пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | теберда | домбай |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | ТЕБЕРДА - ДОЛИНА ЗДОРОВЬЯ Горам отдавшие сердца | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Горам отдавшие сердцаВеличественный Кавказ привлекал многих ценителей прекрасного: художников, поэтов, музыкантов, отобразивших свои впечатления в произведениях искусства. Гостеприимство местных горцев явилось благодатной почвой, на которой любовь к природе и талант дали свои плоды. В 1874 году началось знакомство с Кавказом яркого самобытного художника Николая Александровича Ярошенко. В течение ряда лет он объездил Кавказ, познакомился с горцами, гостил в их саклях. Об этой поре жизни жена художника вспоминала, что Кавказ очень заинтересовал Ярошенко, и он изъездил его во всех направлениях; в то время дороги в горах были еще совсем плохие и через снежные перевалы — Клухорский и Марухский приходилось пробираться верхом, узкими тропами, иногда даже без признаков какой-либо дороги. Поездки по Кавказу повторялись довольно часто, художник привозил всегда много этюдов. Результатом путешествий Ярошенко в Теберде и других районах Кавказа явилась серия горных пейзажей, экспонируемых на XI передвижной выставке 1883 года и XVII передвижной выставке 1889 года под общим названием «Путевые заметки из путешествия по Кавказу». Это были этюды «На Кубани», «На реке Хурзуке», «Клухорский перевал» и др. Этюды Ярошенко были тем окном, которое позволило многим впервые увидеть кавказскую природу, своеобразный быт горцев, почувствовать их духовный мир. Художественные достоинства кавказских этюдов Н. А. Ярошенко были высоко оценены выдающимся критиком и публицистом В. В. Стасовым, великим русским живописцем И. Е. Репиным. Позднее, в 1888 году, Н. А. Ярошенко предпринял новое путешествие по Кавказу, что стало темой для новых пейзажей: «Среди облаков», «На Кубани», «На р. Эшкаконе» и др. В ряду художественных полотен Н. А. Ярошенко несколько особняком стоит написанная в 1894 году картина «Песни о былом». Картина изображает горцев, слушающих песни ашуга о подвигах предков. Портреты горцев выразительны, глубоко индивидуальны. Считают, что образ сидящего в кресле князя имеет много общего с И. Урусбиевым. После смерти художника его вдова М. П. Ярошенко пыталась организовать выставку картин, но получила отказ. Картины были завещаны ею родному городу Н. А. Ярошенко — Полтаве. В. И. Ленин высоко ценил творчестве Н. А. Ярошенко. В 1918 году по распоряжению В. И. Ленина было устроено чествованне памяти Н. А. Ярошенко, а дом в Кисловодске, где он жил и умер, был объявлен музеем. Вскоре однако Кисловодск был захвачен белогвардейцами, и музей был разграблен. Вновь музей был открыт гораздо позже — к 115-й годовщине со дня рождения художника. В наши дни музей посещают почти все приезжающие на Кавказ. В путешествиях по Кавказу Н. А. Ярошенко близко сошелся с балкарским князем Исмаилом Урусбиевым и его племянником Исламом Крымшамхаловым. Урусбиев был образованным горцем, прекрасно знал историю кавказского края, этнографию, географию, любил музыку. Он часто сопровождал Н. А. Ярошенко в поездках по глухим ущельям и перевалам. В доме Урусбиева пользовались гостеприимством хозяев многие из приезжающих в Теберду путешественников, среди которых были композитор С. И. Танеев, венгерский ученый Деши и др. Ислам Крымшамхалов также был близким другом Н. А. Ярошенко. В его тебердинском доме одна комната была специально отведена для Н. А. Ярошенко. Крымшамхалов вошел в историю Карачая как один из первых просветителей карачаевского народа. Воспитываясь в доме своего дяди, он встречался со многими передовыми людьми своего времени. Юношей он служил в Петербурге, в горской конвойной сотне. Это расширило его кругозор, дало возможность общаться с видными прогрессивными деятелями русской культуры. По окончании службы И. Крымшамхалов вернулся в Карачай. Под руководством Ярошенко он занимался живописью, по его совету поехал учиться в Москву, но вскоре вернулся из-за болезни. Как художник И. Крымшамхалов сформировался под прямым влиянием Н. А. Ярошенко. Рисунков Крымшамхалова к сожалению сохранилось немного, они были реалистичны. Сюжетами его картин были окружающие его люди и родная природа (пейзажи «Аманауз», «Чертов замок», «Кара-Кель», Ярошенко на этюдах» и др.). Работы карачаевского просветителя экспонировались на Московской художественной выставке. Тридцать лет жизни отдал Теберде художник Иван Федосеевич Жильцов (1887—1971) Он прожил сложную, нелегкую жизнь. Обучался искусству художника-декоратора в Москве у К. А. Коровина. В тяжелое для молодой Советской власти время был направлен старшим обоза по заготовке хлеба для голодающей Москвы; вместе с обозом. был на Кубани и в Черкесске, где впервые услышал о Теберде. В 1940 году вместе с сестрой он приехал в Теберду и остался здесь навсегда. Жили они очень скромно, пользовались уважением и любовью горцев. И. Ф. Жильцов оставил свыше 100 акварелей с видами Теберды, которые до сих пор хранятся его учеником К. И. Сениным. Эти картины редко выставлялись и неизвестны широкому кругу любителей живописи. Художник был требователен к себе и последователен в работе, он неоднократно повторял один и тот же пейзаж в различных периодах своего творчества. Он выработал своеобразную манеру письма: его акварели напоминают по технике живопись маслом. Горы давали сюжеты и для литературных произведений. Очень любил Кавказ великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. Его поэма «Хаджи-Абрек» навеяна, по-видимому, рассказами горцев о воинственном некогда ауле Джамагат. Вряд ли поэт придерживался точных герграфических или исторических координат, скорее поэма-художественный сплав богатого жизненного материала, которым рассполагал М. Ю. Лермонтов на Кавказе: Велик, богат аул Джамат. В 1915 году писательница Мариэтта Шагинян в повести «Своя судьба» много страниц посвятила Теберде. Действие происходит в одном из санаториев. Впечатляет прекрасная природа ущелья, над которым возвышаются ледники Аманауз, вершина Домбаи-Ульгена. Теберде посвятили стихи Н. А. Асеев и Н. С. Тихонов, Ю. Друнина и Н. Хубиев, А. Яльмаров и др. Здесь читал свои стихи С. Михалков. В долине здоровья в 1926 году отдыхал писатель А. С. Серафимович, в первый приезд на горской даче, во второй — в санатории ЦКУБУ. А. С. Серафимович, несмотря на возраст, много путешествовал по окрестностям, вникал в быт горцев, интересовался, как воспринимается Советская власть горцами. В письмах к друзьям он описывал Теберду так: «Чудесно тут, изумительный воздух, чистый, прозрачный, не надышишься им. Кругом лесистые горы белеют по промоинам снегом наверху. Немного подальше совсем завалены снегом. Маленькое озерцо, и в нем все опрокинулось: и лесистые горы, и на макушках их белеющий снег, и облака, и громадные чинары кругом. Я нигде не видел такой отчетливости изображения». Не обошли своим вниманнием Теберду и кинематографисты. В ее окрестностях снимались фильмы «Свинарка и пастух», «Коротко лето в горах», «Альпийская баллада», «По ту сторону радуги», «Ни пуха ни пера» и др. Влияние национальной музыки горцев сказалось в произведениях многих композиторов, в том числе А. А. Алябьева. Он побывал на Кавказе в 30-х годах XIX века, присутствовал на горском празднике в Кисловодске, байрамах в аулах, где с интересом слушал местных певцов. Под впечатлением кавказских мелодий им была написана опера «Аммалат-Бек», остались наброски «Черкесской увертюры», «Французская кадриль из азиатских песен». В Теберде побывали С. И. Танеев, С. С. Прокофьев. Верным рыцарем и стражем Домбая называли П. А. Утякова (1894—1977) географы Московского университета. Старейшина русского горного общества, неутомимый исследователь, энтузиаст, Павел Александрович всю свою жизнь посвятил изучению родного края, отдал много сил для развития туризма и охраны природы в Теберде. Родился П. А. Утяков в Теберде, окончил мужскую гимназию в Кисловодске, В двадцатых годах возвратился в Теберду. и активно включился в работу по освоению туристских маршрутов. Он прокладывал первый всесоюзный маршрут «Нальчик-кругозор Эльбруса-перевал Донгуз-орун». В тридцатых годах организовал первую турбазу на Домбае, под его руководством была проложена первая колесная дорога на Домбай. С момента создания Тебердинского заповедника в 1936 году П А Утяков был его постоянным сотрудником. Широк был диапазон его интересов — это и общественная деятельность по становлению курорта, и изучение местных лавин и ледников с целью выбора безопасных мест для строительства, и составление карт лавиноопасных участков, и работа по охране природы Кавказа. Им опубликовано около десяти научных работ, написана книга о Теберде. Более 30 лет отдал Теберде доктор биологических наук Алексей Александрович Малышев. Им проведена большая ра-бота-по акклиматизации здесь женьшеня, написано 50 научных работ по биологии высокогорных растений, а также десятки статей об охране природы Кавказа. А. А. Малышев — член Союза писателей СССР. В крае известны его романы и повести, посвященные Теберде,— «Золотое озеро», «Искатели», «Тропой романтики», «Тринадцатый кордон», «Повесть о таежном следопыте», «По следам Апсаты», «Повесть о заповедной земле», «Орлы вылетают, на рассвете». Его перу принадлежат путеводители по Теберде. За время существования Теберды как курорта многие и многие деятели науки, искусства, литературы посетили этот прекраснейший уголок нашей Родины, где не только отдыхали, но и черпали вдохновение. Спрятанное в глубине Кавказских гор, Тебердинское ущелье силой своей прекрасной природы объединило сердца многих людей, но особую страницу в его истории составляют люди, посвятившие свою жизнь охране здоровья трудящихся. История курорта — это история жизней, отданных на благо больных, это неустанный труд людей, которые, не считаясь со временем, здоровьем строили и ремонтировали корпуса санаториев, это самоотверженная борьба за спасение жизней больных детей, эвакуированных в военные годы в Теберду это вдохновенная забота врачей и медицинских сестер, это неоплатный труд санитарок, постоянно поддерживающих чистоту в палатах и корпусах. Ежедневная борьба за жизнь тяжелобольных, известный риск подвергнуться инфекции среди персонала никогда не считались подвигом. Но оглядываясь на трудные годы, становления курорта, вспоминая врачей, отдавших ему не только свой труд, но и жизнь, мы отмечаем их самоотверженность, высокое понимание своего гражданского долга, большое щедрое сердце «Aliis inserviendo consumor» (Светя другим, сгораю сам) — этому девизу врачей остаются верны лучшие труженики курорта и сегодня. Свыше 30 лет работают в санаториях Теберды врачи Андрей Сергеевич Панченко, Вера Александровна Успенская, Никита Дмитриевич Жуковский, Александра Александповна Панаиотиди — люди, целиком посвятившие себя борьбе с туберкулезом. Одним из первых в Теберде применил хирургические методы лечения туберкулеза заслуженный врач РСФСР Ираклий Давыдович Топурия — искусный хирург, необыкновенно добрый человек, воспитавший десятки врачей-фтизиатров, много сделавший для становления и развития курорта. Внесли свой вклад в научное обоснование принципов лечения санаторных больных много лет работавшие здесь врачи — И. Т. Стукало, Щ. А. Табизде, Г. А. Нацвишвили, А. М. Коваленко и др. Навечно в строю остались один из первых главных врачей курорта Абул Матиевич Ефендиев; заслуженный врач РСФСР, главный врач санатория, человек кипучей энергии — Василий Федорович Цуркан; главный врач санатория, человек большой одаренности и энергии — Тамара Викторовна Федорова, а также—врач Козай Абдулович Лайпанов и многие другие. Новое поколение медицинских работников приходит на смену ветеранам. Добрые традиции передаются по наследству, новые, еще более эффективные средства борьбы с грозным недугом находят врачи. В Теберде будут построены современные корпуса здравниц, турбаз, пансионатов; расширится и углубится бальнеологический профиль курорта; тысячи и тысячи тружеников укрепят свое здоровье. Читать на тему:
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |