альпинизм
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«АЛЬПИНИЗМ» • Воспитательная работаОГЛАВЛЕНИЕ


 Альпинизм 

Воспитательная работа

Составной частью коммунистического воспитания нового человека является физическая культура и спорт. В решениях XXV съезда и последующих постановлениях ЦК КПСС большое внимание уделяется идеологической работе, что требует от инструкторов-методистов и тренеров во время учебно-тренировочных занятий, походов и восхождений, пребывания в альплагере и на бивуаке использовать все возможности для воспитания молодежи в духе коммунистической морали. В своей воспитательной работе инструктор-методист и тренер всегда должны быть примером для участников — четко выполнять распорядок дня, с уважением относиться к своим коллегам и спортсменам, никогда не опаздывать, быть всегда в соответствующей форме. Моральное воспитание альпинистов имеет большое значение и для положительного решения учебно-спортивных задач. Сложная, напряженная и длительная подготовка к покорению труднодоступных вершин требует от альпинистов мобилизации всех физических и нравственных сил и морально волевых качеств. Опыт показывает, что эффективность тренировки, покорение сложных вершин во многом зависит от состояния воспитательной работы среди альпинистов. Часто победа над вершиной обусловливается не только тренированностью альпинистов, но и сплоченностью, организованностью, дисциплинированностью и моральной выдержкой всей команды. В задачи каждого инструктора-методиста, командира отделения и отряда, тренера входят:

— всей своей работой и поведением содействовать воспитанию альпинистов в духе преданности нашей социалистической Родине, патриотизма, интернационализма и требований спортивной этики, в духе принципов морального кодекса строителя коммунистического общества;

— проводить всю работу с альпинистами таким образом, чтобы участие в учебных и спортивных мероприятиях способствовало укреплению их здоровья и сил, готовило их к производительному труду и защите Родины;

— безотказно принимать участие в работах по оказанию помощи терпящим бедствие в горах, обладать достаточной подготовкой для оказания квалифицированной первой медицинской помощи, в совершенстве владеть всеми способами транспортировки пострадавшего в горах;

— проводить работу по охране окружающей среды, воспитывать у альпинистов любовь к природе и альпинистскому спорту;

— ориентировать альпинистов на сочетание спортивно-альпинистской деятельности с участием в разрешении научно-исследовательских и народнохозяйственных задач;

— воспитывать у альпинистов умение принимать самостоятельные решения в реальных условиях, настойчивость в достижении поставленной цели, решительность и смелость, сочетаемые с правильной оценкой конкретной обстановки, с учетом своих сил и возможностей, умением анализировать поступки свои и своих товарищей, быть критичным и самокритичным во всех поступках;

— проводить работу по обучению и тренировке молодых альпинистов не только в горах, по и в предлагерный период, повышать свою идеологическую и научно-методическую подготовленность, педагогическое мастерство, участвовать в организационной и учебно-тренировочной работе секции;

— тщательно готовиться к каждому занятию, походу, восхождению, строго и безоговорочно выполнять и требовать от обучаемых выполнения установленных правил безопасности, быть заботливым и внимательным воспитателем;

— быть требовательным к себе, своим товарищам и обучаемым, стремиться к совершенствованию своего спортивного мастерства и морально-волевых качеств, к образцовому проведению каждого альпинистского мероприятия;

— быть объективным и принципиальным в характеристиках альпинистов, указывать в них конкретные достоинства и недостатки характеризуемых.

Для решения этих задач инструкторы-методисты, тренеры должны постоянно вести идейно-политическую и морально-воспитательную работу среди альпинистов, привлекая к участию в ней ветеранов Великой Отечественной войны, передовиков народного хозяйства, деятелей науки, техники и искусства, известных спортсменов, ветеранов альпинизма; применять все возможные средства воспитания в коллективе и через коллектив. Прививать альпинистам также санитарно-гигиенические навыки, соблюдение режима питания, сна, совмещение трудовой деятельности и регулярных тренировок, трудолюбие на тренировках, навыки аккуратности и дисциплинированности. Инструктор-методист ненавязчиво, в товарищеской обстановке должен проводить беседы и рассказы о практике альпинизма, о лучших восхождениях у нас и за рубежом с демонстрацией диапозитивов, о защитниках горных перевалов, их мужестве. Желательно организовать совместные прогулки по ущельям, соседним лагерям с познавательными целями, выступить в одной команде со своими учениками на спортивных соревнованиях в лагере — это способствует хорошему, дружескому контакту с отделением. Инструктор по роду своей работы не может и не имеет права замыкаться в своем личном кругу, он обязан часть своего свободного времени посвятить участникам отделения, стараться сделать их пребывание в лагере интересным и содержательным. Привить им уважение к альпинистскому спорту, окружающей природе, настоящей дружбе.

В альплагере, отряде, отделении должны быть традиции непримиримости к лицам, нарушающим дисциплину или допустившим аморальный поступок, к проявлению грубости во время учебно-тренировочных занятии, походов, восхождений. Созданию здорового коллектива способствует честное взаимоотношение, критика и самокритика. Справедливые критические замечания по адресу того или иного альпиниста или инструктора-методиста, тренера, объективный анализ их взглядов и поступков воспитывают, помогают им правильно оценить себя, избавиться от недостатков. Для проведения в лагере культмассовой и спортивной работы, организации досуга альпинистов на собрании отряда выбирают культ-комиссию, спорткомиссию и редколлегию. Досуг спортсменов складывается из свободного времени после занятий, ужина и в дни отдыха, между походами и циклами занятий, на бивуаках и дневках во время походов.

В плане культкомиссии могут быть вечера танцев, конкурсы на лучшую альпинистскую или туристскую песню, викторины, встречи с интересными людьми, лекции о родном крае, сохранении природы, заповедниках, просмотры хроникальных, документальных и художественных фильмов. Необходимо предусмотреть в своих планах и вечера воспоминаний о лучших восхождениях инструкторов отряда, и вечера песни во время пребывания на бивуаке или дневке в высокогорной зоне, не забывать о днях рождения спортсменов и инструкторов и др. Спортивная комиссия проводит соревнования по скалолазанию и ледолазанию, по волейболу, баскетболу, шахматам, шашкам, перетягиванию каната, юмористические эстафеты и пр. Учреждаются специальные призы.

Альпинизм


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Из истории альпинизма
Горы и горные районы СССР
Горы зарубежной Европы
Горы зарубежной Азии
Горы Австралии и Океании
Горы Северной Америки
Горы Южной Америки
Горы Африки
Горы Антарктиды
Горный рельеф
Климато-метеорологические условия в горах
Теоретические основы физиологических адаптации
Горная болезнь
Питание и водно-питьевой режим альпиниста
Опасности в горах и меры предосторожности
Опасности, связанные с рельефом местности
Опасности, связанные с климатическими и метеорологическими условиями
Снаряжение, инвентарь, экипировка
Личное снаряжение, одежда и обувь
Специальный инвентарь и оборудование
Бивуачное и вспомогательное снаряжение
Страховка
Виды страховки
Основные правила страховки
Способы страховки
Тактика страховки
Лазание с помощью веревки и крючьев
Основы передвижения по травянистым склонам и осыпям
Основы скалолазания
Основные правила скалолазания
Основы передвижения по льду
Основные правила передвижения по льду
Основы передвижения по снегу
Основные правила передвижения по снегу
Переправы через горные реки
Способы переправы через горные реки
Основные правила переправы через горные реки
Бивуаки
Виды бивуаков
Тактика горовосхождений
Тактика и организация учебных восхождений
Особенности тактики и организации учебно-тренировочных восхождений
Особенности и тактика организации спортивных восхождений
Особенности тактики и организации высотных восхождений
Спасательная служба в горах
Выпуск групп в высокогорную зону
Действия спасательного отряда при получении сообщения об аварии
Действия спасательных отрядов
Снаряжение и инвентарь для спасательных работ
Физическая подготовка альпиниста
Проявление физических качеств при занятиях альпинизмом
Периодизация в специальной физической подготовке
Психологическая подготовка альпиниста
Некоторые особенности формирования моральных качеств
Развитие и совершенствование психических качеств альпиниста
Теоретическая подготовка альпиниста
Основы методики обучения и тренировки в альпинизме
Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
Создание представлений об упражнениях и их выполнении
Общие требования к проведению занятий
Организация занятий
Планирование занятий
Учебно-спортивная работа
Воспитательная работа
Спортивное скалолазание
Виды спортивного скалолазания
«Cкалодром»
Методика проведения соревнований
Спортивное ледолазание
Виды спортивного ледолазания
Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизме









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!