|
Альпинизм |
Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную технической и тактической подготовленностью занимающихся, периодом, условиями до выезда в горы и в горах и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для сезонных видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообразную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типовая структура занятий. Практические занятия в альпинизме могут носить характер учебно-тренировочный и тренировочный.
Учебно-тренировочные занятия. Этот вид занятий преобладает при обучении новичков и значкистов, т. е. первого и второго этапов обучения. На учебно-тренировочных занятиях альпинисты приобретают новые навыки и совершенствуют навыки, ранее приобретенные. Повторение прохождения одних и тех же маршрутов или разных маршрутов одинаковой трудности, повторение одних и тех же способов страховки в разных вариантах является процессом тренировки. Постоянное и все более широкое усвоение технико-тактических средств в разных условиях с меняющейся ситуацией закрепляет навыки. Таким образом создаются условия для наиболее быстрого усвоения новых технических действий. Альпинист, стремящийся к высоким спортивным результатам, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать новые технические навыки, уметь их применять в различных условиях, при различных ситуациях.
Учебно-тренировочные занятия в альпинизме имеют свою специфику в том, что эти занятия проходят непосредственно на учебных скалах разной трудности, ледовом, снежном или фирновом склонах, где необходима надежная страховка. При этом каждый партнер совершенствуется в обеспечении надежной страховки для безопасности второго.
Инструктор-методист или тренер, планируя занятия альпинистов, последовательно вводит в занятия новые упражнения, подбирая все новые участки маршрутов, постепенно их усложняя, строго учитывает
при этом качество усвоения технических навыков, чтобы обеспечить преемственность в обучении.
Тренировочные занятия. Во время тренировочных занятий альпинист совершенствует уже изученные технико-тактические действия, вместе с тем развивая физические качества. В организации подготовки альпинистов следует учесть, что формой тренировочных занятий может служить восхождение, предшествующее какому-либо классификационному восхождению. Например, тренировочное восхождение с целью технической подготовки схоженности, акклиматизации, физической выносливости, психической настройки и др., делают на вершину третьей или четвертой категории трудности с тем, чтобы подготовиться к восхождению на вершину соответственно четвертой или пятой категории трудности.
Учебные, учебно-тренировочные и тренировочные занятия проводятся с альпинистами соответствующей квалификации (с новичками — учебные, со значкистами — учебно-тренировочные, с мастерами — чисто тренировочные занятия в зависимости от задач каждого этапа).
Несмотря на то что характер организации и содержания учебно-тренировочных и тренировочных занятий по альпинизму отличается от других видов спорта — единоборства, спортивной гимнастики, спортивных игр и др., следует также придерживаться общего положения разделения занятия на части: подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свое назначение.
Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.
Физиологическая разминка предусматривает: а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений.
В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения для альпиниста, подготавливающие к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, направленности занятия, периода подготовки.
В основной части решаются главные задачи: а) овладение техническими и тактическими навыками и их совершенствование (например, в скалолазании или прохождении ледовых участков); б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к высоким психическим напряжениям; в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений и действий, координации, равновесия, силовых качеств и выносливости.
Нагрузка должна постепенно нарастать как по объему, так и по интенсивности. Например, лазание по скалам надо начинать с простых маршрутов, постепенно переходя к более сложным; на снежных склонах начинать передвижение с организации страховки по отлогим склонам, постепенно переходя к более крутым склонам, к более сложным формам передвижения и страховки.
В заключительной части организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние.
Если занятия специализированного характера, например, по скалолазанию, на леднике или на снежных склонах, то к концу занятий следует переходить уже к более легким маршрутам и заканчивать все упражнения совершенно простыми, не требующими каких-либо напряжений действиями.
Типовую структуру следует выдерживать при всех видах упражнений, разной направленности.
Часто группа бывает неравной по своей квалификации или по способностям в освоении материала. Поэтому сохраняя структуру занятия, можно давать отдельным альпинистам разные задания по сложности и интенсивности выполнения упражнений.
Типовую структуру занятия не следует понимать как что-то незыблемое и шаблонное: ее можно изменять в зависимости от конкретных условий.
Альпинизм
|