христианство на северном кавказе до XV века | вступительное слово
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Вступительное словоОГЛАВЛЕНИЕ



 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Вступительное слово

ФеофанИстория Северного Кавказа — это во многом история христианская, ибо эта земля одной изпервых была просвещена Светом Христовым, долгое время, оставалась одним из центров христианского мира. И сегодня, несмотря на все беды минувшего, Православная церковь сохраняет значение и авторитет как конфессия большей половины жителей нашего удивительного региона.

В I веке, благодаря трудам святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Канонита в причерноморские греческие колонии Кавказа были занесены первые семена христианства. Из летописи явствует, что св. an. Андрей, обходя области вокруг Черного моря, достиг Закавказья, долго подвизался в Абхазии. Затем, перешел горы Кавказа, где похоронил своего спутника Симона Канонита, и остановился у зихов.

В IV веке, когда в Римской империи христианство объявили государственной религией, оно особо усилилось в греческих колониях, располагавшихся в Причерноморье, и далее распространялось на Северный Кавказ.

Еще Константин Великий, по сказанию Сократа, победив сарматов, расположил их усвоить святую веру. После того, как Сарматия вошла в роспись Константинопольской церкви, упоминаются две ее области — Зихия и Алания. В Зихии были образованы четыре епархии: Фанагория, Тмутаракань (Тамань), Зихия и Никопсис. Известно, что епископы Фанагорский и Зихийский присутствовали на Царсградском Соборе в 519 г., всего в составе Кавказской миссии было 18 человек.

Еще ранее, к концу IV века св. Кирилл Иерусалимский в числе других народов, имевших в его время епископов, священников, диаконов, монахов и девственниц, помещает и сарматов. А св. Иоанн Златоуст причисляет сарматов к тем, прежде варварским народам, которые имели уже тогда перевод на собственный язык учения святых, апостолов.

Одним из первых исторических свидетельств об аланах служит указание византийского историка Прокопия Кссарийского на то, что аланы некогда, занимали центральную часть Северного Кавказа. Он называл, алан «друзьями христиан и ромеев» (т.е. греков).

Таким образом, часть народа, населявгиая Северный Кавказ, была просвещена светом христианства в первые века, а другая часть приняла истинную веру от святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Вот как об этом повествует история: около 858-861 гг. к греческому императору Михаилу прибыли послы хазарские с просьбой «прислать какого-нибудь ученого мужа, который бы в состоянии был состязаться с евреями и сарацинами, и, если он посрамит их, тогда мы примем вашу веру». Царь для этого дела избрал Константина Философа, а тот пригласил брата Мефодия. Выучив в Корсуне еврейский и славянский языки, они отправились на Кавказ. Здесь с честью принял их хан. «После неоднократных жарких прений о вере с хазарами, сарацинами и особенно с евреями, какие имел в присутствии самого хана Константин, и которые записал, потом Мефодий, разделивши их на восемь глав (или словес), братья-апостолы с Божиею помощию достигли цели своего посольства — сам князь, бояре его и множество народа уверовали во Христа и приняли святое крещение».

Здесь была основана христианская община, имеются сведения о существовании христианского храма в древнем хазарском городе Маджары на реке Куме. С этим городом связано церковное предание о прославлении тела замученного в Орде в 1319 г. св. благоверного князя Михаила Тверского. В Маджарах находились русские купцы, знавшие покойного князя, хотели прикрыть его тело дорогими тканями и поставить в церкви с честью. И вот всю ночь над поставленным в караван-сарае телом князя Михаила видели огненный сияющий столб, восходивший от земли до неба.

Благодаря близкому соседству с христианской Грузией народы Северного Кавказа просвещались и от нее. Грузинская царица Тамара (1184-1212) и ее дочь Русудана (1212-1227) пытались упрочить свое влияние среди адыгов, распространяя христианство. Имя св. царицы Тамары было и до сих пор необычайно почитаемо среди горских народов.

Сохранившиеся до настоящего времени многочисленные древние археологические памятники повествуют нам о расцвете христианства в этом крае. Так, на территории современного Архыза сохранились остатки древнего города с тремя храмами. Историки утверждают, что по своему христианскому значению этот город был для Северного Кавказа тем же, чем был Афон для Византии тип и Херсонес для Тавриды.

Сохранились древнейшие Сентинский и Хумаринский храмы. Искусный зодчий Иосиф Бернадацци, увидев эти храмы, был поражен замечательной архитектурой и удивительной прочностью. Он признал. Сентинский храм византийским и отнес его сооружение ко времени Константина Великого. Отмечают поразительное сходство фресок этого храма с фресками храма св. Софии, сооруженного в VI веке в Константинополе. Их «писала твердая уверенная рука, никакого отступления от схоластических образцов себе не позволяющая и не умевшая, вероятно, писать иначе. Художник, очевидно, был грек».

Археологами описаны и другие реликвии древнего христианства: каменные кресты с надписями на греческом языке на месте основания города Ставрополя, города Буденновска, станицы Сторожевой, статуи христианских рыцарей, камень с надписью, останки храма у аула Карт-Ажюрт в районе горы Эльбрус. В ущелье реки Большой Зеленчук в Старом Жилище найдена надмогильная плита с аланской надписью, в районе Сентинского храма обнаружены остатки двух часовен, датируемых X веком. На реке Гиляч, притоке Кубани, найден еще один христианский храм с алтарем, а также предметы церковной утвари.

В уставе императора Льва Мудрого (894-911 гг.) есть сведения о существовании Тмутараканской и Никольской архиепископий и упоминается об Аланской митрополии.

Другой район — долина реки Теберды. Здесь проходила дорога, связывающая степную часть Северного Кавказа с восточным побережьем Черного моря.

В районе Кислого Колодца (ныне г. Кисловодск) также проходил караванный путь, здесь раскопки открыли сохранившиеся основания храмов, каменные кресты, каменный престол, древний могильник. В Безенгийском ущелье на недоступной скале возвышаются развалины, замка, датируемые IX-ХП вв., вблизи находится часовенка. Вблизи г. Нальчика, в урочище Аесной Курган, находилась в древности епископская кафедра. На территории Кабардино-Балкарии также найдены останки христианских храмов. Много древнехристианских памятников находится в горах Северной Осетии, Ингушетии и Чечни, но в отличие от византийских храмов Карачаево-Черкесии, они ближе к грузинскому стилю. Археологи их относят к ХII-ХIII вв., т.е. ко времени правления царицы Тамары (1184-1212).

Так горы Северного Кавказа донесли до нас святыни, утвердившиеся здесь до крещения Руси. Нашествие Тамерлана оказало значительное негативное воздействие на развитие Северного Кавказа, отбросив регион на несколько столетий в своем развитии. Преодолению этого отставания способствовала Россия, с XVI века тесно связанная с северокавказскими народами союзническими отношениями. Дальнейшее единение Кавказа и России вело к возрождению здесь христианства.

XX век стал временем новых испытаний. Однако и в условиях государственного атеизма, и в тяжелый период антицерковных гонений христианство сохранилось на Северном Кавказе. А когда в конце восьмидесятых годов гонения прекратились, начался новый этап в развитии и укреплении Православия на благодатной земле нашего региона.

Трудясь сегодня на ниве Христовой, заботясь о духовном и нравственном состоянии грядущих поколений, мы должны помнить и о предках наших, христианах минувших эпох.

И в этом смысле невозможно переоценить труды историков, археологов, воскрешающих для нас страницы былого. И среди кавказских археологов, безусловно, почетное место занимает Владимир Кузнецов, полвека отдавший изучению древнехристианских памятников Северного Кавказа. Его научный и гражданский подвиг тем значимее, что Владимиру Александровичу приходилось вести свою работу в условиях, когда все, связанное с Церковью и религией, объявлялось вредным и ненужным.

В. А. Кузнецов в этих условиях совершил, казалось бы, невозможное — сохранил научную преемственность от дореволюционных исследователей до ученых XXI века.

Феофан, Епископ Ставропольский и Владикавказский


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!