| библиотека | лермонтовские места на кавказских минеральных водах | лермонтовский кавказ |
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
БИБЛИОТЕКА • «Лермонтовские места на Кавказских Минеральных Водах» • Лермонтовский КавказОГЛАВЛЕНИЕ



 История Кавминвод 

Лермонтовский Кавказ

Лермонтовский Кавказ

Лермонтовский Кавказ

Кавказские Минеральный Воды - это не только четыре города-курорта, но и дивная природа вокруг них. Это волнистая, пестрящая степным разнотравьем равнина, по которой разбросаны удивительные возвышенности. Это лабиринт речных долин, переходящих в глубокие таинственные ущелья. Это уходящие к югу предгорья Кавказа, достигающие подножия снеговых вершин. Дивные места, способные очаровать любую, даже самую черствую душу!

Они тоже сохраняют память о великом поэте, эти живописные уголки нашего чудесного края, который Михаил Юрьевич воспел в своих творениях и в котором оставил частицу своего сердца. И потому к числу лермонтовских мест Кавказских Минеральных Вод смело можно относить их природные достопримечательности.

Можно, конечно, скрупулезно подсчитать, сколько раз в стихах и прозаических произведениях Лермонтова упомянуты Машук и Бештау. Но стоит ли? Лучше еще раз вспомнить о том, с какой любовью они описаны. Найдем в лермонтовских произведениях и имена других вершин, например, «синие громады Бешту, Змеиной, Железной и Лысой горы», упомянутые в романе «Герой нашего времени». А кому из поклонников творчества Лермонтова не известны строчки поэмы «Измаил-Бей»:

Кругом налево и направо,
Как бы остатки пирамид,
Подъемлясь к небу величаво
Гора из-за горы глядит;
И дале царь их пятиглавый.
Туманный, сизо-голубой.
Пугает чудной высотой.

Здесь подчеркнута главная особенность Пятигорья - множество теснящихся по соседству причудливых возвышенностей, то прячущихся в сиреневой дымке, то четко рисующихся на ясном небе.

Вершины эти таят в себе немало любопытного и даже загадочного. Чего стоит, скажем, Провал - таинственное отверстие в теле горы Машук, которое так тревожило воображение наших предков. С каким трепетом они заглядывали в манящую бездну, над которой издавна клубилось густое облако легенд, преданий, мифов. Публика образованная в недоумении гадала, а что же такое Провал с научной точки зрения: заброшенная шахта? Жерло потухшего вулкана? В конце концов, ученые пришли к выводу, что это - обычная карстовая пещера, потолок которой, истонченный испарениями горячей минеральной воды, рухнул под собственной тяжестью.

Казалось бы, столь прозаическое объяснение не оставляет места для тайн. Но нет! Едва успели появиться на Горячих Водах первые лечащиеся, как тут же началось их паломничество к загадочному отверстию в горе. Вспомним запись в дневнике лермонтовского Печорина: «Вечером многочисленное общество отправилось пешком к провалу. По мнению здешних ученых, этот провал не что иное, как угасший кратер; он находится на отлогости Машука, в версте от города. К нему ведет узкая тропинка между кустарников и скал...». Скучающую курортную публику привлекала возможность пощекотать себе нервы, заглядывая в тревожащую воображение черную бездну.

Впрочем, Провал подарил «водяному обществу» и еще более острые ощущения. В 1837 году по желанию и за деньги князя Голицына, большого любителя всяческих забав, над провальским жерлом был сооружен деревянный помост, с которого желающих при помощи блоков и веревки спускали в большой корзине на дно воронки. А самые отчаянные, испытывая судьбу, танцевали на этом помосте «кадриль в шесть пар». Есть сведения, что Михаил Юрьевич принимал участие в этих танцах, но в его творчестве это не нашло отражения. Столь же популярным местом для прогулок была гора Кольцо, находящаяся неподалеку от Кисловодска - образованное силами выветривания правильное отверстие в одной из скал. Скульптор-природа умеет создавать удивительные творения, особенно, если ей попадается такой сравнительно мягкий материал, как песчаник, в котором нередко появляются пещеры, гроты, ниши с почти правильными круглыми очертаниями.

Оно издавна вызывало почтительное отношение местных жителей, не знавших о подобном действии природных сил и считавших странное круглое «окно» в скалистом мысу неким святилищем.

Впрочем, широкую известность принесли горе Кольцо несколько строчек, написанных Лермонтовым: «Верстах в трех от Кисловодска, в ущелье, где протекает Подкумок, есть скала, называемая Кольцом; это - ворота, образованные природой; они поднимаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний, пламенный взгляд. Многочисленная кавалькада отправилась туда посмотреть на закат солнца сквозь каменное окошко...». Совершенно верно - это роман «Герой нашего времени». Вскоре после его выхода в свет описанное М. Ю. Лермонтовым «каменное окошко» сделалось одним из популярных лермонтовских мест Кисловодска.

Находится оно в долине реки Подкумок. Река издавна была той прочной «нитью», на которую нанизывалось ожерелье курортных жемчужин.

Но Подкумок не просто водная магистраль. Ее серебристая лента, извиваясь среди горных хребтов и причудливых вершил Пятигорья, участвует в создании тех неповторимых ландшафтов, которые, наряду с источниками целебных вод, составляют главную особенность и главное богатство Кавказских Минеральных Вод. И, конечно, Михаил Юрьевич не мог не заметить этого:

Давным-давно у чистых вод,
Где по кремням Подкумок мчится,
Где за Машуком день встает,
А за крутым Бешту садится...

Эти строки из поэмы «Измаил-Бей». А в романе «Герой нашего времени» переправа через Подкумок становится весьма значимым моментом в отношениях Печорина и княжны Мери.

Лермонтовский водопад и Лермонтовская скала. Знакомы Лермонтову были и некоторые притоки Подкумка. Так, в окрестностях Кисловодска его имя носят популярные экскурсионные объекты в долине речки Ольховки - водопад, упоминаемый в романе «Герой нашего времени», и скала, описанная там как место поединка Печорина с Грушницким. По поводу водопада специалисты-лермонтоведы уверены, что это тот самый, у которого Печорин поил своего коня. А вот насчет скалы у некоторых из них есть сомнения. Они считают, что скала-останец в долине Ольховки никак не могла быть местом роковой дуэли, поскольку и путь туда, и площадка на вершине выглядят совсем не так, как описаны в романе. Одни ищут нужную скалу в ущелье соседней речки Березовки, другие убеждены, что такой дуэльной площадки вообще не существует, а ее описание объединяет особенности нескольких мест в окрестностях Кисловодска. Тем не менее, народная молва продолжает называть живописный, отдельно стоящий каменный массив в ущелье Ольховки Лермонтовской скалой.

Кавказские горы в творчестве М. Ю. Лермонтова. Годы, прошедшие с той поры, как живописными окрестностями Кавказских Минеральных Вод любовался Михаил Юрьевич Лермонтов, конечно, изменили облик окружающей местности. Но никаким переменам не подвластны сияющие на горизонте снежные великаны - та самая «серебряная цепь снеговых вершин», что, «начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом», замыкает амфитеатром громоздящиеся горные хребты. В их описании, открывающем собой повесть «Княжна Мери», Михаил Юрьевич как бы подчеркивает неразрывную связь Пятигорья со всем Большим Кавказом и в поэтической форме дает читателю представление о строении его центральной части.

Что касается Эльбруса и Казбека, то Лермонтов в своем описании как бы уравнял обе горы. Но фактически они видны неодинаково - если Казбек едва заметен на горизонте, то Эльбрус доминирует над всеми прочими вершинами, являясь неотъемлемой частью любого пейзажа Кавказских Минеральных Вод и непременным героем лермонтовских описаний, причем не только сделанных пером, но и кистью.

Двуглавый великан призрачно белеет на горизонте в картине Лермонтова «Пятигорск». Его характерные очертания без труда угадываются на полотне «Воспоминание о Кавказе». И, наконец, пейзаж «Эльбрус на восходе солнца» показывает нам ледяного исполина во всей его красе и мощи. Так увидеть Эльбрус можно только в вершины горы Бермамыт, которую тоже можно отнести к числу лермонтовских мест, поскольку Михаил Юрьевич не мог бы написать такую картину, не побывав там.

Да и сам Эльбрус мы тоже должны считать в ряду мест, неразрывно связанных с Лермонтовым, соглашаясь со словами современного поэта, сказавшего:

Взгляд его, я утверждать берусь,
До сих пор хранит седой Эльбрус.


БИБЛИОТЕКА

Предисловие
Чудесное прикосновение Кавказа
Сердце лермонтовской России
Заповедный лермонтовский квартал
Емануелевский парк
Пятигорский бульвар
Ресторация
Парк «Цветник»
Место дуэли М. Ю. Лермонтова
Место первоначального погребения М. Ю. Лермонтова
Памятник М. Ю. Лермонтову
Близ колодца «богатырь-воды»
В самом маленьком и живописном

ИМЯ ПОЭТА НА КАРТЕ КАВКАЗСКИХ МИНЕРАЛЬНЫХ ВОД
Симфония металла и стекла
«Юбилейная» остановка
Улица, санатории, бюветы
Город имени поэта
Лермонтовский Кавказ









Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!