альпинизм
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
«АЛЬПИНИЗМ» • Психологическая подготовка альпинистаОГЛАВЛЕНИЕ


 Альпинизм 

Психологическая подготовка альпиниста

При современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам, а следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса. Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям. Известно, что мастерство каждого спортсмена определяется уровнем его технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Все эти компоненты взаимодействуют между собой.

От уровня развития одного компонента зависит развитие другого. Как правило, уровень подготовленности спортсменов неодинаков, это же наблюдается и у альпинистов. Если в отдельных видах спорта слабости отдельных компонентов могут быть компенсированы за счет других, более сильных в своем развитии, так называемых направляющих, допустим, у бегунов на длинные дистанции — специальная выносливость или у слаломистов и фигуристов на льду — техника, то в альпинизме компенсировать выносливостью недостатки в технике или недостаточную выносливость техническим мастерством значительно труднее. Поэтому все компоненты мастерства альпинистов должны иметь определенный уровень, отвечающий соответствующим требованиям. Все же на первый план среди всех компонентов мастерства в альпинизме выходит психологическая подготовка. Не о всяком альпинисте можно сказать, что он “боец”, даже если оп обладает высокой техникой, тактической и физической подготовкой. Недостаточное проявление альпинистом волевых качеств, решительности, уверенности, стойкости и смелости, в особенности при отрицательно действующих факторах, ведет к снижению технико-тактических возможностей и снижению физических сил. Следовательно, в альпинизме вопросы психологической подготовки являются основными и уровень ее должен соответствовать спортивной квалификации альпиниста. Говоря о психологической подготовке спортсменов, следует иметь в виду особенности этой подготовки в альпинизме.

К таким особенностям можно отнести:

— коллективность этого вида спорта, где каждый спортсмен несет ответственность не только за личную подготовку физических, психических и теоретических качеств, уровень технико-тактического умения, но и за проявление всех этих качеств у своих товарищей, с которыми решаются одни задачи, где от действия одного зависят действия другого партнера и, более того, даже его жизнь. Этот фактор находит свое выражение в психологических отношениях в коллективе, где действия одного влияют на действия другого

— длительные нервно-физические напряжения, при которых не хватает времени для восстановления сил организма

— высокие требования к схоженности коллектива

— психологическая совместимость в группе, продолжающаяся длительное время при больших нервно-физических напряжениях

— взаимная ответственность, готовность к риску и самопожертвованию

— большое количество сильных сбивающих факторов и сложных ситуаций, влияющих на ход восхождений

— отсутствие зрителей, дающих оценку действиям спортсменов в сложных естественных условиях

При оценке способностей и возможностей альпиниста основным показателем является его психологическая подготовка. Как известно, предметом психологии являются: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности человеческой деятельности. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и др. К психологическим чертам личности следует отнести направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности. К психологическим особенностям деятельности относятся особенности восприятия, мышления, других психических процессов, связанных с определенным родом работы (например, творчества). Психические процессы и психологические особенности личности человека в их совокупности принято называть сознанием или, в более широком смысле, психикой. Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, появлении отрицательных факторов, стрессов, что явно находит свое выражение в спорте, особенно в альпинизме. Уровень психологической подготовленности играет особую роль, часто является решающим в спортивной деятельности альпинистов.

Известны случаи, когда даже опытные альпинисты во время восхождений при создавшихся трудных ситуациях, где необходимо было проявить волю, смелость, решительность, сделать этого не могли, что приводило к несчастным случаям. И наоборот, проявление высокого уровня психологических качеств, в особенности, руководителем группы, который умеет правильно оцепить обстановку, учесть возможности, успешно решать технико-тактические задачи, своим личным поведением положительно влиять на коллектив — всегда кончается успешным проведением мероприятия. Тренер по альпинизму должен иметь достаточные знания в области педагогики, психологии, физиологии и врачебного контроля для того, чтобы индивидуализировать подготовку спортсмена с учетом его способностей и возможности их развития.

Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки. Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: коммунистического мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме.

Психологическая подготовка непосредственно к восхождению в каждом конкретном случае включает в себя:

— твердые представления о поставленных задачах восхождения

— знание маршрута

— формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач

— преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим спортивным мероприятием, и создание состояния психологической готовности к нему, к максимальным волевым и физическим напряжениям, умение проявить их в условиях трудных восхождений

— полный психологический контакт с группой, с которой будет осуществляться восхождение (схоженность, знание характера и индивидуальных физических, технических особенностей товарищей по группе, уровень их теоретических знаний и др.).

Альпинизм


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Из истории альпинизма
Горы и горные районы СССР
Горы зарубежной Европы
Горы зарубежной Азии
Горы Австралии и Океании
Горы Северной Америки
Горы Южной Америки
Горы Африки
Горы Антарктиды
Горный рельеф
Климато-метеорологические условия в горах
Теоретические основы физиологических адаптации
Горная болезнь
Питание и водно-питьевой режим альпиниста
Опасности в горах и меры предосторожности
Опасности, связанные с рельефом местности
Опасности, связанные с климатическими и метеорологическими условиями
Снаряжение, инвентарь, экипировка
Личное снаряжение, одежда и обувь
Специальный инвентарь и оборудование
Бивуачное и вспомогательное снаряжение
Страховка
Виды страховки
Основные правила страховки
Способы страховки
Тактика страховки
Лазание с помощью веревки и крючьев
Основы передвижения по травянистым склонам и осыпям
Основы скалолазания
Основные правила скалолазания
Основы передвижения по льду
Основные правила передвижения по льду
Основы передвижения по снегу
Основные правила передвижения по снегу
Переправы через горные реки
Способы переправы через горные реки
Основные правила переправы через горные реки
Бивуаки
Виды бивуаков
Тактика горовосхождений
Тактика и организация учебных восхождений
Особенности тактики и организации учебно-тренировочных восхождений
Особенности и тактика организации спортивных восхождений
Особенности тактики и организации высотных восхождений
Спасательная служба в горах
Выпуск групп в высокогорную зону
Действия спасательного отряда при получении сообщения об аварии
Действия спасательных отрядов
Снаряжение и инвентарь для спасательных работ
Физическая подготовка альпиниста
Проявление физических качеств при занятиях альпинизмом
Периодизация в специальной физической подготовке
Психологическая подготовка альпиниста
Некоторые особенности формирования моральных качеств
Развитие и совершенствование психических качеств альпиниста
Теоретическая подготовка альпиниста
Основы методики обучения и тренировки в альпинизме
Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
Создание представлений об упражнениях и их выполнении
Общие требования к проведению занятий
Организация занятий
Планирование занятий
Учебно-спортивная работа
Воспитательная работа
Спортивное скалолазание
Виды спортивного скалолазания
«Cкалодром»
Методика проведения соревнований
Спортивное ледолазание
Виды спортивного ледолазания
Некоторые вопросы научно-исследовательской работы в альпинизме









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!