между машуком и бешту | Лермонтов с нами
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
МЕЖДУ МАШУКОМ И БЕШТУ • Лермонтов с намиОГЛАВЛЕНИЕ



 Лермонтовские места 

Лермонтов с нами

Основной теме экспозиции предшествует вступительный раздел «Лермонтов и наша современность», расположенный в первом зале. Как заглавный лист экспозицию этого раздела открывает вместе со скульптурным портретом Лермонтова полный текст стихотворения «Парус», которое наиболее близко нашим современникам и, по словам замечательного скульптора С. Т. Коненкова, является «лучшим выражением полноценного человека»:

А он, мятежный, просит бури.
Как-будто в бурях есть покой!

Сила поэзии Лермонтова в ее народности. Это высшее достоинство гениальных созданий великого поэта. «Парус», «Бородино», «Песня про купца Калашникова», «Родина», «Мцыри», «Дума» — эти и многие другие произведения Лермонтова навсегда вошли в духовную жизнь народа. Лучшим признанием величайшей заслуги поэта перед народом является то, что, вступая в жизнь, наши дети по этим произведениям учатся понимать, что такое Родина, правда, мужество, человеческое достоинство.

В них перед миллионами читателей раскрылась истинно русская душа поэта, его гражданское мужество, удивительная способность проникать в существо жизни, его тончайшее понимание самых сокровенных и нежных человеческих чувств и переживаний.

О благородной роли поэтического наследии М. Ю. Лермонтова в жизни советских людей и рассказывает экспозиция первого зала.

Справа от центрального стенда обращают на себя внимание крупно выписанные слова: «Привлекала нас в молодости смелость и сила чувства, которые так ярки у Лермонтова». Это цитата из помещенного здесь же письма Н. К. Крупской бывшей сотруднице музея «Домик Лермонтова» М. Ф. Николевой (1938 г.), в котором Надежда Константиновна рассказывает о любви своей и Владимира Ильича к Лермонтову.

О том, что В. И. Ленин хорошо знал поэзию М. Ю. Лермонтова, красноречиво свидетельствуют также представленные в экспозиции отдельные сочинения Ильича, в которых он, разоблачая политику кадетов и меньшевиков, остроумно использовал строки из лермонтовских стихов. Экспонаты, помещенные в турникете и витрине слева от центрального стенда, убедительно говорят о выдающейся роли поэзии Лермонтова в патриотическом воспитании людей.

Большой интерес представляют репродукции статей из фронтовых и центральных газет периода Великой Отечественной войны. Патриотическая поэзия Лермонтова укрепляла силы и волю советских воинов, вдохновляла их на борьбу с фашизмом. В турникете — передовая статья газеты «Красная звезда» от 16 октября 1941 года. Обращаясь к воинам, газета писала: «Из глубины годов доносится сейчас на поля сражений к воинам Красной Армии, защищающим Москву, благородный клич их предков:

«Ребята, не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!» —
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в бородинский бой.

Сама Родина говорит сейчас этими словами со своими вооруженными сыновьями, сражающимися на Вяземском, Брянском, Калининском и других направлениях. Пусть не будет воина, который бы не услышал этого призыва!..» Бережно охраняются в нашей стране памятные места, связанные с жизнью и творчеством Лермонтова. Некоторые из них изображены на помещенных в экспозиции рисунках.

Живой отклик поэзия Лермонтова получила в творчестве советских художников. В экспозиции представлены давно получившие широкую известность и признание замечательные иллюстрации Н. В. Кузьмина к драме «Маскарад».

С большим мастерством и с тонким пониманием Лермонтова выполнены гравюры Ф. Константинова — иллюстрации к «Демону», «Мцыри», «Герою нашего времени». Привлекают внимание выполненные в разных художественных манерах работы В. Бехтеева, П. Бунина, Т. Мавриной, К. Рудакова, Ю. Иванова, К. Клементьевой и других художников.

Почетное место принадлежит Лермонтову в советской музыке. Вдохновленные великим поэтом музыкальные произведения различных жанров и форм — романсы, оперы, балеты, симфонические поэмы — создали советские композиторы А. Спендиаров, Н. Мясковский, Б. Асафьев, А. Хачатурян, М. Ипполитов-Иванов, С. Василенко, А. Александров, Ю. Свиридов, Б. Лятошинский, Ю. Мейтус, О. Тактакишвили, В. Шебалин, С. Аксюк и многие другие.

На стенде и в витрине представлены афиши, программы различных театральных постановок. Здесь же помещены ноты с автографом Арама Хачатуряна, создавшего замечательную, покорившую сердца людей музыку к драме «Маскарад».

Говоря о своей работе над музыкой к лермонтовской драме, А. И. Хачатурян писал: «Лермонтов — один из тех великих русских гениев, чье творчество будет вечно жить в музыке. Лермонтовские образы привлекают советского композитора стремлением к борьбе за свободу и счастье человека. С трепетным волнением писал я музыку к драме Лермонтова «Маскарад». Какая глубина чувств, всепобеждающая сила страстей! «Маскарад» ждет еще своего Чайковского».

Прочно утвердились в репертуаре наших театров драматургические произведения поэта, особенно «Маскарад». Прологом славной сценической жизни этой драмы в советской театральной культуре явилась постановка ее в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, в бывшем Александрийском театре (ныне Ленинградский Академический театр драмы им. А. С. Пушкина). Народный артист СССР Ю. М. Юрьев, выдающийся исполнитель роли Арбенина, вспоминая об этой/поста-новке, писал: «...на улицах начиналась революция, слышались крики, собирались толпы с флагами, трамваи не ходили.... И вce-таки театр был полон».

Одним из наиболее значительных и глубоких сценических воплощений драмы «Маскарад» явилась ее постановка в Московском государственном драматическом театре имени Моссовета, где роль Арбенина многие годы играл народный артист СССР Н. Д. Мордвинов. В витрине помещены многочисленные фотографии — сцены из «Маскарада» в постановке театра имени Моссовета, у Здесь же личные вещи Н. Д. Мордвинова (лорнет, перстень, перчатки), с которыми он исполнял роль Арбенина во всех 330 представлениях этого спектакля.

В заключительном разделе экспозиции первого зала представлены многочисленные издания произведений М. Ю. Лермонтова на русском языке, на языках народов СССР и зарубежных стран, а также труды советских ученых — исследователей жизни и творчества поэта.

Лучшим свидетельством всенародного признания Лермонтова являются массовые издания его книг. За годы Советской власти произведения Лермонтова изданы в нашей стране тиражом около 35 миллионов экземпляров на 66 языках.

Благотворное влияние оказала поэзия Лермонтова на развитие советской литературы. Многие советские писатели и поэты в разной мере испытали на себе воздействие Лермонтова. Современным литераторам есть что взять на свое вооружение из неисчерпаемого поэтического арсенала великого поэта. Выступая в 1939 году на торжественном заседании, посвященном памяти Лермонтова, Алексей Толстой говорил: «Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через 100 лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы».

Видное место занимает Лермонтов в советской литературоведческой науке. Только в послереволюционные годы советским ученым удалось раскрыть поэтический мир великого поэта, дать правильное, подлинно научное истолкование многим фактам жизни и творчества Лермонтова. Труды Д. М. Эйхенбаума, И. Л. Андроникова, Н. Л. Бродского, В. А. Мануйлова, Л. П. Семенова, А. Н. Соколова, Л. Я. Гинзбург, Д. Е. Максимова, А. М. Докусова, Б. С. Виноградова, А. В. Попова, Э. Г. Герштейн, С. А. Андреева-Кривича, Е. Н. Михайловой, Б. Т. Удодова, Т. А. Ивановой и многих других исследователей являются большим вкладом в лермонтоведение. Многие из этих трудов находятся в книжной экспозиции музея. Среди них — труды о Лермонтове на разных языках народов СССР.

Представленные в первом зале материалы красноречиво свидетельствуют о бессмертии Лермонтова, о том, как прекрасно осуществилась сокровенная мечта поэта, писавшего еще в пору своей юности:

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда-нибудь увидел свет.

Поэтическое наследие Лермонтова устало достоянием всех народов нашей страны! Возрастает живой интерес к поэту, стремление постигнуть творческую историю его произведении, узнать о поэте что-то новое.

Удовлетворению этой духовной потребности сотен тысяч людей помогает музей «Домик Лермонтова», в частности, экспозиция литературного отдела, материалы которой, начиная со второго зала, рассказывают посетителям о том, какое место занял Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова, что дало общение поэта с этим суровым и прекрасным краем русской литературе.


БИБЛИОТЕКА

О книге
Обетованный край поэзии
Дом Верзилиных
Лермонтов с нами
На Горячих Водах
В изгнании
С милого севера в сторону южную...
Угас, как светоч, дивный гений
Мемориальная гостиная
Домик Лермонтова
Приемная
Буфетная
Спальня А. А. Столыпина
Кабинет-спальня М. Ю. Лермонтова
Зал
У подножья Машука
Эолова арфа
Елизаветинский источник
Грот Лермонтова
Провал
Пятигорский бульвар
Лермонтовские ванны
Грот Дианы
Ресторация
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова
Памятник М. Ю. Лермонтову
Кольцо-гора
Лермонтовская площадка
Дом А. Ф. Реброва
Кисловодская крепость
Лермонтовская скала
Тропою Измаил-Бея
Последний день
Шотландка, Дом Рошке
Заключение










Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!