альпинизм
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«АЛЬПИНИЗМ» • Типовая структура организации учебно-тренировочных занятийОГЛАВЛЕНИЕ


 Альпинизм 

Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий

Одной из важных сторон учебно-тренировочного процесса, его эффективности является построение занятия. Несмотря на различную целенаправленность, обусловленную технической и тактической подготовленностью занимающихся, периодом, условиями до выезда в горы и в горах и другими причинами, учебно-тренировочное занятие проводится в соответствии с определенными закономерностями, общими для сезонных видов спорта. Эти закономерности, предусматривающие целесообразную последовательность выполнения педагогических задач, учитывает типовая структура занятий. Практические занятия в альпинизме могут носить характер учебно-тренировочный и тренировочный.

Учебно-тренировочные занятия. Этот вид занятий преобладает при обучении новичков и значкистов, т. е. первого и второго этапов обучения. На учебно-тренировочных занятиях альпинисты приобретают новые навыки и совершенствуют навыки, ранее приобретенные. Повторение прохождения одних и тех же маршрутов или разных маршрутов одинаковой трудности, повторение одних и тех же способов страховки в разных вариантах является процессом тренировки. Постоянное и все более широкое усвоение технико-тактических средств в разных условиях с меняющейся ситуацией закрепляет навыки. Таким образом создаются условия для наиболее быстрого усвоения новых технических действий. Альпинист, стремящийся к высоким спортивным результатам, должен постепенно повышать свое спортивное мастерство, усваивать, закреплять и совершенствовать новые технические навыки, уметь их применять в различных условиях, при различных ситуациях. Учебно-тренировочные занятия в альпинизме имеют свою специфику в том, что эти занятия проходят непосредственно на учебных скалах разной трудности, ледовом, снежном или фирновом склонах, где необходима надежная страховка. При этом каждый партнер совершенствуется в обеспечении надежной страховки для безопасности второго. Инструктор-методист или тренер, планируя занятия альпинистов, последовательно вводит в занятия новые упражнения, подбирая все новые участки маршрутов, постепенно их усложняя, строго учитывает при этом качество усвоения технических навыков, чтобы обеспечить преемственность в обучении.

Тренировочные занятия. Во время тренировочных занятий альпинист совершенствует уже изученные технико-тактические действия, вместе с тем развивая физические качества. В организации подготовки альпинистов следует учесть, что формой тренировочных занятий может служить восхождение, предшествующее какому-либо классификационному восхождению. Например, тренировочное восхождение с целью технической подготовки схоженности, акклиматизации, физической выносливости, психической настройки и др., делают на вершину третьей или четвертой категории трудности с тем, чтобы подготовиться к восхождению на вершину соответственно четвертой или пятой категории трудности. Учебные, учебно-тренировочные и тренировочные занятия проводятся с альпинистами соответствующей квалификации (с новичками — учебные, со значкистами — учебно-тренировочные, с мастерами — чисто тренировочные занятия в зависимости от задач каждого этапа). Несмотря на то что характер организации и содержания учебно-тренировочных и тренировочных занятий по альпинизму отличается от других видов спорта — единоборства, спортивной гимнастики, спортивных игр и др., следует также придерживаться общего положения разделения занятия на части: подготовительную, основную и заключительную, каждая из которых имеет свое назначение.

Подготовительная часть занятия делится на физиологическую разминку и образовательную часть.

Физиологическая разминка предусматривает: а) подготовку центральной нервной системы, активизацию деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания; б) подготовку двигательного аппарата к действиям, требующим значительных мышечных напряжений. В образовательной части занимающиеся выполняют специализированные упражнения для альпиниста, подготавливающие к решению основных задач занятия. Специализированные подготовительные упражнения подбираются в зависимости от уровня подготовленности, направленности занятия, периода подготовки. В основной части решаются главные задачи: а) овладение техническими и тактическими навыками и их совершенствование (например, в скалолазании или прохождении ледовых участков); б) психологическая подготовка, вырабатывание способности к высоким психическим напряжениям; в) развитие быстроты реакции, выполнения рациональных движений и действий, координации, равновесия, силовых качеств и выносливости. Нагрузка должна постепенно нарастать как по объему, так и по интенсивности. Например, лазание по скалам надо начинать с простых маршрутов, постепенно переходя к более сложным; на снежных склонах начинать передвижение с организации страховки по отлогим склонам, постепенно переходя к более крутым склонам, к более сложным формам передвижения и страховки.

В заключительной части организм занимающегося надо привести в относительно спокойное состояние. Если занятия специализированного характера, например, по скалолазанию, на леднике или на снежных склонах, то к концу занятий следует переходить уже к более легким маршрутам и заканчивать все упражнения совершенно простыми, не требующими каких-либо напряжений действиями. Типовую структуру следует выдерживать при всех видах упражнений, разной направленности. Часто группа бывает неравной по своей квалификации или по способностям в освоении материала. Поэтому сохраняя структуру занятия, можно давать отдельным альпинистам разные задания по сложности и интенсивности выполнения упражнений. Типовую структуру занятия не следует понимать как что-то незыблемое и шаблонное: ее можно изменять в зависимости от конкретных условий.

Альпинизм


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Из истории альпинизма
Горы и горные районы СССР
Горы зарубежной Европы
Горы зарубежной Азии
Горы Австралии и Океании
Горы Северной Америки
Горы Южной Америки
Горы Африки
Горы Антарктиды
Горный рельеф
Климато-метеорологические условия в горах
Теоретические основы физиологических адаптации
Горная болезнь
Питание и водно-питьевой режим альпиниста
Опасности в горах и меры предосторожности
Опасности, связанные с рельефом местности
Опасности, связанные с климатическими и метеорологическими условиями
Снаряжение, инвентарь, экипировка
Личное снаряжение, одежда и обувь
Специальный инвентарь и оборудование
Бивуачное и вспомогательное снаряжение
Страховка
Виды страховки
Основные правила страховки
Способы страховки
Тактика страховки
Лазание с помощью веревки и крючьев
Основы передвижения по травянистым склонам и осыпям
Основы скалолазания
Основные правила скалолазания
Основы передвижения по льду
Основные правила передвижения по льду
Основы передвижения по снегу
Основные правила передвижения по снегу
Переправы через горные реки
Способы переправы через горные реки
Основные правила переправы через горные реки
Бивуаки
Виды бивуаков
Тактика горовосхождений
Тактика и организация учебных восхождений
Особенности тактики и организации учебно-тренировочных восхождений
Особенности и тактика организации спортивных восхождений
Особенности тактики и организации высотных восхождений
Спасательная служба в горах
Выпуск групп в высокогорную зону
Действия спасательного отряда при получении сообщения об аварии
Действия спасательных отрядов
Снаряжение и инвентарь для спасательных работ
Физическая подготовка альпиниста
Проявление физических качеств при занятиях альпинизмом
Периодизация в специальной физической подготовке
Психологическая подготовка альпиниста
Некоторые особенности формирования моральных качеств
Развитие и совершенствование психических качеств альпиниста
Теоретическая подготовка альпиниста
Основы методики обучения и тренировки в альпинизме
Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
Создание представлений об упражнениях и их выполнении
Общие требования к проведению занятий
Организация занятий
Планирование занятий
Учебно-спортивная работа
Воспитательная работа
Спортивное скалолазание
Виды спортивного скалолазания
«Cкалодром»
Методика проведения соревнований
Спортивное ледолазание
Виды спортивного ледолазания
Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизме









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!