альпинизм |
Отдых на море | |
|
|
НАВИГАЦИЯ | «АЛЬПИНИЗМ» Психологическая подготовка альпиниста | ОГЛАВЛЕНИЕ |
|
Психологическая подготовка альпинистаПри современных требованиях к спортсменам, стремящимся к высоким спортивным результатам, а следовательно, испытывающим большие физические и нервные напряжения на тренировках и соревнованиях, в частности, при восхождениях на труднодоступные вершины, изучение психики и методов психологической подготовки является очень важным звеном в подготовке спортсменов, в особенности высокого класса. Без ясного понимания всей психологической сложности спортивной деятельности, многообразия обусловливающих ее связей невозможно создать рациональную методику тренировки, отвечающую современным научным и педагогическим требованиям. Известно, что мастерство каждого спортсмена определяется уровнем его технико-тактической, физической, психологической и теоретической подготовленности. Все эти компоненты взаимодействуют между собой. От уровня развития одного компонента зависит развитие другого. Как правило, уровень подготовленности спортсменов неодинаков, это же наблюдается и у альпинистов. Если в отдельных видах спорта слабости отдельных компонентов могут быть компенсированы за счет других, более сильных в своем развитии, так называемых направляющих, допустим, у бегунов на длинные дистанции — специальная выносливость или у слаломистов и фигуристов на льду — техника, то в альпинизме компенсировать выносливостью недостатки в технике или недостаточную выносливость техническим мастерством значительно труднее. Поэтому все компоненты мастерства альпинистов должны иметь определенный уровень, отвечающий соответствующим требованиям. Все же на первый план среди всех компонентов мастерства в альпинизме выходит психологическая подготовка. Не о всяком альпинисте можно сказать, что он “боец”, даже если оп обладает высокой техникой, тактической и физической подготовкой. Недостаточное проявление альпинистом волевых качеств, решительности, уверенности, стойкости и смелости, в особенности при отрицательно действующих факторах, ведет к снижению технико-тактических возможностей и снижению физических сил. Следовательно, в альпинизме вопросы психологической подготовки являются основными и уровень ее должен соответствовать спортивной квалификации альпиниста. Говоря о психологической подготовке спортсменов, следует иметь в виду особенности этой подготовки в альпинизме. К таким особенностям можно отнести: — коллективность этого вида спорта, где каждый спортсмен несет ответственность не только за личную подготовку физических, психических и теоретических качеств, уровень технико-тактического умения, но и за проявление всех этих качеств у своих товарищей, с которыми решаются одни задачи, где от действия одного зависят действия другого партнера и, более того, даже его жизнь. Этот фактор находит свое выражение в психологических отношениях в коллективе, где действия одного влияют на действия другого — длительные нервно-физические напряжения, при которых не хватает времени для восстановления сил организма — высокие требования к схоженности коллектива — психологическая совместимость в группе, продолжающаяся длительное время при больших нервно-физических напряжениях — взаимная ответственность, готовность к риску и самопожертвованию — большое количество сильных сбивающих факторов и сложных ситуаций, влияющих на ход восхождений — отсутствие зрителей, дающих оценку действиям спортсменов в сложных естественных условиях При оценке способностей и возможностей альпиниста основным показателем является его психологическая подготовка. Как известно, предметом психологии являются: а) психические процессы; б) психологические черты личности; в) психологические особенности человеческой деятельности. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятия, воображение, мышление, память, внимание, эмоции, желания и др. К психологическим чертам личности следует отнести направленность личности, темперамент, характер, интересы и способности. К психологическим особенностям деятельности относятся особенности восприятия, мышления, других психических процессов, связанных с определенным родом работы (например, творчества). Психические процессы и психологические особенности личности человека в их совокупности принято называть сознанием или, в более широком смысле, психикой. Психологические особенности, психические процессы и черты личности наиболее полно проявляются при сильных умственных и физических напряжениях, при постоянно меняющихся условиях окружающей среды, появлении отрицательных факторов, стрессов, что явно находит свое выражение в спорте, особенно в альпинизме. Уровень психологической подготовленности играет особую роль, часто является решающим в спортивной деятельности альпинистов. Известны случаи, когда даже опытные альпинисты во время восхождений при создавшихся трудных ситуациях, где необходимо было проявить волю, смелость, решительность, сделать этого не могли, что приводило к несчастным случаям. И наоборот, проявление высокого уровня психологических качеств, в особенности, руководителем группы, который умеет правильно оцепить обстановку, учесть возможности, успешно решать технико-тактические задачи, своим личным поведением положительно влиять на коллектив — всегда кончается успешным проведением мероприятия. Тренер по альпинизму должен иметь достаточные знания в области педагогики, психологии, физиологии и врачебного контроля для того, чтобы индивидуализировать подготовку спортсмена с учетом его способностей и возможности их развития. Принято делить психологическую подготовку спортсмена на два этапа — этап общей психологической подготовки и психологическую подготовку к восхождению. Оба эти этапа взаимосвязаны, вместе с тем каждый имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в методике спортивной тренировки. Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности: коммунистического мировоззрения, разнообразия интересов, волевых черт характера; должна стимулировать развитие психических процессов, способствующих успешному выполнению поставленных задач в альпинизме. Психологическая подготовка непосредственно к восхождению в каждом конкретном случае включает в себя: — твердые представления о поставленных задачах восхождения — знание маршрута — формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях для решения поставленных задач — преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящим спортивным мероприятием, и создание состояния психологической готовности к нему, к максимальным волевым и физическим напряжениям, умение проявить их в условиях трудных восхождений — полный психологический контакт с группой, с которой будет осуществляться восхождение (схоженность, знание характера и индивидуальных физических, технических особенностей товарищей по группе, уровень их теоретических знаний и др.).
|
|
На главную | Фотогалерея | Пятигорск | Кисловодск | Ессентуки | Железноводск | Архыз | Домбай | Приэльбрусье | Красная поляна | Цей | Экскурсии |
Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации! |