известен экспромт поэта, посвященный дочерям Верзилиных — Эмилии, Надежде и Аграфене.

Пред девицей Emili
Молодежь лежит в пыли,
У девицы же Nadine
Был поклонник не один;
А у Груши целый век
Был лишь дикий человек.

В последней строке экспромта — намек на ногайского пристава В. Н. Дикова, с которым в это время была помолвлена Аграфена Петровна.

Однажды, вспоминала Эмилия Александровна, ее сестра Надежда стала настойчиво просить Лермонтова написать ей что-нибудь в альбом. «Как ни отговаривался Лермонтов, его не слушали, окружили всей толпой, положили перед ним альбом, дали перо в руки и говорят: «Пишите!». И написал он шутку-экспромт.

Надежда Петровна,
Зачем так неровно
Разобран ваш ряд,
И локон небрежно
Над шейкою нежной...
На поясе нож
C'est tin vers qui cloche

Зато после нарисовал ей же в альбом акварелью курда...» Последний раз в дом Верзилиных Лермонтов пришел с Л. С. Пушкиным, С. В. Трубецким и другими своими знакомыми 13 июля 1841 года, В этот вечер он был вызван на дуэль.

Долгие годы в верзилинском доме жила дочь Эмилии Александровны и Акима Павловича, троюродная племянница Лермонтова, Евгения Акимовна Шан-Гирей, скончавшаяся здесь же в 1943 году в возрасте 90 лет.

Вот как со слов матери описывает Евгения Акимовна обстановку этой гостиной: «Комната эта, называвшаяся раньше залом, угловая с юго-западной стороны дома. В ней четыре окна, из которых два, с довольно широким простенком, выходят на улицу... и два других — во двор.. В простенке между окнами на улицу стоял мягкий пружинный трехместный диванчик со спинкою, обитый ситцем (на нем вечером 13 июля 1841 года сидели и вели оживленный разговор М. Ю. Лермонтов, Э. А. Клингенберг, Л. С. Пушкин — П. С). Над диванчиком висело овальное зеркало. Фортепиано, на котором играл кн. Трубецкой, стояло в северо-восточном углу комнаты. Около него перед ссорою стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов.

Остальную обстановку зала составляли мягкие, обитые ситцем стулья и складывавшийся из двух отдельных половин круглый раздвижной стол на 50 мест. Половинки стола в сложенном виде были придвинуты к западной и восточной стенам зала, примерно на средине его».

В настоящее время обстановка гостиной восстановлена в прежнем виде. Подлинные предметы обстановки за многие десятилетия, предшествовавшие открытию в этом доме литературного отдела музея, затерялись. Они заменены такой же мебелью и другими вещами того времени, обнаруженными в различных музейных хранилищах страны и частных собраниях. Установленный у дивана стол принадлежал семье Верзилиных; диван взят из кисловодского дома Реброва, в котором бывал Лермонтов.

На стенах помещены старинные английские гравюры, а также копия с акварели Г. Г. Гагарина (1841 г.), изображающая Эмилию Александровну и Надежду Петровну Верзилину.

Большой интерес представляет картина «Скорбящая мадонна» (масло, 1841 г.). Написана она Акимом Павловичем Шан-Гиреем. Как свидетельствует предание, картина эта предназначалась в дар Елизавете Алексеевне Арсеньевой, бабушке поэта, глубоко скорбившей о гибели любимого внука.

В гостиной четыре двери, одна из них — та, которой открывается вход из шестого зала,— прежде вела из гостиной в кабинет П. С. Верзилина. Вторая — низкая и довольно узкая — в комнату Надежды и Аграфены. Третья — ближе к юго-восточному углу — соединяла парадную гостиную со средней (дамской) гостиной и следовавшей дальше угловой комнатой — будуаром хозяйки дома Марии Ивановны.

Последняя, четвертая дверь ведет в коридор и на лестницу. Через нее Лермонтов последний раз покинул верзилинскую гостиную, уходя с вечера. На этой сохранившейся до наших дней старой каменной лестнице Мартынов задержал Лермонтова, явно провоцируя его на ссору. Здесь поэт был вызван на дуэль. Взволнованный всем, что случилось в этот вечер, Лермонтов в окружении своих знакомых направился через небольшие сени к выходу, не зная, что навсегда покидает этот дом.

После осмотра экспозиции литературного отдела и мемориальной гостиной в верзилинском доме посетители переходят в Домик Лермонтова. Аллея, соединяющая эти два дома, проходит по части территории бывших усадеб П. С. Верзилина, И. В. Уманова и В. И. Чиляева. Бывая в доме Верзилиных, Лермонтов возвращался к себе на квартиру по прилегавшим к этим усадьбам улицам, но иногда проходил и по затерявшимся теперь внутриусадебным тропинкам.

Существующая аллея между верзилинским домом и Домиком Лермонтова была устроена для посетителей в 1948 году, когда открывался литературный отдел музея.


БИБЛИОТЕКА

О книге
Обетованный край поэзии
Дом Верзилиных
Лермонтов с нами
На Горячих Водах
В изгнании
С милого севера в сторону южную...
Угас, как светоч, дивный гений
Мемориальная гостиная
Домик Лермонтова
Приемная
Буфетная
Спальня А. А. Столыпина
Кабинет-спальня М. Ю. Лермонтова
Зал
У подножья Машука
Эолова арфа
Елизаветинский источник
Грот Лермонтова
Провал
Пятигорский бульвар
Лермонтовские ванны
Грот Дианы
Ресторация
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова
Памятник М. Ю. Лермонтову
Кольцо-гора
Лермонтовская площадка
Дом А. Ф. Реброва
Кисловодская крепость
Лермонтовская скала
Тропою Измаил-Бея
Последний день
Шотландка, Дом Рошке
Заключение










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!