|
Альпинизм |
Общие требования к проведению занятий
Процесс обучения и тренировки в альпинизме зависит от организации и методики проведения занятий. В организацию занятий входит:
- 1. Проверка наличия необходимою снаряжения (веревки, ледорубы, нагрудные пояса и т. д.), одежды каждого участника перед выходом на занятие, качества и соответствия размера обуви
- 2. Обеспечение безопасности мест занятий
- 3. Выбор участков для занятий по сложности, соответствующих программе обучающихся, а также пригодных для занятий всей группе
- 4. Разбивка спортсменов по связкам, с учетом сил и возможностей каждого
- 5. Определение границ действия каждого спортсмена или связки
- 6. Определение мест для страховки и самостраховки
- 7. Определение места для проведения вступительной беседы или демонстрации технических приемов
- 8. Определение места, с которого удобно осуществлять руководство учебным процессом
Несмотря на различную технику и тактику в преодолении скальных, ледовых и снежных участков, в методике обучения и тренировок имеются общие закономерности проведения занятий.
- 1. Необходимо соблюдать все педагогические принципы обучения: активность, последовательность, сознательность, доступность и т. д. Следует поддерживать интерес к занятиям (проводить их живо и активно)
- 2. Перед началом практических занятий командир отряда проводит вступительную беседу, в которой указывает цель и задачу занятия, особенности передвижения по данному рельефу местности. Инструкторы-методисты показывают технику приемов передвижения, отвечающих тематике занятий
- 3. Каждое последующее практическое занятие начинается с повторения предыдущего. Не следует переходить к изучению нового материала, пока не усвоена техника ранее изученного. Так как в действиях альпинистов нет точных расчетов при движениях, то в изменяющихся условиях и сложных ситуациях ошибки могут оказаться роковыми
- 4. Инструктор-методист должен быть уверен в том, что участники его отделения поняли и усвоили свои обязанности, которые они должны выполнять в период занятий
- 5. Инструктор-методист должен предоставлять занимающимся самостоятельность в организации и проведении страховки в изменяющихся условиях
- 6. Действия инструктора-методиста должны подкрепляться мерами но обеспечению безопасности, следует осуществлять постоянный контроль за действиями спортсменов, быть всегда готовым предотвратить возникновение опасности
- 7. Инструктор-методист обязан научить спортсменов анализировать свои и чужие ошибки и уметь исправить их
- 8. Инструктор-методист должен стремиться находить у спортсменов основные и второстепенные ошибки при выполнении того или иного упражнения и способы их устранения с учетом индивидуальных особенностей занимающегося. Помнить, что основные ошибки нарушают основы действий, их выполнение, а второстепенные (индивидуальные отклонения от правильной техники) не только снижают эффективность движений, но и могут иметь дальнейшее развитие и порождать новые ошибки
- 9. В заключение каждого цикла практических занятий следует проводить контрольные испытания по технике выполнения упражнений. При неумении выполнить действие ставят неудовлетворительную оценку, назначают добавочные занятия и допускают к последующему занятию только после твердого усвоения всех технических приемов и действий
- 10. При проведении практических занятий инструктор-методист придерживается такой последовательности:— показ действий или приемов;
— детальное их словесное объяснение; — иллюстрация применения этих приемов в практике альпинизма; — опробование и изучение приемов участниками; — повторение и совершенствование действий, устранение ошибок.
Альпинизм
|