христианство на северном кавказе до XV века | свет христианства из грузии
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • Свет христианства из ГрузииОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

Свет христианства из Грузии

Наряду с Абхазией и Лазикой ближайшим христианским соседом народов Северного Кавказа была Грузия. Выше мы касались христианизации Грузии, произошедшей уже в IV в., после чего Грузия, как и Армения, стала оплотом православия на Востоке. Более того, в некоторых средневековых источниках Грузия получает название «Георгия» — страна св. Георгия. По сведениям (очевидно, легендарным) Платона Иосселиани, просветительница Грузии св. Нина приходилась родственницей Георгию, сооружала в его честь храмы, и Грузия избрала его своим покровителем. Уже в V в. в Грузии появляются первые христианские храмы базиликальной композиции, например, Болнисский Сион 478-493 гг., с VI в. начинается строительство центрально-купольных храмов, блестящим образцом которых является Джвари у г. Мцхета. В последующую эпоху грузинские зодчие создали целый ряд архитектурных шедевров с декоративной резьбой по камню на фасадах и монументальной фресковой живописью внутри храмов. Греко-византийское влияние на развитие грузинской церковной архитектуры, особенно на раннем этапе, признано специалистами, но в дальнейшем основой ее является самобытное творчество грузинских зодчих и художников. Высокий уровень грузинской христианской культуры средневековья не вызывает сомнений. Грузинская восточная церковь стала автокефальной с собственным католикосом во второй половине V в., при царе Вахтанге Горгосале.

Грузия всегда имела политические интересы на Северном Кавказе. В первую очередь они адресовались аланским племенным объединениям, затем государственности. Северокавказские народы с первых веков н. э. поставляли в Грузию военные контингента, высшая знать Картли....

....

Так в книге 3. Ш. Дидебулидзе находим императивные утверждения о якобы равной роли Византии и Грузии в процессе христианизации Северного Кавказа, «с переменным успехом для каждой из них», причем с XI в. «инициатива прочно переходит в руки грузинского государства», христианское влияние из Грузии на Северный Кавказ «было всегда весьма ощутимо и значительно». Не анализируя все источники и игнорируя успехи византийских миссий на Северный Кавказ, в книге говорится о христианизации Грузией Алании и страны вайнахов как о следствии политического подчинения Центрального Предкавказья, которое «избрали правители Грузии». Изложенные взгляды 3. Ш. Дидебулидзе вписываются в концепцию грузино-северокавказских отношений в Х-ХП вв., выработанную предшествующей грузинской историографией при активном участии акад. Н. А. Бердзенишвили. Насколько научна и приемлема данная концепция?


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!