альпинизм
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«АЛЬПИНИЗМ» • Основы методики обучения и тренировки в альпинизмеОГЛАВЛЕНИЕ


 Альпинизм 

Основы методики обучения и тренировки в альпинизме

Обучение и тренировки в альпинизме следует рассматривать как единый, многолетний процесс и взаимосвязь средств, методов, форм и условий спортивной подготовки. Особенностью круглогодичной подготовки альпиниста является то, что подготовка в основном проходит в условиях места жительства до выезда в горы на относительно короткий срок. Поэтому занятия проходят, главным образом, по общей и специальной физической подготовке, альпинисты приобретают теоретические знания, связанные с теорией и практикой альпинизма, изыскивают возможности использования местности в городе или в пригороде для приобретения и совершенствования технических навыков в альпинизме (скалолазание, хождение по крутым снежным склонам в зимнее время и др.). Актуальными вопросами в системе подготовки альпинистов являются:

а) применение важнейших педагогических правил и положений к особенностям частной методики обучения и тренировки альпинистов;

б) изучение и обобщение опыта работы ведущих советских тренеров по обучению и воспитанию мастеров высокого класса;

в) использование наиболее рациональных педагогических задач и заданий для творческой самостоятельной деятельности занимающихся альпинизмом под руководством инструктора-методиста или тренера, позволяющих регулировать и чередовать различные нагрузки для эффективного управления процессом спортивной тренировки до выезда в горы, во время тренировочных выходов в горах и на восхождениях.

Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учетом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов—научности обучения, связи теории с практикой, воспитывающего обучения, сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и последовательности, прочности и индивидуализации обучения.

Принцип научности обучения состоит в том, чтобы создать правильные условия для отражения, понимания и усвоения современных достижений науки и практики, способствуя формированию коммунистического мировоззрения. Изучение главных фактов и закономерностей достижений теории и практики физического воспитания в альпинизме связано с анализом техники и важнейших положений физиологии, психологии, гигиены, педагогики, биохимии и других наук. Необходимо добиваться сознательного их усвоения и применения альпинистами в практике их обучения и тренировки. Вопросы поведения, трудовой, спортивной и бытовой деятельности занимающихся следует определять в свете марксистско-ленинской идеологии, противопоставляя их буржуазному мировоззрению. Инструктору-методисту (тренеру) надо постоянно изучать развитие науки и практики в области специализации, в частности альпинизма, быть всегда в курсе достижений и знакомить с ними занимающихся.

Принцип связи теории с практикой. Инструктор-методист должен научить занимающихся творчески применять теорию в практике воспитания и обучения. Добиваться от занимающихся применения приобретенных знаний, навыков и умений не только в спортивной, но и в общественно-трудовой деятельности, в быту. Овладевать техникой передвижения в соответствии с тактикой прохождения маршрутов. Ставить перед занимающимися задачи и давать задания на самостоятельный разбор разных вариантов применения техники и тактики в изменяющихся условиях, осложняющихся ситуациях. Приучить занимающихся к систематическому изучению литературы по альпинизму и связанных с ним предметов, анализу проведенных учебно-тренировочных занятий, восхождений, проявляя высокий уровень критики недостатков.

Принцип воспитывающего обучения предполагает, что в процессе организации, содержания и методов учебной работы инструктор-методист или тренер воспитывает у спортсменов коммунистические убеждения, стремится к всестороннему развитию личности каждого из них, учитывает необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим и идейно-политическим. Инструктор-методист должен подавать личный пример добросовестного отношения к труду и общественной деятельности, ответственности за порученное дело, воспитанности, такта и чуткого отношения к людям. Приводить примеры и разъяснять дела и поступки лучших альпинистов во время их спортивной деятельности, в труде и в быту, приучать каждого занимающегося к самоусовершенствованию, вежливости, опрятности, самокритичному отношению к своим поступкам, нетерпимости к проявлению аморальных и неэтичных поступков со стороны товарищей, бороться с нарушением спортивной этики. Сплачивать дружный коллектив, так как в коллективе формируются индивидуальность человека и привычки (товарищество, взаимопомощь и др.). Приучать занимающихся подчинять личные интересы общественным. Добиваться бережного отношения к спортивному снаряжению. Активно охранять природу.

Принцип сознательности и активности выражает преимущественно психологическую сторону обучения. Учебно-тренировочный процесс следует вести таким образом, чтобы занимающиеся альпинисты понимали смысл и значение тех действий, которыми следует овладеть, творчески и активно участвовали в обучении и тренировке. Обучающийся должен ясно представлять конечную цель занятий, знать, что нужно для достижения цели, почему план занятий построен так, а не иначе, быть хорошо осведомленным в знании маршрута, уметь самостоятельно реализовать намеченный план восхождения группы. Инструктор-методист (тренер) должен воспитывать активность, трудолюбие, интерес к альпинизму, без которого немыслимо сознательное отношение к упражнениям, выполняемым на учебно-тренировочных занятиях, действиям во время восхождений. Необходимо прививать навыки самостоятельной работы в развитии физических и психологических качеств. Зная физические и психологические особенности каждого альпиниста в отдельности, его теоретическую подготовку, тренер рекомендует для самостоятельной работы наиболее целесообразные упражнения, учитывая способности и возможности их развития у альпиниста. Следует воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся при решении технико-тактических задач во время прохождения маршрутов, заостряя внимание на том, что альпинисту придется самому решать все эти вопросы во время спортивных восхождений, активно претворять свои замыслы в действия. В ходе занятий инструктор-методист проверяет, насколько занимающийся разобрался в технических и тактических приемах передвижения, правильно ли понял задание, умеет ли объяснить и обосновать свои действия. Сознательность, самоконтроль и анализ помогают альпинисту правильно оценить свои поступки, объективно дать оценку своим действиям и действиям товарищей, способствуют самостоятельности.

Принцип наглядности. Наглядные пособия являются одним из средств достижения цели обучения. Они способствуют правильной организации мыслительной деятельности обучающихся. На занятиях с альпинистами нужно широко использовать такие формы наглядного обучения, как просмотр кинофильмов, фотографий, кинограмм исполнения технических приемов в преодолении отдельных сложных участков маршрута, посещать соревнования по скалолазанию, в которых участвуют хорошие скалолазы. Полезны совместные тренировки с альпинистами высокого класса. Главное во время учебно-тренировочного занятия — это четкий и правильный показ каждого действия. Если инструктор-методист или тренер в силу каких-то причин не может правильно и в расчлененном порядке продемонстрировать тот или иной способ передвижения, то нужно использовать для этой цели наиболее технически подготовленного альпиниста, который смог бы показать прием на высоком уровне. Каждое действие следует показывать сначала слитно, в комплексе с другими элементами, потом расчленить на элементы, разъясняя значение каждого из них для качественного целостного выполнения. Просмотр красивого выполнения действий альпиниста в скалолазании или ледолазании воодушевляет наблюдающих выполнять действия так, как делает их мастер высокого класса. Желательно, чтобы занимающиеся анализировали свои действия, сравнивали их с действиями мастеров.

Принцип доступности. Существенным признаком доступности является связь получаемых знаний с теми, которые имеются в сознании обучающегося. Всякий учебный материал может быть усвоен, если он доступен. Доступность учебного материала включает преодоление посильных трудностей. Попытки выполнить непосильное упражнение могут привести к искажению техники, а во время напряженных тренировок — к функциональным отрицательным сдвигам. Альпинистам, которые имеют третий спортивный разряд, нужна тренировка на скальных участках, отвечающих горам второй и третьей категории трудности, ни в коем случае не надо стремиться выбирать маршруты для тренировок, по трудности подходящие к вершинам 4-й пли 5-й категории. Постоянные неудачи или срывы во время тренировок приводят к чувству неуверенности и потере инициативы. Попытки выбирать маршруты, по трудности недоступные альпинисту, неизбежно приводят к переутомлению и снижению работоспособности. Если это случается в период восхождения, то это может привести к травмам или несчастному случаю. Завышенные задания, не соответствующие уровню подготовленности альпиниста, нереальные перспективные планы порождают неверие в себя, недовольство инструктором-методистом или тренером, условиями тренировки и др. Принципом доступности руководствуются и при составлении зачетных требований, контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, планов повышения спортивного мастерства и, самое главное, при планировании результатов, к которым должен стремиться альпинист в тех или иных восхождениях. Вместе с тем слишком легкие задания приводят к потере интереса занимающегося, его активности. Только преодоление посильных трудностей, чередование легких упражнений со сложными дают эффект в обучении и тренировке. Доступность изучаемого материала связана с тем, насколько последовательно и систематично построен курс обучения.

Принцип систематичности и последовательности. Всю систему подготовки альпинистов нужно строить на систематичности и последовательности овладения техникой, тактикой, развития физических и морально-волевых качеств (регулярность занятий, чередование нагрузок с отдыхом и соответствующая последовательность занятий в зависимости от их направленности и содержания). Только регулярные занятия дают эффект в обучении и тренировке, так как они предусматривают непрерывность в развитии различных физических качеств (выносливости, быстроты, координации, ловкости) , технико-тактических навыков и морально-волевых качеств. Менее продолжительные, но более частые занятия дают больший эффект, чем более продолжительные, по редкие (4 раза в неделю по 1,5 ч дадут значительно больший эффект, чем занятия 2 раза в неделю по 2,5 ч). Нерегулярные занятия часто приводят к отрицательным физиологическим сдвигам в организме. Кроме того, следует иметь в виду, что в практике деятельности альпинистов во время учебно-тренировочных и спортивных восхождений физические и нервные нагрузки продолжаются в течение нескольких дней подряд. Поэтому не следует терять из виду выработку некоторого стереотипа режима нагрузок, встречающихся в условиях спортивной деятельности. Если последовательно переходить от простого к сложному, при систематических тренировках сложное постепенно становится доступным. Новое изучается на основе известного. Хорошо изученная техника несложных маршрутов является прочной базой для овладения сложными маршрутами.

Принцип прочности знаний и навыков. Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти изучаемых знаний, формируемых навыков и умений. Овладевать техникой и совершенствовать ее следует при помощи многократного осмысленного повторения движений, внося тактические замыслы в их выполнение. Это способствует рациональному применению техники, ликвидации излишних напряжений, вырабатыванию экономных и эффективных движений. Технические навыки совершенствуют в разных вариантах при сбивающих факторах и смене ситуаций. Чем больше тренировка по разнообразным маршрутам, тем навыки делаются прочнее. Хорошей усваиваемости каждого элемента способствует изучение его в сочетании с другими. Чем уверенней альпинист преодолевает препятствие, тем прочнее усваиваются навыки. Прочность навыков зависит от умения подобрать упражнения по технике с учетом индивидуальных особенностей альпиниста. Альпинисту большого роста значительно легче лезть по скалам с зацепами, находящимися вдали друг от друга, альпинисту с небольшой массой тела всегда легче идти по ледово-снежному склону, чем альпинисту с большей массой тела. Самым активным средством для прочного овладения техническими и тактическими навыками являются учебно-тренировочные мероприятия на отдельных участках соответствующего учебного рельефа, т. к. при восхождениях, особенно при ограниченном времени, редко и в недостаточном объеме встречаются места различного (нужного) рельефа и характера, отвечающие задачам технической тренировки. Поскольку программой поэтапного обучения, и тем более в альпинистских лагерях, не предусмотрено время, необходимое для точного и уверенного овладения техникой, эта задача решается спортивным скалолазанием и ледолазанием.

Принцип индивидуализации обучения в альпинизме менее выражен. При работе с коллективом следует обеспечить возможность каждому альпинисту сохранить и развивать свою индивидуальность, исходя из единства интересов личности и коллектива. Наиболее характерным для групповых занятий является выполнение заданий, связанных с совместными действиями группы с учетом индивидуальных способностей в выполнении коллективного задания. При работе с альпинистами высших разрядов необходимо давать отдельные задания, учитывая способности каждого в отдельности. Между методическими принципами обучения и тренировки существует тесная взаимосвязь. Ни один из них не может быть реализован, если игнорируются другие. Все принципы отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же учебно-тренировочного и воспитательного процесса. Искусство инструктора-методиста или тренера заключается в том, чтобы рационально сочетать все педагогические принципы в едином учебно-воспитательном процессе.

Альпинизм


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Из истории альпинизма
Горы и горные районы СССР
Горы зарубежной Европы
Горы зарубежной Азии
Горы Австралии и Океании
Горы Северной Америки
Горы Южной Америки
Горы Африки
Горы Антарктиды
Горный рельеф
Климато-метеорологические условия в горах
Теоретические основы физиологических адаптации
Горная болезнь
Питание и водно-питьевой режим альпиниста
Опасности в горах и меры предосторожности
Опасности, связанные с рельефом местности
Опасности, связанные с климатическими и метеорологическими условиями
Снаряжение, инвентарь, экипировка
Личное снаряжение, одежда и обувь
Специальный инвентарь и оборудование
Бивуачное и вспомогательное снаряжение
Страховка
Виды страховки
Основные правила страховки
Способы страховки
Тактика страховки
Лазание с помощью веревки и крючьев
Основы передвижения по травянистым склонам и осыпям
Основы скалолазания
Основные правила скалолазания
Основы передвижения по льду
Основные правила передвижения по льду
Основы передвижения по снегу
Основные правила передвижения по снегу
Переправы через горные реки
Способы переправы через горные реки
Основные правила переправы через горные реки
Бивуаки
Виды бивуаков
Тактика горовосхождений
Тактика и организация учебных восхождений
Особенности тактики и организации учебно-тренировочных восхождений
Особенности и тактика организации спортивных восхождений
Особенности тактики и организации высотных восхождений
Спасательная служба в горах
Выпуск групп в высокогорную зону
Действия спасательного отряда при получении сообщения об аварии
Действия спасательных отрядов
Снаряжение и инвентарь для спасательных работ
Физическая подготовка альпиниста
Проявление физических качеств при занятиях альпинизмом
Периодизация в специальной физической подготовке
Психологическая подготовка альпиниста
Некоторые особенности формирования моральных качеств
Развитие и совершенствование психических качеств альпиниста
Теоретическая подготовка альпиниста
Основы методики обучения и тренировки в альпинизме
Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
Создание представлений об упражнениях и их выполнении
Общие требования к проведению занятий
Организация занятий
Планирование занятий
Учебно-спортивная работа
Воспитательная работа
Спортивное скалолазание
Виды спортивного скалолазания
«Cкалодром»
Методика проведения соревнований
Спортивное ледолазание
Виды спортивного ледолазания
Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизме









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!