пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | КИСЛОВОДСК Музей Н. А. Ярошенко в Кисловодске | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Музей расположен на территории принадлежавшей (1885-1915) семье Н. А. Ярошенко усадьбы с садом, парком и постройками, включающими 4 мемориальных здания. Общая площадь - 575 кв.м, экспозиционная - 410 кв.м, фондовая - 62 кв.м. Общее количество единиц хранения - 7794, в том числе: живопись - 943, графика - 1773, скульптура - 64, декоративно-прикладное искусство - 175, фотографии - 2322, документы - 92, прочее - 2425. Музей основан в 1959 году. Открыт 11 марта 1962 года. С 1959 - Дом-музей Н. А. Ярошенко, с 1963 - музей Н. А. Ярошенко, с 1967 - Кисловодский художественный музей Н. А. Ярошенко, с 1991 музей носит современное название. Николай Ярошенко посвятил себя искусству, не оставляя военной службы. Слушая рассказ о судьбе художника, я вспомнила о том, что многие славные представители отечественной культуры служили в армии — это и Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Александр Куприн, Павел Федотов, Василий Верещагин, Модест Мусоргский, Николай Римский-Корсаков. Николай Ярошенко родился в 1864 году в Полтаве в семье отставного генерал-майора. С самого детства Николая готовили к военной карьере. Его отец мечтал, чтобы старший сын пошел по его стопам, и не обращал внимания на интерес мальчика к живописи. Когда пришло время, генерал отдал сына в Полтавский кадетский корпус, где некогда служил сам, а по его окончании, уже юношей, молодой Ярошенко уехал в Петербург и поступил там в Павловское училище. Параллельно Николай брал частные урокам рисования, а потом посещал вечерние классы рисовальной школы Общества поощрения художеств, где преподавал Иван Крамской. Обучение будущий военный инженер продолжил в Михайловской артиллерийской академии и одновременно стал посещать Академию художеств. Он с отличием закончил военную академию и был распределен на Санкт-Петербургский патронный завод, где прослужил более 20 лет. Исполнив мечту отца и повторив его путь, он ушел в отставку в чине генерал-майора. А вот повествование о художнике и общественном деятеле Николае Ярошенко должно быть более обширным. Начальник штамповальной мастерской Петербургского патронного завода штабс-капитан Ярошенко по вечерам продолжал посещать классы Академии художеств еще на протяжении четырех лет. За это время он сблизился с художниками-передвижниками и писателями, объединившимися вокруг журнала «Отечественные записки». Мировоззрение Ярошенко формировали идеи Чернышевского и Добролюбова, его вдохновляла поэзия Некрасова. На заводе Ярошенко много общался с рабочими. Постепенно он проникся их нуждами, и ему стали близки взгляды весьма характерные для русской интеллигенции последней четверти XIX века. Такое мировоззрение сыграло определяющую роль и в выборе сюжетов его картин, и в настроении, ими передаваемом. После женитьбы на Марии Навротиной – одной из немногих женщин той поры, получивших высшее образование, – Ярошенко решил организовать свадебное путешествие. Сначала молодожены побывали в Полтаве, а потом отправились на Северный Кавказ, в Пятигорск. Там художник оставил молодую жену и целый месяц писал этюды в Сванетии. И хотя впоследствии Ярошенко много ездил по России, Западной Европе, побывал в Египте, Палестине и Турции, его сердце навсегда пленила красота кавказских гор. В 1885 году чета Ярошенко обосновалась на Северном Кавказе. Они приобрели небольшое имение в слободе Кисловодской, где тогда было всего семь улиц. Ярошенко проводили лето именно здесь. К ним стали приезжать многочисленные друзья и гости – писатели, артисты, ученые, часто бывавшие в Петербурге на «ярошенковских субботах», – Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и Леонид Собинов, Константин Станиславский и Глеб Успенский, Иван Павлов и Дмитрий Менделеев. Не забывали своего коллегу и художники – Репин, Нестеров, Ге, Дубовской, Касаткин, Куинджи. У Ярошенко собирался укрыться Лев Толстой, когда планировал свой первый побег из Ясной Поляны. Радушные хозяева пристроили к своему уютному пятикомнатному дому несколько флигелей для гостей. Усадьбу назвали Белой виллой. Росписью дома в технике фресок Помпеи занимались гости дачи. В конце XIX века Белая вилла стала одним из главных культурных центров на юге России. Особое внимание стоит обратить на портреты горцев, которые, несмотря на запреты шариата, позировали художнику из уважения к его мастерству, любви и бережному отношению к истории и традициям Кавказа. Первые кавказские пейзажи, которые художник нарисовал во время свадебного путешествия, вызвали восторг публики. Илья Репин писал: «Следовало бы Ярошенко вместо того, чтобы писать картины и портреты, переключиться на пейзажи...», хотя и переживал, что искусство теряет Ярошенко-портретиста. Этюды, выполненные во время путешествий по горам Северного Кавказа или во время прогулок по окрестностям Пятигорска и Кисловодска, завораживают своими красками и точностью передачи настроений. Для большинства жителей средней полосы юг России был землей неизведанной. Поэтому, когда художник привез в Петербург картину «Шат-гора (Эльбрус)» (1884), многие приняли изображенную там панораму Кавказского хребта за плод фантазии автора. Вслед за Пушкиным и Лермонтовым Ярошенко открыл красоты Кавказа для соотечественников, заслужив, с легкой руки критика Владимира Стасова, прозвище «портретиста гор». И умер Николай Александрович летом 1898 года на следующий день после того, как пробежал более 10 километров с горы Большое седло, где писал с натуры, до дома, спасаясь от дождя. Николай Александрович Ярошенко изъездил весь Кавказ. Забирался в отдаленные горные аулы - и везде его встречали гостеприимно и уважительно. Художника хорошо знали, любили. Недаром В. Стасов называл Ярошенко «портретистом гор». Его картины, посвященные природе Кавказа, его людям, находятся в постоянной экспозиции музея. Начало коллекции и основание музея связаны с именем В. В. Секлюцкого (1907- 1990). Помощь в комплектовании музейных фондов оказали наследники современников Н. А. Ярошенко, составлявших его окружение - А. Васнецова, П. Брюллова, Г. Мясоедова, В. Сурикова, А. Корина, В. Бакшеева, А. Степанова, В. Черткова, Н. Симановского и других. Среди коллекционеров, внесших наиболее значительный вклад - И. С. Зильберштейн (Москва), А. И. Шустер (Санкт-Петербург), Д. М. Аксельбант (Москва), Ю. В. Невзоров (Москва), семья Фроловых (Санкт-Петербург), С. Г. Шамбурова (Москва), Е. Л. Фишков (Сухуми), Ю. Д. Пахомов (Тбилиси), А. Ф. Поляков (Кисловодск) и др. Собрание живописных и графических работ Н. А. Ярошенко (1846-1898) легло в основу экспозиции главного усадебного дома; произведения М.Нестерова, Н. Дубовского, Н. Касаткина, В. Васнецова находятся в посвященных им залах одного из выставочных зданий. Уникальна коллекция живописи и графики В. Перова, И. Крамского, И. Репина, В. и К. Маковских, А. Куинджи, А. Киселева, В. Максимова, В. Поленова, А. Саврасова и других передвижников. Вторая половина XIX в. представлена также живописью, графикой и скульптурой Л. Лагорио, В. Орловского, П. Суходольского, Н. Тютрюмова, Н. Дмитриева-Оренбургского, В. Верещагина, Ф. Васильева, Л. Позена, Е. Лансере, А. Обера, В. Беклемишева, И. Гинцбурга, Л. Бернштама. Расцвет русского искусства конца XIX - начала XX веков отражают работы И. Левитана, В. Серова, А. Бенуа, Л. Бакста, Ф. Малявина, С. Малютина, С.Виноградова, А. Корина, Л. Туржанского, П. Петровичева, Н. Богданова-Бельского, Е. Столицы. Коллекция советского искусства включает такие имена, как В. Бялыницкий-Бируля, И. Грабарь, М. Авилов, К. Юон, П. Радимов, В. Орешников, С. Ротницкий, Е. Кругликова, Е. Кацман, В. Курдов, Г. Епифанов, С. Коненков, М. Аникушин и др. За свою короткую жизнь Ярошенко создал более двух тысяч картин, совмещая занятия живописью со службой на военном заводе. |
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |