между машуком и бешту | обетованный край поэзии
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
МЕЖДУ МАШУКОМ И БЕШТУ • Обетованный край поэзииОГЛАВЛЕНИЕ


 Лермонтовские места 

Между Машуком и Бешту

Между Машуком и БештуЗеленые предгорья Кавказа, увенчанные на горизонте белоснежными вершинами и возвеличенные сказочно красивым пятиглавым Бештау, как бы созданы для поэзии. В этом убеждаешься каждый раз, когда любуешься чудесными картинами природы этого края и вспоминаешь его славную поэтическую историю.

Это здесь нашла когда-то приют свободолюбивая муза А. С. Пушкина. С горячей признательностью вспоминал он об этих дорогих ему местах,

Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ,
Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый
Был новый для меня Парнас.

На Пятигорье «дикий гений вдохновенья» освятил ему замысел «Кавказского пленника» — поэмы, которая открыла новую тему в русской литературе.

С давних времен Кавказ привлекал к себе внимание русских поэтов. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Грибоедов, Рылеев и целая плеяда менее известных поэтов в разной мере отдали поэтическую дань этому прекрасному, в то время еще во многом таинственному и неизведанному краю. Правда, это были только отдельные штрихи, зарисовки, порою смутные упоминания, которые, безусловно, не могут идти ни в какое сравнение с той широкой и величественной картиной Кавказа, которая открылась перед изумленным русским читателем в произведениях А. С. Пушкина.

Но вот прошло всего несколько лет со времени появления в печати пушкинских созданий, не успели еще утихнуть вызванные ими волнения и споры, как о Кавказе заговорил другой поэт. И читатели, словно зачарованные, стали прислушиваться к его молодому поэтическому голосу:

Я видел горные хребты,
Причудливые как мечты.
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег —
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящий как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ.

Это был голос Лермонтова. Жизненные пути Пушкина и Лермонтова впервые пересеклись именно здесь летом 1820 года. Это было в первую поездку Пушкина на Кавказ. Он тогда с восторгом писал брату: «Жалею, друг мой, что ты со мною вместе не видал великолепную цепь этих гор; ледяные их вершины, которые издали, на ясной заре, кажутся странными облаками, разноцветными и недвижными; жалею, что не всходил со мною на острый верх пятихолмного Бешту, Машука, Железной горы, Каменной и Змеиной».

Когда думаешь об этой поездке Пушкина на Кавказские Минеральные Воды, невольно вспоминается, что в это же время здесь находился и шестилетний Миша Лермонтов. И какое-то волнение охватывает при мысли, что в одну из прогулок по Горячей горе Пушкин (это ведь так возможно!) обратил внимание на не по возрасту серьезного мальчика, который своими большими, необыкновенно выразительными глазами внимательно всматривался в синевшие на горизонте горы.

Пушкин не мог, конечно, знать, что здесь, на пятигорской горной тропе, в этом мальчике он встретил того, кто через несколько лет не только десятки раз с волнением перечитает и перепишет его стихи и поэмы, но и станет вскоре его достойным наследником и продолжателем.

Эта мимолетная встреча в Пятигорске, к сожалению, только предположение. Но если даже ее и не было, мы не можем не отметить знаменательный факт — одновременное посещение Кавказа уже прославленным поэтом Пушкиным и шестилетним Лермонтовым — его будущим гениальным наследником. Здесь, на кавказской земле, впоследствии вдохновенно воспетой ими, впервые сошлись пути двух великих людей.

«Кавказ был колыбелью его поэзии...— писал В. Г. Белинский в 1840 году,—и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов». Никто!.. Краткое и категоричное определение великого критика следует относить не только к тому времени, когда оно было высказано, но и ко всей последующей истории русской литературы. Лермонтов остался непрев-зойденным певцом Кавказа. Поэт прекрасно знал этот край. Уже в период первой ссылки он писал, что «изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в «Кубе, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски, с ружьем за плечами; ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов, ел чурек, пил кахетинское даже...»

Среди множества мест, освященных его поэтическим гением, особое положение занимают города Кавказских Минеральных Вод. На Кавказе трудно найти другой уголок, где бы так тесно переплетались нити личной и творческой биографии Лермонтова. Здесь и сейчас многое напоминает о нем. Изо дня в день тысячи почитателей великого поэта проходят по лермонтовским местам, вспоминая о его гениальных поэтических созданиях, любуясь воспетыми им величественными картинами природы.

Чтобы на века сохранить все, что связано в этом крае с именем поэта, постановлением Совета Министров РСФСР в 1973 году создан Государственный музей-заповедник М. Ю. Лермонтова. Образован он на базе литературно-мемориального музея «Домик Лермонтова» и лермонтовских мест в городах Пятигорске, Кисловодске и Железноводске.

Созданием заповедника положено начало новому этапу в развитии музея. Но история его уходит в далекое прошлое. Начинается она с того дня, когда была прервана на Машуке жизнь поэта. В тот поздний вечер и на другой день все, кто знал Лермонтова, приходили проститься с ним к маленькому домику, где провел он последние месяцы своей жизни.

С тех пор за многие годы проторилась и с каждым десятилетием становилась все многолюднее народная тропа к последнему приюту поэта, получившему в народе уважительно теплое название — Домик Лермонтова. Судьба домика оказалась сложной и трудной. Многие годы он переходил от одного частного владельца к другому. Он ветшал. Порою над ним нависала опасность разрушения.

Только в 1912 году после многолетних настойчивых требований передовой общественности домик был выкуплен пятигорской городской думой у частного владельца и передан в ведение Кавказского Горного общества, которое и обосновало в нем музей, дав ему утвердившееся в народе наименование «Домик Лермонтова».

Реальные возможности для научно-экспозиционной и просветительской деятельнести музея открылись только после Октябрьской революции, когда Домик Лермонтова был взят государством на сохранность как памятник культуры.

Важной вехой в истории музея явился 1946 год. Музею был передан расположенный по соседству бывший дом Верзилиных, в котором часто бывал Лермонтов и где он был вызван на дуэль. В нем был открыт в 1948 году литературный отдел. В последнее десятилетие были проведены капитальные работы по реставрации и восстановлению внешнего вида и внутренней обстановки мемориального домика поэта и дома Верзилиных. Домик Лермонтова предстал перед его посетителями в своем первозданном виде. В марте 1970 года открыта новая экспозиция литературного отдела, посвященная теме «Лермонтов на Кавказе».

Из года в год росла посещаемость музея. Если в первый период его существования она не превышала нескольких тысяч человек в год, то в настоящее время музей ежегодно посещают около 200 тысяч человек, приезжающих со всех концов нашей страны. Так возник и развивался музей, приобретая все большую известность среди миллионов почитателей великого русского поэта. За шесть десятилетий существования музея в его фондах, как ценнейшие экспонаты, собраны множество томов рукописных книг, в которые посетители музея записывали свои мысли о Лермонтове, впечатления о посещении его домика. Это всенародная летопись бессмертия и славы поэта.

Вот некоторые записи из этих книг:

«С глубоким волнением, с грустью дышал воздухом этого домика. В. Шукшин».

«Покидая Домик-музей Лермонтова, уношу в своем сердце образ великого русского человека — Героя нашего времени. Инженер львовского автозавода Л. Дубянский».

«Спасибо, домик Лермонтова. За то, что все, что с детства родное по стихам, увидела глазами. За дубовый листок, который, как живую строчку, упавшую из Великих его стихов— увожу домой, в Волгоград, чтобы рассказать всем о том, что он — с лермонтовского дуба. Спасибо. Маргарита Агашина».

С созданием Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова началась новая глава в истории этого старейшего в нашей стране литературно-мемориального музея. Домик Лермонтова стал центром заповедника. Вокруг него объединилось все, что связано на Кавказских Минеральных Водах с именем поэта.

Основой заповедника стал городской квартал, в центре которого находится музей «Домик Лермонтова». Поэтому ознакомление с заповедными местами лучше всего начать отсюда, со старейшего уголка лермонтовского Пятигорска. Знакомство с экспозицией музея явится как бы вступлением к последующей экскурсии по другим лермонтовским местам, так как поможет вспомнить об основных событиях в жизни и творчестве поэта, которые навсегда связали его имя с Кавказом и нашим краем.


БИБЛИОТЕКА

О книге
Обетованный край поэзии
Дом Верзилиных
Лермонтов с нами
На Горячих Водах
В изгнании
С милого севера в сторону южную...
Угас, как светоч, дивный гений
Мемориальная гостиная
Домик Лермонтова
Приемная
Буфетная
Спальня А. А. Столыпина
Кабинет-спальня М. Ю. Лермонтова
Зал
У подножья Машука
Эолова арфа
Елизаветинский источник
Грот Лермонтова
Провал
Пятигорский бульвар
Лермонтовские ванны
Грот Дианы
Ресторация
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова
Памятник М. Ю. Лермонтову
Кольцо-гора
Лермонтовская площадка
Дом А. Ф. Реброва
Кисловодская крепость
Лермонтовская скала
Тропою Измаил-Бея
Последний день
Шотландка, Дом Рошке
Заключение










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!