пятигорск | кисловодск | ессентуки | железноводск
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВДобавить в избранное
СТАТЬИ • А. А. Алябьев в ПятигорскеОГЛАВЛЕНИЕ


Яндекс.Метрика
 Статьи 

А. А. Алябьев в Пятигорске

А. А. АлябьевИмя Александра Алябьева, русского композитора и пианиста первой половины XIX столетия, широко известно в истории музыкального искусства. Творческое наследие этого мастера так многогранно, что мы можем найти в нем все музыкальные формы и жанры: песни и романсы (их более 180), инструментальные сочинения, хоры, водевили и, наконец, симфонические оперы.

Родился Алябьев в августе 1787 в г.Тобольске, где его отец был губернатором. Первые уроки музыки получил в семье, затем в Петербурге, где занимался игрой на фортепиано и теорией композиции у И. Г. Миллера. Впервые как композитор проявил себя в 1810: в печати появился «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано», два фортепианных вальса.

Участник Отечественной войны 1812 года и заграничного похода 1813-1814; был ранен при взятии Дрездена. После войны остался на военной службе и поселился в Москве. Большое место в творчестве уже известного композитора занимал театр. Одновременно в обеих столицах с успехом прошла премьера его первой комической оперы «Лунная ночь». В январе 1825, во время открытия Большого театра одним из авторов торжественной музыки был Алябьев.

Но нелепое происшествие 24 февраля 1825 изменило всю жизнь музыканта. Он был арестован по ложному обвинению в смерти одного из участников карточной игры. Три года провел Алябьев в тюрьме, где продолжал писать музыку. Здесь создан знаменитый романс «Соловей», на слова А. А. Дельвига. Романс, завоевав европейскую известность, стал любимой пьесой в репертуаре колоратурных сопрано, русских и иностранных. Вплоть до начала XX века зарубежные певицы, согласно установившейся традиции, пели «Соловья» на русском языке.

Несмотря на то, что вина композитора так и не была доказана, он был приговорен к лишению дворянства, знаков отличия, чинов и ссылке в Сибирь. В 1831 Алябьев с большим трудом добился «высочайшего соизволения» на «пользование» Кавказскими минеральными источниками. Поездка на Кавказ не изменила социального положения Алябьева, он по-прежнему ссыльный и по-прежнему находился под надзором местных властей.

С февраля до начала курортного сезона 1832 года композитор жил в Ставрополе, затем переехал в Пятигорск. Из архивных документов известно, что остановился он в доме «умершей майорши Карабутовой», который сохранился до наших дней, с 1980 отмечен мемориальной доской, а с 1997 является отделом музея-заповедника («Дом Алябьева»).

Во время пребывания в Пятигорске Алябьев много работал: было положено начало новому большому этапу в творческой деятельности композитора — его занятиям музыкальным фольклором. Алябьеву принадлежат первые в России обработки песен — русских, украинских, цыганских, народов Заволжья, Средней Азии и Кавказа.

В Пятигорске, совместно с профессором ботаники Московского университета и страстным собирателем малороссийского фольклора Михаилом Максимовичем (другом А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя), были аранжированы для голоса с фортепиано 25 украинских народных песен. Изданные в Москве, они составили первый самостоятельный сборник украинского фольклора.

На темах кавказских народных мелодий была написана пьеса для фортепиано «Французская кадриль из азиатских песен». Эта небольшая кавказская сюита явилась первой попыткой инструментального претворения кавказской народной музыки. В сборнике «Подарок любителям танцев» появились две «Мазурки кавказские» для фортепиано.

Тема Кавказа, обозначенная в творчестве Алябьева в известной «Черкесской песне» на слова А. С. Пушкина и музыкальной инсценировке «Кавказского пленника», получила дальнейшее развитие в его «восточных» романсах, таких как «Грузинская песня» на слова Л. Якубовича, «Кабардинская песня», и «Песня Кичкине» на слова А. А. Бестужева-Марлинского, романс «Черкес» на слова брата Василия. Позднее появилась «Черкесская песня» из поэмы М. Ю. Лермонтова «Измаил-Бей».

«Кавказский певец» — так писал о себе Алябьев уже в конце 1833. Под этим названием в Москве в музыкальном издательстве Грессера и Миллера был издан сборник песен и романсов, объединивший вокальные произведения композитора этих лет. Обложку его украшал вид Пятигорска на фоне горы Машук. К изданию был приложен литографированный портрет Александра Алябьева, рисованный с натуры Григорием Гельмерсеном. В настоящее время сборник утрачен.

Алябьев чуткий и глубоко эмоциональный лирик. В Пятигорске был создан цикл романсов, посвященных Е. А. Офросимовой, чувство нежной любви к которой композитор пронес через всю жизнь. На рукописи одного из них, романсе «Тайна» на стихи А. Ф. Вельтмана, сохранился автограф композитора: «Пятигорск, 17 июля 1832 года».

В середине августа Алябьев из Пятигорска переехал в Кисловодск, где участвовал в «блистательном празднике, каких здесь еще не бывало. Помимо посетителей Вод было приглашено 300 кабардинских князей и узденей. Перед ними пели стихи и разыграли прекрасный полонез с хором, сочиненный известным композитором, любителем музыки господином Алябьевым...»

Кавказская тема продолжала развиваться в творчестве композитора и после разлуки с Пятигорском; несколько лет было отдано работе над оперой «Аммалат-Бек» по одноименной повести А. А. Бестужева-Марлинского.

При жизни Алябьева отрывки из оперы «Аммалат-Бек были исполнены в марте 1838 в концерте И. И. Иоганниса. В печати сообщалось: «Слышавшиеся в Москве песни кавказских горцев, которые успел схватить Алябьев, странствуя по Кавказу, говорят, что это — те очаровательные звуки, которые Европа не знала, от которых веет горными бурями, в которых слышна новая жизнь».

О. С. Алексенко

Читать на тему:
Дом-Музей Алябьева (Дом Алябьева)
А. А. Алябьев (Статьи)

Сергей в 2014-09-09 17:15:57 пишет:
Приятно, что все больше и больше пишут про Алябьева. Он мой двоюродный прапрапрапрадед по материнской линии. Понятнее - его старший брат мой пра-пра-пра... А раньше, кроме Соловья, никто особо ничего про него и не знал. И то потому, что Брежневу очень нравился это романс. Вот и крутили его с утра и до утра по радио.
В.А.Сидоров в 2013-06-23 19:23:27 пишет:
Отчёт о проведении первого в истории русской культуры музыкального фестиваля "Александр Александрович Алябьев - выдающийся русский композитор" (с приложениями) см. на сайте www.rusbass.ru/. Народный клуб любителей русских басов дал концерты в Москве (три), Тобольске, Смоленске, Пущино, Коломне. Всего в процессе Фестиваля исполнено около 70-ти вокальных сочинений композитора, в том числе, мировая премьера хора воинов из неоконченной оперы А.Алябьева "Оскар и Эдгар" на либретто Дениса Давыдова.
В.А.Сидоров. в 2012-07-22 20:06:23 пишет:
Конечно, Иван Ребров уникален, и кто только не исполнял "Соловья", например, трио санкт-петербургских басов-профундо. Попутно, сообщаю, что в 2012 году идёт Первый Всероссийский музыкальный фестиваль "Александр Александрович Алябьев - выдающийся русский композитор", который начался в марте и закончится в декабре. Подробности на сайте www.rusbass.ru/
Владимир в 2011-09-12 10:17:34 пишет:
Я внимательно прочитал, предьявленный материал, но здесь почему-то не сказано о встрече на "Минеральных водах" А. А. Алябьева с будущей женой Екатериной Александровной Офросимовой, и циклу романсов (шесть), которые он ей посвятил. Кстати я продолжаю работать над алябьевской темой, и думаю на будущий этот материал будет опубликован. Конечно А. Ведерников-это прекрасно, но существует уникальное исполнение "Соловья" Иваном Ребровым (есть в моей коллекции), но о нем тоже молчат
владимир в 2010-06-24 22:21:03 пишет:
Меня всегда интересовал А. А. Адябьев, поэтому я с удовольствием работал над очерком об Алябьеве А.А. который опубликован в "Сибирском альманахе", по моему А.Г. Елфимов его выслал в адрес Пятигоского музея, если нет, то сообщите почтовый адрес, я вышлю ксерокопию материала. С уважением В. Волков.
Юрий в 2010-05-23 00:03:12 пишет:
Замечательные материалы! Пожалуйста отзовитесь, кто любит А.А. Алябьева, бывал в его музее в Пятигорске и хочет помочь хорошему делу. Адрес lgdp@mail.ru С уважением, Юрий.
В.А.Сидоров в 2008-12-09 19:28:02 пишет:
Мемориальный музей А.А.Алябьева есть также в Детской музыкальной школе имени А.А.Алябьева в городе Пущино Московской области. Ведёт его Инна Викторовна Голубева. Каждый год я езжу в Терскол. Вот и в 2009 году намерен. На обратном пути я, наверно, смог бы заехать в музей А.А.Алябьева в Пятигорске. При этом у меня есть возможность передать Музею компакт-диск с романсами и песнями А.А. Алябьева в исполнении А.Ф. Ведерникова и видеозапись концерта из произведений Алябьева в связи с 220-летием со дня рождения. Концерт прошёл в Пущино, исполнители - А.Ф.Ведерников, Н.Ермакова и ансамбль "Барокко". При заинтересованности, сообщите. Председатель Народного клуба любителей русских басов Сидоров Вячеслав Алексеевич (www.rusbass.ru)

Страницы: 1
Загрузка...

Оставить отзыв

Ваше имя:
Ваш отзыв:

Написанное мной подтверждаю








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!