христианство на северном кавказе до XV века | от автора
Пятигорский информационно-туристический портал
 • Главная• СсылкиО проектеФото КавказаСанатории КМВ
ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ • От автораОГЛАВЛЕНИЕ


 Христианство на Северном Кавказе до XV века 

От автора

В. А. КузнецовСовсем недавно мир вступил в третье тысячелетие нашей эры. Это уникальное историческое событие, повторяющееся раз в тысячу лет, совпало с другим редкостным, более того, единственным событием: мир отметил 2000 лет основателя христианского вероучения Иисуса Христа, богочеловека, во искупление грехов человеческих принявшего смерть на кресте, воскресшего и вознёсшегося затем, на небо. «Явление Сына Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление», — писал современный немецкий философ и психиатр Карл Ясперс, повторяя идеи Николая Бердяева: «факт исторический..., т.е. раскрывающий глубины жизни — факт явления Христа..., история идёт, к факту явления Христа и идёт от факта явления Христа».

Можно по-разному относиться к Христу и по-разному осмысливать его фигуру и исторический, феномен христианства. Но если историческая, реальность Иисуса Христа со ссылками на его мифологическое происхождение и связь с культом умирающего и воскрешающегося Бога ещё может оспариваться, огромную впечатляющую роль христианства в истории и культуре мира оспорить не может никто. В этой связи историки могут и должны сказать своё слово. Наука постоянно пополняет фонд источников, а движение исследовательской мысли вырабатывает новые подходы и концепции, позволяя тем самым многое видеть и понимать иначе, чем раньше, и приближаться к познанию объективной истины. Но в состоянии ли мы внести нечто новое в историю христианства, когда ей посвящена необозримая литература? Не напомним ли мы бессмертный образ археолога Пижоно, созданный Анатолем Франсом, когда археолог кается в непостижимом стремлении объять необъятное, а именно: создать обзор всех мер и весов, применявшихся в Александрии в царствование Птолемея Авлета?

Не опасаясь упрёков в излишней смелости, попытаемся сформулировать проблему. «Постановка проблемы - это и есть начало и конец всякого исторического исследования. Где нет проблем, там нет. и истории, только пустые разглагольствования и компиляции», - справедливо писал Аюсьен Февр. Основой современной научной работы является постановка проблем и выработка гипотез. В истории преобразившего половину мира христианства есть и ещё долго будут лакуны. Одна из них охватывает Северный Кавказ. Нельзя сказать, что история христианства и сохранившиеся от него древние памятники в упомянутом регионе не привлекали к себе внимание. Есть отдельные публикации и старые очерки П. Услара, А. Гатуева, Ю. А. Куликовского, существует и новый оозор истории христианства на Северном Кавказе митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, вышедший в 1992 году. Но старые издания ни концептуально, ни фактологически не соответствуют современному уровню знаний, за исключением превосходного исследования Ю. А. Кулаковского «Христианство у алан», вышедшего более 100 лет назад. Между тем для многонационалы:, сложного в этнокультурном и конфессиональном отношении Северного Кавказа — наиболее ного региона Российской Федерации — история христианства на её раннем этапе имеет познавательное значение. Факты свидетельствуют о том, что в эпоху раннего средневековья до татаро-монгольского нашествия XIII века христианство появилось и стало распространяться как в Закавказье — Армении, Грузии, Азербайджане, — так и на севере Кавказа от Черного моря до Кастшского. Но с VII века Северный Кавказ, в первую очередь его восточная часть, вошел в зону распространения ислама в связи с продвижением на Кавказ арабов. Между христианством и мусульманскими неофитами какое-то время происходило соперничество и борьба, в Азербайджане и Дагестане к XV в. завершившаяся победой ислама. Видимо, то же можно сказать и относительно исламизации Чечни и Ингушетии. В XVI-XVIII вв. мусульманство из контролируемого турками Крыма распространилось на Северо-Западный Кавказ вплоть до Кабарды. И здесь христианство оказалось побеждено. Эти важные для исторических судеб северокавказских народов явления, происходившие на стыке христианской и мусульманской цивилизаций, ещё слабо изучены. Однако в сознании современных мусульманских народов Северного Кавказа мы вряд ли сможем обнаружить память о том., что их отдаленные предки поклонялись другим богам. Тема смены религий на Кавказе непопулярна.

Итак, наша проблема определяется как ранняя история христианства на Северном Кавказе до XV века. Цель автора — обобщение известных нам разнообразных источников и создание на этой основе реконструкции истории раннего христианства в регионе, издавна служившем естественным мостом между Западом и Востоком. Автор исходит из постулата именно о таком пограничном геополитическом положении Кавказа на стыке Европы и Азии, где естественным могучим разделителем, был Кавказский хребет. Если Древнюю Русь часто расценивают как зону встречи цивилизаций Запада, и Востока, то Кавказ всегда был её передним краем. Вплоть до сегодняшнего дня он сохранил, черты пограничной зоны и при решении современных острых проблем региона данное обстоятельство необходимо учитывать. Сразу подчеркнем, что в нашей работе рассматривается только Северный Кавказ. Общая история христианства на Кавказе — огромная и сложная проблема, современными историками полностью ещё не освоенная.

Разрабатываемая нами проблема раннего христианства на Северном Кавказе требует объективности и научной корректности автора. Нельзя не согласиться с А. П. Кажданом: следует освободиться от двух крайностей, а именно: от конфессионального подхода к христианству как воплощению высшей истины и от вольтерьянской трактовки христианства как средства сознательного обмана, умственного оглупления, духовной эксплуатации. Мление христианства мы воспринимаем как феномен средневековой цивилизации, оставивший глубокий и плодотворный след как в духовной, так и в материальной культуре.

Наряду с информацией, представляемой средневековыми письменными источниками, огромную роль в раскрытии истории христианства на Северном Кавказе играют памятники материальной культуры. Это довольно специфичная область археологической науки, на западе Европы выделившаяся ещё в 1927 г. в предмет христианской археологии, по понятным причинам не принятый в советской науке. Теперь причин отвергать само понятие христианской археологии нет, и автор этих строк ниже делает попытку движения в данном направлении.

Предлагаемая монография готовилась мной к юбилею 2000-летия христианства, но издать её удалось лишь в 2002 году благодаря. Владикавказскому издательству «Ир», которому я искренне благодарен. Не могу не выразить свою благодарность и руководству, и коллективу Северо-Осетинского института гуманитарных, и социальных, исследований имени В. И. Абаева Российской Академии наук (РАН), в стенах которого создавалась монография, неизменно поддерживавших мою работу. Первое издание этой книги было выполнено и оформлено как научное академическое исследование с соответствующим научно-справочным аппаратом, но нашло своего читателя. Будучи представлено на конкурс Макариевского фонда РАН 2005 г., оно удостоилось золотой медали и диплома, а это, по-видимому, отразило факт общественного признания книги. Последнее обстоятельство побудило пятигорское издательство обратиться ко мне с предложением о переиздании «Христианства на Северном Кавказе до XV века» в виде научно-популярного труда, почти полностью освобожденного от академического оформления и более доступного для любознательного читателя-неспециалиста. Я с благодарностью принял это предложение столь серьёзного издательства.

Пользуясь творческими возможностями, предоставленными издательством , и полностью сохраняя структуру и содержание издания 2002 г., я их несколько изменил и расширил за счёт более активного привлечения памятников христианской археологии Северного Кавказа и, прежде-всего, — церковной архитектуры. В основу этих этюдов положено другое академическое исследование автора этих строк «Зодчество феодальной Алании», вышедшее во Владикавказе в 1977г. и заслужившее положительную оценку специалистов. Полагаю, что такое объединение будет полезным и обогатит, данное издание.


БИБЛИОТЕКА

ХРИСТИАНСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
ДО XV ВЕКА

О книге
Вступительное слово
От автора
Христианская миссия Византии
Христианство в Закавказье и восточном Причерноморье
Распространение христианства на северо-западном Кавказе
Крым — форпост византийского православия
Проникновение христианства в Хазарию
Первые контакты алан с христианством
Версия о св. Максиме Исповеднике
Следы христианства VIII-IX вв. в Алании
Базилика Ильичевского городища. Bepcия
Принятие христианства Аланией
Нижне-Архызское городище Аланской епархии. Зеленчукские храмы
Структура Аланской епархии
Свет христианства из Грузии
Область Двалетия
Область Дзурдзукетия
Область Дидо
Римско - католическая экспансия
Венецианцы и генуэзцы в Причерноморье и на Кавказе
Католическая кафедра на Верхнем Джулате
Католическая миссия у алан в Китае
Заключение
Об авторе

БИБЛИОТЕКА
Христианское храмовое зодчество Северного Кавказа периода средневековья








Рейтинг@Mail.ru Использование контента в рекламных материалах, во всевозможных базах данных для дальнейшего их коммерческого использования, размещение в любых СМИ и Интернете допускаются только с письменного разрешения администрации!