пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск | теберда | домбай
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ТЕБЕРДА - ДОЛИНА ЗДОРОВЬЯ • В глубь вековОГЛАВЛЕНИЕ



 Теберда 

В глубь веков

Теберда — один из живописнейших уголков горной Карачаево-Черкесии, которая входит в состав богатого, хлеборобного и промышленного Ставропольского края, привольно раскинувшегося на огромной территории. Краевой центр — Ставрополь. Он заложен в 1777 году как крепость Азово - Моздокской укрепленной линии и до открытия Владикавказской железной дороги являлся главными воротами на Кавказ. Ставрополь как административный центр способствовал развитию торговли с народами Кавказа, налаживанию дружественных отношений с горцами.

Территория Ставропольского края — огромная историческая арена, на которой развивались в разное время события, влиявшие на судьбу народов Северного Кавказа. Восток Ставрополья — прикаспийские степи и солончаки. Юго-запад — прохлада ледников Главного Кавказского хребта. Замшелые камни горной Карачаево-Черкесии хранят тайны живших здесь народов. Стершиеся в памяти людской события открываются пытливому глазу археолога, грозы и бури прошлого горным эхом откликаются сердцу ученого. Черное зеркало высокогорных озер, изумрудная зелень лесов, хрустальная пена рек, белизна ледников, живительный чистый воздух привлекают людей не только сегодня — первые следы человеческих поселений здесь археологи относят к нижнему палеолиту. Новый исторический этап — Ильская стоянка первобытных охотников на бизонов, обнаруженная на левом берегу Кубани. Ей, по мнению ученых, от сорока до ста тысяч лет.

Отдельные свидетельства деятельности человека в виде различных орудий труда, найденных в руслах рек Овечка, Маруха, Кардоник, говорят о дальнейшем продвижении человека в горы.

Увлеченные исследователи-краеведы В. А. Кузнецов, Е. П. Алексеева и другие, скрупулезно собирая и исследуя факты археологических раскопок, скупые исторические документы, воссоздали яркую мозаику жизни народов, заселявших эту горную страну и подножия белоглавого Эльбруса. Племена Майкопской культуры были вытеснены племенами с иным, дольменным типом захоронения (дольмены — каменные гробницы из тяжелых плит, отделанные орнаментом).

В первом тысячелетии до новой эры на территории Карачаево-Черкесии развивается новый тип культуры — верхнекубанский, напоминающий Кобанскую культуру Осетии. На левом берегу Кубани обнаружены скифские курганы — захоронения, которые относятся к середине первого тысячелетия новой эры. Кавказ издавна был «дорогой народов», и, по-видимому, в конце первого тысячелетия причерноморские греческие колонии проложили торговые пути через Клухорский перевал. Найденный на Домбайской поляне античный бронзовый шлем мог попасть туда из Причерноморья.

С начала новой эры до татаро-монгольского нашествия в XIII веке в верховьях Кубани и на всем центральном Кавказе господствовали ираноязычные племена алан. Они надолго подчинили себе местные племена, и в X—XI веках на территории нынешней Карачаево-Черкесии размещался политический и культурный центр государства Алании. Свидетельства о существовании этого государства зафиксированы в византийских и мусульманских источниках. Предполагается, что столица Алании располагалась в Архызе, где до сих пор сохранились остатки Нижне-Архызского городища и древние храмы. Входившие в состав Аланского государства племена были воинственны, их охотно привлекали как союзников Хазарский каганат, Иран, Византия.

Совместно с хазарами аланы неоднократно отбивали атаки арабов. Арабы пытались прорваться на Северный Кавказ через Дербент и горные перевалы. В VIII веке арабы, пройдя через Абхазию, преодолели Клухорский перевал, вторглись в Аланию. Для защиты от арабов Хазарский каганат расселил по правому берегу Кубани тюркоязычное племя болгар, которое явилось одним из далеких предков современных карачаевцев.

Вовлекая алан в сферу своих политических интересов Иран и Византия старались здесь усилить свое религиозное влияние. В Аланию проникли мусульманство и иудаизм. Но наибольшего успеха добились христианские миссионеры: христианство насаждалось в Алании с VII века, а более активно — в начале X века, когда была крещена аланская феодальная знать во главе с князем или царем. Предполагаемая в Нижнем Архызе столица Алании являлась одновременно и центром Аланской епархии. Не случайно в Нижнем Архызе ныне изучено 14 древних церквей — нигде больше на Северном Кавказе нет такого их количества.

Нижне-Архызское городище с его церквами и другими культовыми сооружениями, остатками жилищ с утварью и инструментами позволили археологам воссоздать картину полнокровной жизни аланской столицы. Город располагался на выгодном месте: через Санчарскую тропу шло оживленное движение на юг, здесь же пересекались несколько дорог, которые вели к другим городищам и на равнину.

Развитие храмового зодчества, широкое использование оконного стекла, дорогостоящая церковная утварь, ювелирные изделия в раскопках женского захоронения, где среди прочих украшений был найден личный перстень армянского царя Ашота I, свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры алан, их связях с другими государствами.

Волна татаро-монгольского нашествия в XIII веке захлестнула Аланию, прервала дальнейшее развитие городов, изменила этническую картину на Кавказе. Алания пала. Вместе с ней были разгромлены и мелкие подчиненные племена, часть, которых, спасаясь от нашествия, ушла глубже в горы. Здесь на рубеже XIII—XIV веков в результате постепенного смешения местных племен с тюркскими племенами болгар и кипчаков сформировалась карачаево-балкарская народность. Позднее балкарцы и карачаевцы территориально разделились. В XVII веке появляются письменные свидетельства о существовании самостоятельной группы «карачиоли», так их назвал итальянский исследователь Ламберти. Согласно литературным данным, современный язык карачаевцев на 80% совпадает с кипчакским. У карачаевцев, коренных жителей Теберды, до наших дней сохраняется немало поэтических легенд о былых подвигах своих героев, а также о предводителе народа мудром воине Карче.

В конце XVIII века карачаевцы основали аул Джамагат в одноименном ущелье. Позднее эту местность опустошила чума. Новое ее заселение началось в 1868 году, когда был основан аул Тебердинский (ныне аул Верхняя Теберда), и в 1870 году — аул Сенты (ныне аул Нижняя Теберда).

В сороковые годы прошлого столетия кавказское командование провело первую колесную дорогу вдоль берега Кубами от станицы Баталпашинской (ныне г. Черкесск) до Хумарин-ского укрепления. В конце шестидесятых были построены дороги, соединившие аулы Карачая с Баталпашинской, были наведены мосты через Кубань и Теберду.

В долине хозяйствовали местные феодалы и русские предприниматели. Коренное население занималось животноводством, используя богатейшие пастбища горных долин. Первым предприятием в Теберде было открытое в девяностых годах маслодельное и сыроваренное производство, позднее появились лесопильный завод, смолоскипидарное производство и др. В 1879 году была открыта первая, долгое время остававшаяся единственной, школа для горцев в ауле Верхняя Теберда. Как н многие народы царской России, карачаевский народ был малочисленным, бесправным.

В одежде, в быту карачаевцы имели много общего с другими кавказскими народами. В отличие от них карачаевцы строили жилища из бревен, а внутренним украшением были ковры и кошмы. Карачаевцы сохранили лучшие черты своих предков, отличавшихся гостеприимством, доброжелательностью, трудолюбием. Занимаясь исключительно скотоводством, карачаевские животноводы вывели породу курдючных овец, мясо которых отличается своеобразным ароматом и считается лучшим.

Октябрьская революция полностью изменила судьбу бесправного народа. В 1922 году Карачаево-Черкесия получила право на автономию. В Карачаево-Черкесской автономной области растет число учителей, врачей, писателей, ученых. Благодаря неустанной заботе партии и правительства, Карачаево-Черкесия достигла подлинного расцвета: возникла национальная литература, расцвела самобытная культура, коренным образом изменился быт горцев; выросли прекрасные города, заводы, фабрики, колхозы, совхозы. Благоустроенные дороги ведут миллионы туристов в самое сердце гор, где их ждут современные комфортабельные кемпинги, пансионаты, турбазы.

Читать на тему:
«Теберда. Домбай. Архыз»
«Теберда. Путеводитель»
«Очерки о Тебердинском заповеднике»
«Жемчужина Большого Кавказа»
«Вершины Западного Кавказа»


БИБЛИОТЕКА

От авторов
В глубь веков
Курорт вчера, сегодня, завтра...
Особенности ландшафта
Природные ресурсы
Флора и фауна
Защита природы
Зовут - дороги дальние
Легендами овеянный Кавказ
Горам отдавшие сердца
Санаторно-курортное лечение туберкулеза
Санаторно-климатические режимы
Лечение воздухом
Солнцелечение
Лечебная физкультура
Маршруты здоровья
Лечебное питание
Трудотерапия
Лечение сопутствующих заболеваний
О вредных привычках
Умеете ли вы отдыхать
Покидая санаторий
Если вам за сорок
Противопоказания для направления больных туберкулезом легких в санатории курорта Теберда









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!